Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Эпоха науки


Научная деятельность Рерихов | Международная премия имени Е.И.Рерих | Актуальная тема


Объединённый Научный Центр проблем космического мышления | Рериховедение

Гималайский институт научных исследований «Урусвати»

Главная / Эпоха науки / Научная деятельность Рерихов


НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕРИХОВ


«Маршрут начинался в Сиккиме, где какое-то время тому назад обитали Учителя. Затем продолжился в Индии, стране высокой культуры, которая формировалась с глубокой древности и донесла все ценное до наших дней. После Индии был китайский Синьцзян, где у членов экспедиции возникли большие неприятности. Пришлось обратиться в советское консульство в Урумчи за помощью. Помощь была оказана, и экспедиция двинулась дальше, пересекла границу Советского Союза и достигла Москвы. Но в Москве Рерихи не достигли нужной им цели. Затем они, проехав почти через всю страну, достигли Алтая, где задержались около месяца. Следующей страной была Монголия, после которой экспедиция вошла в Тибет. Там она была арестована и в самых тяжелых условиях провела зиму на плато Чантанг, где погиб их караван. К весне 1928 года они вырвались из тибетского плена и через Трансгималаи вошли снова в Сикким, описав на планете Земля загадочный круг своего маршрута. <...>

После Центрально-Азиатской экспедиции в гималайской долине Кулу, где поселились Рерихи, возник созданный ими Институт Гималайских исследований «Урусвати», что значило «Свет утренней Звезды». Все четверо приняли самое активное участие в работе Института. Это был не просто очередной Институт в Гималаях, а уникальное учреждение, работавшее по принципам новой науки, теорию познания которой мы находим в эволюционном импульсе Живой Этики. В основе этой теории лежит космическое сознание, с точки зрения которого должны были рассматриваться все научные проблемы и вестись научные исследования. Этот Институт был первым зерном той новой науки, которая должна была стать фундаментом космического творчества на Земле».

Л.В.Шапошникова


«В истории мировой культуры есть одно необъяснимое явление, когда выдающиеся художники и музыканты, ваятели и зодчие, артисты, писатели и поэты со страстью и волнением, с упорством и самоуглублением проникают в сферы человеческого духа, внешне, казалось бы, далекие от создаваемых ее творцами культурных ценностей. К таким «другим областям» относится наука, традиционно «выносимая за скобки» так называемых «творческих профессий».

А.Г.Назаров


Н.К.Рерих


Е.И.Рерих


Ю.Н. и С.Н. Рерихи


Учёные и художники, исследователи и просветители, организаторы и подвижники


Николай Константинович Рерих – историк, археолог, этнограф, руководитель двух экспедиций: Центрально-Азиатской (1924-1928) и Маньчжурской (1934-1935), основатель международного научного центра: Института Гималайских исследований «Урусвати» («Свет Утренней звезды») (Индия). В числе научных интересов Н.К.Рериха: «широкие проблемы путей культурного взаимодействия различных народов, механизм преемственности в формировании многослойных традиционных культур <...>, поиск древнейших источников, создававших целые культурные общности» [Л.В.Шапошникова. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры]. В числе его трудов: «Искусство и археология», «Каменный век на озере Пирос», «Сердце Азии», «Знамя Мира», «Нерушимое», «Алтай – Гималаи: [Путевой дневник]», «Древние источники», «Урусвати», «Культура и цивилизация», «Шамбала». Н.К.Рерих – великий художник и великий гуманист, писатель и поэт. Николай Константинович Рерих по-новому оценил значение Прекрасного для всех сфер жизни человека.

Елена Ивановна Рерих – философ, подвижник новой науки космического мышления; участник Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928). Основной труд: Учение Живой Этики. В числе других её работ: «Космологические записи», «Изучение свойств человека», «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Преподобный Сергий Радонежский», перевод с английского языка двух томов труда Е.П.Блаватской «Тайная доктрина». Е.И.Рерих – основатель Института Гималайских исследований «Урусвати». Елена Ивановна Рерих считала возможным в будущем создать на основе «Урусвати» «город Знания» – научный центр с участием учёных всего мира и с программой исследований во всех областях науки. Е.И.Рерих – одарённый художник. Художественное творчество (графические работы, рисунки) Елены Ивановны Рерих осталось на втором плане, как дополнительное средство запечатления уникального опыта её жизни.

Маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха Юрий Николаевич Рерих – востоковед: тибетолог, индолог, монголист, исследователь Центральной Азии, участник Центрально-Азиатской (1924-1928) и Маньчжурской (1934-1935) экспедиций. Ю.Н.Рерих изучал этнографию, религию, историю, литературу и языки Востока. В 1928-1939 гг. руководил Институтом Гималайских исследований «Урусвати»: был его бессменным директором. В 1957-1960 гг. работал в России, в Институте востоковедения АН СССР: заведовал сектором философии и истории религии Индии и Пакистана, работал над составлением тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями, преподавал индийские языки (в том числе: санскрит) и тибетский язык. Возродил отечественную школу тибетологии. Заложил основы номадистики (кочевниковедения). В числе его трудов: «Тибетская живопись», «По тропам Срединной Азии», «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «Проблемы тибетской археологии», «История Средней Азии», «Индология в России», «История буддизма в Монголии», перевод с тибетского на английский язык книги «Синий Дэбтэр» («Голубые Анналы») в двух томах. В числе научных интересов Ю.Н.Рериха: вопросы взаимодействия культур, проблема древнего индоевропейского наследия в Азии. Юрий Николаевич Рерих – одарённый художник, но свою жизнь отдал науке.

Святослав Николаевич Рерих – философ, искусствовед, естествоиспытатель. С.Н.Рерих руководил в Институте «Урусвати» исследованиями по истории искусства и культуры народов Азии. В числе его трудов: «Искусство долины Кулу», «Искусство и Жизнь». Также в Институте «Урусвати» С.Н.Рерих являлся руководителем секторов кристаллографии, орнитологии, тибетской медицины, фармакопеи и ботаники. Создал в Кулу (Индия) плантацию лекарственных растений (эфиромасличных трав) для изучения их свойств, в Бангалоре (Индия) – промышленную плантацию эфироносных деревьев. Занимался сбором материалов и изучением тибетской медицины. Вёл исследовательскую работу по изучению условий интродуцирования лекарственных и других полезных растений в другие страны. С.Н.Рерих – выдающийся художник. Искусство и наука были для него магнитами, равными по силе.

«Чтобы охватить все стороны деятельности С.Н.Рериха как естествоиспытателя, входящего в плеяду крупных ученых-натуралистов, и «написать об этом истинно», нужно начать систематическое историко-научное исследование его творчества. Но только методами науки невозможно охватить его многогранную сложную личность подлинного творца – и в естественнонаучном знании, и в искусстве. В личности С.Н.Рериха, возможно, осуществился тот редкий в истории науки и истории культуры синтез, когда логическое, рациональное начало науки и духовное, иррациональное начало искусства сливаются в неделимое и образуют великую космическую Целостность Жизни...» [А.Г.Назаров. С.Н.Рерих – естествоиспытатель-космист].

Вселенная Рерихов – это вселенная художников и учёных, исследователей и просветителей, организаторов и подвижников новой науки, высокоодарённых, высокодуховных людей, несущих в себе новое космическое мироощущение. Вселенная открыта. Первые шаги по её изучению сделаны. Впереди беспредельность научных исследований, новые открытия и... Рерихи.



Книги по теме

Л.В.Шапошникова. Ученый, мыслитель, художник (в формате pdf)


Статьи по теме

В.П.Ануфриев, Е.И.Ануфриева. Институт «Урусвати» – прообраз научных учреждений будущего

В.П.Ануфриев, Е.И.Ануфриева. Мысль и сердце. Труды Е.И.Рерих и современные исследования

А.Л.Баркова. Проблемы культурного единства Азии в работах Ю.Н.Рериха

В.А.Воропаева. Научное наследие Юрия Рериха и современные археологические исследования Иссык-Куля

В.А.Воропаева. О подвижниках космического мышления забывать не должно…

В.А.Воропаева. Проблемы кочевой цивилизации в историческом наследии Юрия Рериха

В.А.Воропаева. Ю.Н.Рерих о духовном и психологическом в мире кочевников (в контексте истории культуры кыргызов)

А.П.Гнатюк-Данильчук. Некоторые заметки об индологических работах Ю.Н.Рериха

И.Ю.Дьяченко. Литературные очерки Н.К.Рериха 1920–40-х гг. как источник познания космической реальности

И.Ю.Дьяченко. Об особенностях научных исследований Н.К.Рериха в Центрально-Азиатской экспедиции 1923–1928 годов

М.А.Иванов. Археологические исследования Н.К.Рериха в Тверском крае

С.В.Ильицкий. Сюжет о Варлааме и Иосафе в исследованиях Н.К. и Ю.Н.Рерихов и И.Я.Франко (проблема взаимодействия и взаимопроникновения христианской и индо-буддийской традиции)

О.А.Канищева. Слово и смысл: работа Е.И.Рерих над переводом текстов «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской и корректура иностранных переводов Живой Этики

С.Ю.Ключников. Категория времени в тибетском буддизме и в наследии Ю.Н.Рериха

С.Г.Kляшторный. Юэчжи и гунны

Л.В.Кудряшова. Ароматический аспект Вселенной

Л.В.Кудряшова. Наука о душе в трудах Е.И.Рерих

О.А.Лавренова. «Знание есть неотъемлемое право человека». Записи Елены Ивановны Рерих о науке (1940-е гг.): по материалам отдела рукописей МЦР

О.А.Лавренова. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха: философия и семантика путешествия

А.А.Лисовский. Институт «Урусвати» и зоологические исследования западных Гималаев

Е.П.Маточкин. Юрий Николаевич Рерих и наследие скифов Алтая

И.Б.Молдобаев. К вопросу о сравнительном изучении эпосов «Гесэр» и «Манас» в свете трудов Ю.Н.Рериха

А.Г.Назаров. В созвездии первопроходцев. Общее и особенное Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха

А.Г.Назаров. С.Н.Рерих – естествоиспытатель-космист

Т.С.Расулова. Тимур – Светоч Азии, или знаки судьбы Амира Тимура в свете культурно-исторической концепции Н.К.Рериха

Т.П.Сергеева. Два пути познания. Величайшая экспедиция ХХ века глазами современных исследователей

Т.П.Сергеева. Литературно-философские труды Н.К.Рериха как ключ к пониманию проблемы «Россия и наследие Рерихов»

Т.П.Сергеева. О научном творчестве Н.К. и Ю.Н. Рерихов: преемственность и взаимодействие

А.В.Скиба. Великое переселение народов в свете научных исследований Ю.Н.Рериха (культурно-исторический аспект)

Н.В.Скиба. Этнологический аспект востоковедных изысканий Ю.Н.Рериха. Об опыте постижения исследователем духовных традиций Азии

В.Г.Соколов. Роль Центрально-Азиатской экспедиции в формировании культурно-исторической концепции Н.К.Рериха

В.Н.Тугужекова. Рерихи и Саяно-Алтай

Тсеринг Дордже. Исследования д-ром Юрием Рерихом тибетских диалектов Лахула и обряда разбивания камня

А.Федотов. Добуддийский Тибет в работе Ю.Н.Рериха «Звериный Стиль у кочевников северного Тибета»

А.Федотов. Елена Ивановна Рерих о буддизме

А.Федотов. О востоковедческой деятельности Ю.Н.Рериха во время Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха

В.В.Фролов. Философия Живой Этики и Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха

В.В.Фролов. Философия Живой Этики как методология научного осмысления творческого наследия Рерихов

А.Н.Хохлов. Ю.Н.Рерих и его контакты с востоковедами

Л.В.Шапошникова. Земной маршрут космической эволюции

Л.В.Шапошникова. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры

Л.В.Шапошникова. Рерихи (doc)

Л.В.Шапошникова. «Свет Утренней звезды» (doc)

Л.В.Шапошникова. Творец космической эволюции (в формате html) / (в формате doc)

В.Г.Шатко, С.А.Потапова. Изучение ботанической составляющей естественнонаучного наследия семьи Рерихов




К началу страницы




© 2009-2015 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)