Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Культурная деятельность


Выставки | День Культуры | Памятник Любви | Колокол Мира


Тверская горница | Сотрудничество | Публикации

Главная / Культурная деятельность ТОРОО / День Культуры / Пакт Рериха и современность


ПАКТ РЕРИХА И СОВРЕМЕННОСТЬ


«Если соберем все определения Культуры, найдем синтез
действенного блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Рерих Н.К. «Культура – почитание Света»

«Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», широко известный как Пакт Рериха, относится к области тех явлений, глубина воздействия которых на окружающую действительность оценивается не сразу. В начале прошлого века утонченные сердца по всему миру, от Латинской Америки и США до Европы и Азии, незамедлительно отозвались на призыв Н.К.Рериха защитить и охранить Культуру. Поддержан он был многими выдающимися государственными, общественными и религиозными деятелями, такими как король Югославии Александр I, король Бельгии Альберт I, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн, латвийский архиепископ Иоанн, Папа Римский, Рабиндранат Тагор и другие.

Тридцать шесть стран Европы и Азии, в том числе и Латвия, одобрили Пакт Рериха и готовились к его подписанию. Но по иронии судьбы произошло то, что именно те страны, над которыми сгущались тучи второй мировой войны, по тем или иным причинам не присоединились к Пакту, и правительства остались свободными от обязательств охранять великие культурные сокровища ушедших веков. О результатах этой всемирной катастрофы мы знаем.

Николай Константинович Рерих, выдвинувший идею подписания Пакта Культуры, личность многогранная. Подобно титанам Возрождения он проявил себя в самых различных областях культурной и общественной жизни как великий художник, философ, археолог, писатель, просветитель, путешественник, общественный деятель. Что бы ни выходило из-под руки Мастера – все имело отпечаток глубокой духовности, несло оживотворяющую энергию красоты и гармонии, отсветы и очарование нездешнего, неземного.

Русско-японская и первая мировая войны, революция и гражданская война в России, сильнейший мировой экономический кризис, фашизация Италии, Австрии и Германии, пятилетки безбожия, разрушения памятников старины и репрессии в советской России и далее в СССР – все эти события были тем историческим фоном, на котором все более углублялось убеждение Николая Рериха в необходимости защиты Культуры и ее завоеваний, активной охраны беззащитной перед человеком, но космически мощной Красоты, ибо Красота и Космос – понятия тождественные. (Известно, что в переводе с греческого слово «космос» означает красота, порядок.)

Как истинный пророк – а истинный художник, каждый в своей сфере, всегда пророк – он предвидел величайшие потрясения и испытания и предостерегал от небрежительного отношения к великим достижениям творческого гения. Всеобъемлющая и спасительная идея Пакта Рериха устремлена была в будущее. Напоминая, что среди всех вопросов вопрос культуры будет краеугольным, Н.К.Рерих писал: «Твердо мы знаем, что лишь ценности духа и творчества лежат в основе Бытия. Только эти ценности будут спасением человечества» (Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. Стр.31). И предупреждал, что после средневековых испытаний нам предстоит неизмеримо более трудное испытание восприятием культуры. Для того чтобы пройти его, необходимо особое отношение ко всему, что «выявляет ступени красоты».

В этой связи целесообразно напомнить ту часть Пакта Рериха, ту сердцевину, которая в немногих выражениях охватывает весь комплекс мер по сохранению культурных ценностей. Согласно Пакту исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения, а также сотрудники этих учреждений, пользуются нейтралитетом, уважением и покровительством не только во время войны, но и в мирное время. Заметим, что правительства обязывались предпринимать необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения указанного покровительства и уважения. В этом по-гениальному простом решении начертан не только путь сохранения материальной и нематериальной культуры, но и путь превращения человека разумного в человека духовного.

По мысли Николая Рериха, подобно охраняющему физическое здоровье Красному Кресту, Пакт должен быть целителем и покровителем здоровья духовного. «Наша неотложная обязанность, – писал он, – создавать для молодого поколения традиции Культуры. Там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета Культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры» (Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. Стр.71-72). От невежества до утонченного синтеза – путь огромный, и впереди всегда должен гореть маяк, дающий ориентир. И этот маяк – Красота и Знание. Опора на вечное, на духовное есть спасительный якорь в бушующем океане хаоса.

Культура, определяемая Н.К.Рерихом как синтез не отвлеченного, не умозрительного, а именно действенного блага, является мощной преобразующей силой не только в пространстве духа, но и в пространстве материи, то есть цивилизации. Синтез действенного блага был явлен Рерихами в жизни с такой убедительностью и столь масштабно, что обычному человеку трудно представить себе, как могли вместиться в короткий отрезок одной жизни многообразные плоды их огненного творчества.

Н.К.Рерих предостерегал от смешения понятий культуры и цивилизации и, особенно, от подмены культуры цивилизацией. Сами корни этих слов уже указывают на существенное смысловое различие. Культура – Культ или Почитание Света, ибо друидический корень «ур» означает «свет». Тогда как цивилизация подразумевает гражданское общество, его устроение. «Цивилизация и прогресс являются только отдельными обстоятельствами Культуры», – пояснял Рерих (Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Стр.41-42).

Вопрос соотношения Культуры, как самоорганизующейся системы духа, и цивилизации глубоко рассмотрен в трудах выдающегося современного философа академика Л.В.Шапошниковой. В своей работе «Чаша Грааля космической эволюции» она пишет, что проблему этого соотношения следует решать с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо Культура «есть дух творческой деятельности человека», тогда как цивилизация «есть материя этой деятельности». История хранит множество свидетельств о гибели великих и малых цивилизаций, ибо все, что связано с материей по сути своей конечно. Но дух вечен и беспределен, а потому неуничтожим. «Называя Культуру “Садом Прекрасным”, – пишет она, – Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. “Осознание Красоты спасет мир”, – повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключен практически весь смысл Космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, энергетическое поле которой и есть источник Красоты» (Рерих Н.К. Культура и цивилизация. // Вступительная статья Л.В.Шапошниковой. Чаша Грааля Космической эволюции. М.: МЦР, 1997. С.6).

Таким образом, Пакт Рериха, определяя защиту Культуры, ее завоеваний и ее носителей главенствующим, приоритетным явлением в жизни человечества, является необходимым условием его эволюционного продвижения. Исход битвы между механической цивилизацией и будущей культурой духа не в последней степени зависит от человека, от его активной позиции в вопросах защиты и развития этой Культуры.


Цивилизационный кризис


Целостная картина мира, свойственная древним, в какой-то момент стала распадаться на отдельные элементы, дифференцироваться, обедняя тем самым внутренний мир человека. Будто кто-то невидимый настойчиво толкал слепого и глухого человека к обособлению и враждебности. В этом погружении во тьму произошел весьма ощутимый разрыв между высшим духовным пространством одухотворенного космоса и внутренним миром самого человека. Пришло время рационализма, атеизма, обожествленного материализма (марксизм-ленинизм, западная цивилизация). Международные отношения до сих пор выясняются с помощью военной силы.

Ни крестоносцы, ни османы, ни Наполеон и Гитлер, ни само время не властны были над древними стенами десятков 800-летних сербских храмов и монастырей. Горестный список потерь в результате заказной войны в Югославии внушителен. Достаточно упомянуть разрушенные или сожженные монастыри Пресвятой Богородицы и Святого Николая, оба XII-го века, в районе Куршумлии; соборный храм Богородицы Льевиской (XII век), Церковь Св. Спаса (XIV век), монастырь святых Архангелов (XIV век), церковь св. Георгия Руновица (XV век) в Призрене, тяжело поврежденные памятники культуры, такие как «Табачки мост» IV-го века и старый город в Джаковице. По заявлению директора Комитета по защите памятников культуры Республики Сербии Милета Милича «уже после прибытия КФОР в Косово и Метохию албанские террористы разрушили, сожгли или осквернили 77 сербских церквей и монастырей, ограбили или уничтожили свыше десяти тысяч икон и других сакральных предметов». Так религиозная нетерпимость, используемая определенными кругами в своих чисто прагматических и весьма корыстных интересах, расправляется с бесценным и невосполнимым наследием прошедших веков.

Шумер, Ассирия, Вавилон, Аккад, Месопотамия – все эти названия с детства на слуху. И все они объединены для нас сегодняшних одним словом – Ирак. В ходе конфликта 1991 года в Ираке был разрушен целый ряд крупных исторических, архитектурных и археологических памятников. Были беззастенчиво разграблены многие иракские музеи и прочие культурные объекты, пропало более 4000 тысяч экспонатов, из которых 326 единиц можно сегодня наблюдать в музее Метрополитен в США... Этот факт обсуждался на специальной совместной конференции Министерства культуры Ирака, ЮHЕСКО и Интерпола в 1993 году в Багдаде. Известный русский археолог профессор В.И.Гуляев в своей книге «Шумер, Вавилон, Ассирия: 5000 лет истории» свидетельствует, что «окончательный удар по археологическому изучению страны с участием иностранцев нанесла операция американцев и их союзников в 1991 г. – «Буря в пустыне». К тому же во время воздушных бомбардировок сильно пострадали многие всемирно известные памятники древности – например, знаменитый зиккурат Ур-Намму в Уре, построенный в III тыс. до н.э.» (Гуляев В.И. Шумер, Вавилон, Ассирия: 5000 лет истории. М.: Алетейа, 2004).

От бомбардировок антииракской коалиции весной 2003 года вновь пострадали музеи Тикрита и Мосула, багдадский дворец с экспозицией времен монархии, богатейший иракский Национальный Музей – собрание уникальных изделий из резного камня, кости, кожи, табличек древних жителей Месопотамии, крупнейшее хранилище арабских рукописей. В последнем полностью уничтожена научная работа, которая велась в течение 100 лет. Во время пожара в Багдаде погибла библиотека священных мусульманских книг – Коранов, а также бесценные манускрипты Национальной иракской библиотеки и архива. В постоянной опасности такие памятники Багдада, как дворец Абассидов, университет Аль-Мунстансирия, мечеть Мирджа соответственно XII, XIII и XIV веков.

Крепость Тиль-Кармаль (ассирийский город Шадупум), расположенная недалеко от Багдада – старейший научный центр в истории древних цивилизаций Европы и Ближнего Востока; Ниневия – столица древнего ассирийского царства; город VIII-IX веков Басра – раннемусульманский памятник с особым архитектурным стилем; Ан-Hаджеф с гробницей праведного халифа Али, двоюродного брата пророка Мухаммада и гробница мученика Хуссейна ибн Али в Кербеле – да мало ли еще в Ираке мест почитаемых и мусульманами, и христианами, являющихся для науки и истории необъятным полем труда. Вот между Басрой и Багдадом расположен великий древнешумерский город Ур, постепенно отвоевываемый археологами у земли, где в частности ведутся раскопки дома пророка Авраама.

Нельзя не согласиться с мнением М.Б.Пиотровского, директора Эрмитажа, члена-корреспондента РАH, одного из ведущих востоковедов, который еще в самом начале войны с большой горечью говорил о том, что бомбардировками Ирака может быть уничтожено большое количество нераскованных памятников, превращая тем самым в прах саму историю и никому пока неизвестную информацию о человечестве.

Трагические примеры Югославии и Ирака ясно указывают на кризис современной цивилизации. Цена обладания подземными ресурсами значительно превалирует над ценой человеческой жизни и бесценных памятников мирового культурного наследия. Мир, называющий себя цивилизованным, забыл о красоте. Он думает и действует, подчиняясь законам цивилизации. Разрушая святыни, неосязаемая энергетика которых, материализованная в красоте, помогает выживать среди агрессивного безобразия, человечество, по сути, лишает себя будущего.

Россия, являвшаяся и являющаяся пространством битвы хаоса и порядка, тьмы и света, безобразия и Красоты, в очередной раз в своей истории встала на край бездны. Набирают темп зловещие тенденции к окончательному уничтожению российского культурного поля. В качестве примера можно привести слова Г.М.Стриженова, потомственно-почётного гражданина Москвы: «За прошедшую эпоху – превращения страны в цветущий сад – в Москве было уничтожено более 50 процентов памятников архитектуры, а оставшиеся, преимущественно в плачевном состоянии, исчезают под натиском обновлённого российского капитализма и заграничных инвестиций. Только за годы молодящейся демократии по России стёрто с лица Земли три четверти музеев (в частности, благодаря знаменитому Ельцинскому "музейному" постановлению). В Москве при попустительстве местных органов власти были истреблены под разными предлогами, но по одной – коммерческой – схеме: Музей Измайлово, Музей Мещанской слободы, Музей Перово, Музей памяти жертв политических репрессий» (Стриженов Г.М. В Басманном районе убили музей, или Швайн лицом к человеку. 06.04.2004. Портал «Музеи России»). Этот список можно продолжить и по Москве, и по всей России.

Мы живем в эпоху бездуховного материализма и постоянных кризисов, в эпоху перевертышей и двойных стандартов, в эпоху безудержной деградации сознания и глобального, беззастенчивого манипулирования им. Технологии этого манипулирования были отработаны в США еще в начале прошлого века. Отверженную нравственность заменила откровенная дикость. Культуре стали приписывать несоответствующие ей проявления. «Культурным» центром становится супермаркет, а сама культура недоступна по причине высоких цен и некачественных выявлений. Интересы цивилизации отодвинули культуру за ненадобностью.

Отказ современной механической цивилизации от Культуры в ее высоком значении диктует необходимость объединения культурной общественности для действенной защиты культурного наследия. В этой связи представляется насущно необходимым еще раз вспомнить о всеобъемлющем документе, о котором мы сегодня говорим, о Пакте Рериха. Вспомнить и попробовать воплотить в жизнь. В противном случае скоро мы останемся среди сияющих витрин, прагматичных людей без сердца, но с быстродействующим компьютером в голове, агрессивных и распущенных, подобно киногероям современных фильмов.


Знамя Мира


Отличительным флагом Пакта Рериха является Знамя Мира, представляющее собой красную окружность с тремя красными кругами в центре на белом фоне. Освящение Знамени Мира, Знамени защиты Красоты, Знания и Искусства, проходило в бельгийском городе Брюгге, в соборе Святой Крови, названного по хранящейся там реликвии Святой Крови Христовой.

Со времени подписания Пакта Рериха Знамя Мира неоднократно поднималось над культурными учреждениями многих стран мира, в том числе и в Риге, водружалось российскими и международными экспедициями на высочайших пиках планеты, на Северном и Южном полюсах, вручалось культурным и государственным деятелям разных стран, а также Генеральному Секретарю ООН Кофи Ананну. В 1990 году Знамя Мира было поднято на околоземную орбиту. В открытый космос его вынес космонавт-исследователь Александр Баландин, совершив со Знаменем 144 витка вокруг Земли. В 1997 году начал работать международный проект «Знамя Мира в Космосе», активно поддержанный Российской Федерацией Космонавтики, ООН, ЮНЕСКО, НАСА, многими солидными научными и общественными организациями. В течение 2-х лет под Знаменем Мира на борту космической станции «Мир» работали более тридцати российских космонавтов и иностранных астронавтов. В этом проекте участвовал и американский корабль многоразового использования «Спейс-Шаттл». Знамя Мира в космосе символизировало начало новой эпохи в развитии человечества – эпохи космического мышления, планетарной ответственности и планетарного культурного единения. Трудно было избрать более гениальный в своей простоте символ, нежели тот, что мы видим на Знамени Мира: три в одном. Как выражение прошлых, настоящих и будущих достижений в пространстве Вечности, он напоминает о необходимости сохранения культурной преемственности. Как символ науки, искусства и философии в едином поле Культуры – указывает на синтез культурообразующих сфер.

Из всех написанных Н.К.Рерихом полотен и плакатов, несущих знак Знамени Мира, особо выделяется «Мадонна Орифламма» (1932 г.). Идеальная композиция и строгий колорит картины не могут не вызывать восхищения. Одновременно очерчено сразу несколько сфер и пространств, в которых центральным элементом является знак триединства.

Величественно-спокойный лик Мадонны склонен над развернутым в ее руках Знаменем Мира. Утонченность лика подчеркивается золотым пламенем нимба. Лилово-пурпуровые одежды мягкими складками ложатся на полукруглое подножие трона. Через проемы башни открываются дали с многочисленными постройками, явно принадлежащими разным культурам.

По своему внутреннему смыслу картина уникальна. Знамя Мира именно в руках Божьей Матери заставляет задуматься о его высоком происхождении и прямом указании на путь достижения лучшей жизни – он в единении, в культуре и в защите всего прекрасного. Вместе с тем Знамя Мира несет в себе глубокий смысл символа Космической эволюции. Научившись отмечать тайные вехи, оставленные нам культурным наследием прошлого, мы научимся понимать и пути этой эволюции.

«Без всякого преувеличения можно утверждать, – писал Рерих, – что ни одно правительство не станет прочно, если оно не выразит действенное почитание всеобъемлющей Красоте и высокому Знанию» И далее: «Всегда верю, что наиболее идеальное является и наиболее практичным. ... Если кто-то будет указывать, что начинание слишком идеалистично и потому стоит вне жизни, скажите ему: “Ошибся, милый, это начинание нежизненно, потому что оно недостаточно высоко”» (Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Стр.28-29). Величайшими врагами Красоты Рерих считал пошлость, ипокритство, эгоизм и особенно невежество. Последнее понимается не как безграмотность, а как «спутник прогнивших тупиков мысли» (Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Стр.30).

К сожалению, «прогнившие тупики мысли» множатся. В 2004 году, накануне празднования 70-летнего юбилея Пакта Рериха и в год 100-летия Святослава Николаевича Рериха, передавшего огромное рериховское наследие согласно воле своих родителей именно России, в созданную им общественную организацию Международный Центр-Музей Рерихов (МЦР), в Государственной Думе России по навету депутата Крутова, минуя официальную процедуру принятия решений, было демонтировано Знамя Мира, висевшее напротив входа в зал заседаний более 10 лет. А правительство России приняло решение, ведущее к прямому разрушению МЦР. Из всех мировых держав накануне юбилея Пакта Рериха столь неуважительно обошлись со Знаменем Мира только на Родине автора этого Знамени, в России. И только в России в течение последних 15 лет предпринимаются постоянные попытки уничтожить Международный Центр-Музей – крупный научный и культурно-просветительский центр, ставший заметным явлением в пространстве не только российской, но и мировой культуры. Тем самым и правительство, и народные избранники продемонстрировали свое полное невежество, а также отказ от Культуры как таковой.

С.Н.Рерих, великий сын своего великого отца, как никто иной смог выразить глубинную сущность таинственной притягательности великих произведений искусства и их эволюционное значение. Он писал: «Невыразимая аура славы, излучаемая великим произведением, – это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих Мастеров пленены в произведении, излучаются на зрителя и пробуждают в нас сходные ответные чувства, помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чём говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим более совершенное равновесие и гармонию, так как мы отзываемся на естественный эволюционный поток, вызывающий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся на них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении» (Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. М.: МЦР, 1993. Стр.64).

Невежественное человечество бездумно уничтожает или отвергает эти невидимые энергетические кладовые, обрекая себя на деградацию и разложение. Но только на основе подлинной красоты и подлинного знания могут установиться отношения между народами, считал Н.К.Рерих. Только этот универсальный язык способен разрубить гордиев узел недоверия. Объединившись на понимании культурных ценностей, на ведущем значении духа, человечество не только не разрушит столь любимую им цивилизацию, но придет к гармоничному существованию, о котором долго мечтало. Красота одухотворенная способна дать нам импульс к нашему внутреннему росту, а значит импульс эволюционный. Мысль о благе, обладающая сильнейшей творческой энергией, непременно претворится в действие. Как слова напутствия можно напомнить глубокое убеждение Николая Рериха в том, что все движимо творческой любовью, чудом красоты и премудростью знания. Насущная необходимость возвращения международного сообщества к идеям Пакта Рериха и Знамени Мира с каждым днем становится все более очевидной. И на этом прекрасном пути мы можем объединиться.


Т.В.Житкова, член Международной ассоциации писателей и публицистов, г. Рига
опубликовано в сборнике «Неотложен дозор сокровищ народных. Материалы научно-общественной конференции». –
Тверь: ООО «Издательство ГЕРС», 2005





© 2009-2014 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)