Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Культурная деятельность


Выставки | День Культуры | Памятник Любви | Колокол Мира


Тверская горница | Сотрудничество | Публикации

Н.К. Рерих. Мадонна-Защитница. 1933

Главная / Культурная деятельность ТОРОО / День Культуры / 75 лет Пакту Рериха


75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА


15 апреля 2010 года исполняется 75 лет со дня всемирно значимого исторического события – подписания Пакта Рериха. В 1935 г. в этот день в Вашингтоне представители 21-го государства Северной и Южной Америки при участии наблюдателей из европейских стран подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», вошедший в историю под именем его инициатора и вдохновителя – Николая Константиновича Рериха. Договорившиеся между собой страны обязывались в мирное время и в дни войны охранять объекты культуры, оказывать им покровительство и уважение даже на территории противника. Впервые в истории человечества в международном правовом поле была закреплена значимость ценностей культуры.

В мае 1954 г. на состоявшейся в Гааге конференции была принята Конвенция о защите художественных и научных ценностей во время вооруженных конфликтов, основу которой составили положения Пакта Рериха. Документ этот подписали представители 37 государств. В 1968 г. Конвенция была подписана уже 59 странами, в том числе и нашей страной.

Н.К.Рерих заговорил о необходимости защиты культурных ценностей еще до Первой мировой войны. Все его творчество – художественное, научное, философское – пронизано идеей высокого предназначения Культуры как важнейшего устоя эволюции человечества. Именно культура, считал он, является тем вечным пространством, где «дух человеческий находит пути <…> ко всему просветленному и прекрасному». В понятие культуры Рерих наряду с искусством включал науку и нравственность, утверждаемую всеми религиями мира. Великий художник и гуманист был уверен, что в отличие от цивилизации, которая способна подавить и разрушить все самое ценное в человеке и обществе, «культура, по сути своей, не знает разрушения, как такового», культура «безудержно, беспрестанно создает, она постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенство вчерашнего дня».

Призывая к охране памятников истории и культуры, Рерих рассматривал их, прежде всего, как один из главных факторов, способствующих духовному развитию человека. Он убедительно доказывал, что великие произведения творцов всех времен и народов несут в себе особую энергетику Красоты, способную влиять на внутренний мир человека, проявляя в нем лучшие его качества и устремления. «Осознание Красоты спасет мир», – повторил он с небольшой поправкой крылатые слова Ф.М. Достоевского.

Пакт Рериха, по сути, призывает к миру на Земле через Культуру. И отличительный знак Пакта, охранное Знамя, предложенное Николаем Константиновичем, называется Знаменем Мира. Оно должно было подниматься во время военных действий над «музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами», символизируя нейтральную территорию. На белом фоне три амарантовые сферы в круге такого же цвета – этот символ Триединства был выбран Рерихом для Знамени не случайно. Символ очень древний и встречается в культурах многих народов. Он изображался на китайских кувшинах V-III тыс. до н. э., на греческих чашах V века до н. э., на коптских древностях (Египет, 4-7 в.в.). Он же – на гербе Самарканда, на скалах Монголии, на тибетских перстнях, на нагрудных фибулах народов гималайских нагорий, на щитах крестоносцев и гербах тамплиеров, на знаменитых кавказских клинках гурда. Его можно встретить на православных иконах, на старинных картинах западноевропейских художников с религиозными сюжетами, на православных, католических и буддийских храмах, на мечетях. «Знак Триединства оказался раскинутым по всему миру…», – писал Н.К.Рерих.

Знак Знамени Мира может трактоваться по-разному. Отражая главный закон в пространстве культуры – преемственность, он расшифровывается как Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности. Часто его трактуют как Искусство, Наука, Религия, как Красота, Знание, Нравственность в круге Культуры, определяя составляющие Культуры и пути постижения окружающего мира. Но в любой трактовке отражается главный смысл этого символа – единство на всех уровнях.

В наши дни Знамя Мира, как символ единства и согласия народов Земли во имя благородной идеи мира, все больше завоевывает общественное признание. Оно находится в Организации Объединенных Наций, в Государственной Думе Российской Федерации и других правительственных и культурных учреждениях. Много раз оно облетело вокруг Земли вместе с экипажами, в том числе интернациональными, космической станции Мир. Знамя Мира было поднято альпинистами на многих горных вершинах мира, включая самую высокую – Эверест. Экспедиции полярников доставили и установили его на Северном и Южном полюсах Земли.

Н.К.Рерих был реалистом и понимал, что никакие договоры, заявления, декларации или обязательства сами по себе не спасут культурные ценности от разрушения. Никакие приказы не запретят войну, как невозможно запретить злобу, ложь. Но идеи, заложенные в Пакте Рериха, обращают умы людей к осознанию значимости Культуры в жизни человека и общества и намечают дальнейшие пути эволюции. Эти идеи - залог нашего будущего.


Портал «Музеи России»: Выставка «75 лет Пакта Рериха» в Санкт-Петербургском университете

Портал «Музеи России»: Пакт Рериха в ретроспективе вопроса защиты «сокровищ культуры»


Н.К. Рерих «О Культуре и Мире моление», 1933

Н.К. Рерих «Знамя Мира», 1939

Н.К. Рерих «Охраните!», 1941

Знак Знамени Мира в истории и культуре

Обзор Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха». Москва. 9-11.10.2010





© 2009-2014 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)