Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Культурная деятельность


Выставки | День Культуры | Памятник Любви | Колокол Мира


Тверская горница | Сотрудничество | Публикации

Главная / Культурная деятельность ТОРОО / Выставки / «Культура есть сочетание жизни и красоты». Выставка, посвящённая 140-летию Н.К.Рериха и 110-летию С.Н. Рериха. МОУ СОШ №38 г.Тверь. 2014



СВЕТ И КРАСОТА ПОЛОТЕН РЕРИХОВ
Открытие выставки


В рамках Года культуры в России Тверская областная Рериховская общественная организация продолжает свои культурно-просветительские проекты. 24 ноября в школе № 38 г. Твери состоялось открытие выставки «Культура есть сочетание жизни и красоты». Выставка знакомит с творчеством всемирно известных художников и приурочена к их юбилеям – 140-летию Николая Константиновича Рериха и 110-летию Святослава Николаевича Рериха.

На ней представлены репродукции картин художников, материалы, знакомящие с историей Пакта Рериха – договора о защите культурных ценностей – и его влиянием на современность, а также фотоэкспозиция «Разрушено человеческим невежеством. Восстановлено человеческой надеждою», рассказывающая о некоторых памятниках Тверской области и их состоянии.

Открывая выставку, директор школы Галина Борисовна Бардашова сказала, что её экспонирование стало прекрасным подарком к 50-летнему юбилею школы и выразила огромную благодарность за приобщение детей не только к искусству, но и к новому взгляду на мир, в котором культура приобретает первостепенное значение. Она отметила, что с самого открытия школы большое внимание в учебном процессе уделялось эстетическому воспитанию учащихся, и выставка может стать поводом к осуществлению давней мечты – появлению своего выставочного зала. В заключение директор преподнесла Рериховской организации подарок, изготовленный руками ребят.

Старшеклассники, присутствующие на торжестве, с большим интересом прослушали литературно-музыкальную композицию, включившую отрывки из литературных произведений Н.К.Рериха, слайды картин художника, основные вехи его жизни и творчества. Её подготовила преподаватель русского языка и литературы Елена Рэмовна Корона с ребятами 4-9 классов. В их исполнении прозвучала классическая музыка, песни о добре и радости, состоялось выступление фольклорного ансамбля школы под руководством педагога дополнительного образования Андрея Сергеевича Ашевского.

Председатель ТОРОО Анатолий Григорьевич Лысиков, говоря о выставке, подчеркнул, что она может стать для учащихся первым шагом в открытии многогранного творчества Рерихов. Кроме художественных полотен Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, несущих людям свет и красоту, есть литературное, научное и философское наследие выдающейся семьи. Выступающий отметил, что познакомиться с ним можно, используя электронную библиотеку сайта ТОРОО. Он рассказал о культурных проектах организации в 2015 году и пригласил детей и педагогов к сотрудничеству. Сердечно поздравив школу со славной 50-летней датой, Анатолий Григорьевич пожелал её коллективу больших успехов в образовании и воспитании подрастающего поколения, достойного великой России.

Корреспондент журнала «Культура и Время» Международного Центра Рерихов Татьяна Ивановна Чечина прочитала стихотворение Н.К.Рериха «Не закрой», в котором звучит напутствие молодым искать высшие пути в жизни. В своём выступлении она затронула тему творчества, обращения к искусству, к великим произведениям культуры. Без этого невозможно развивать в себе тот творческий импульс, что изначально присутствует в каждом из нас, и который мы называем талантом или огнём духа. Татьяна Ивановна пожелала ребятам вкладывать этот огненный импульс во все дела, чтобы они стали прекрасными, интересными, важными.

По сложившейся традиции в школьную библиотеку Рериховской организацией были подарены книги: «Рерихи и Тверской край» бологовского краеведа М.А.Иванова, Альбом «Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве», «Размышления» – сборник рассказов, стихотворений и притч молодого автора Джонатана Кимельфельда.

Нина Рахимова


Фоторепортаж


Открытие выставки «Культура есть сочетание жизни и красоты» в МОУ СОШ №38

Круглый стол «Мир через культуру» Галины Борисовны Бардашовой, директора МОУ СОШ №38


Литературно-музыкальная композиция о Н.К.Рерихе в исполнении учащихся МОУ СОШ №38

Открытие выставки «Культура есть сочетание жизни и красоты» в МОУ СОШ №38


Выступление фольклорного ансамбля МОУ СОШ №38

Выступление фольклорного ансамбля МОУ СОШ №38

Вручение книг в дар библиотеке МОУ СОШ №38

Выступление Анатолия Григорьевича Лысикова, председателя ТОРОО

Литературно-музыкальная композиция о Н.К.Рерихе в исполнении учащихся МОУ СОШ №38

Литературно-музыкальная композиция о Н.К.Рерихе в исполнении учащихся МОУ СОШ №38

Литературно-музыкальная композиция о Н.К.Рерихе в исполнении учащихся МОУ СОШ №38

Выступление Татьяны Ивановны Чечиной, корреспондента журнала «Культура и время» Международного Центра Рерихов

Валентина Петровна Смирнова, заместитель директора МОУ СОШ №38 по воспитательной работе вручает подарок ТОРОО

Выступление Елены Рэмовны Короны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №38

Экспозиция выставки

Экспозиция выставки

Экспозиция, посвящённая Пакту Рериха

Экспозиция, посвящённая памятникам культуры Тверского края



«МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»
Круглый стол в МОУ СОШ №38 г.Твери


Завершающим аккордом выставки «Культура есть сочетание жизни и красоты», проходившей с 24 ноября в школе №38 Твери, стал Круглый стол «Мир через культуру». 24 декабря его участниками стали педагоги и учащиеся школы, а также сотрудники Тверской Рериховской организации. Не случайно названием Круглого стола была взята строка выдающегося художника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, выражающая идею о значении культуры для мира.

Открывая Круглый стол, директор школы Галина Борисовна Бардашова подвела итоги выставки, отметив, что сотрудниками Рериховской организации были проведены экскурсии для пятнадцати классов разных параллелей. По отзывам экскурсоводов им было очень интересно общаться с ребятами, которые активно включались в диалоги, размышляли о картинах и высказывали неординарные мысли, а затем в классах обсуждали увиденное, рисовали, писали сочинения.

Старшеклассники, принявшие участие в работе Круглого стола, поделились впечатлениями о художественном творчестве Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, Их покорили яркие краски и необычность сюжетов многих картин. Отметили они особый дар этих художников – передавать красоту нашего мира; выразили своё восхищение Еленой Ивановной Рерих, бывшей надёжной помощницей в творчестве и культурных начинаниях своего мужа, вдохновлявшей своих близких. Оказалось, что многие учащиеся впервые познакомились с этими уникальными деятелями культуры.

На вопрос председателя Рериховской организации Анатолия Григорьевича Лысикова, почему отец и сын Рерихи часто писали горы, Игорь Камшилин из 7Б класса дал такой ответ: «Горы – это чистое, уединённое, спокойное, возвышенное место. Рерихи много путешествовали в горах, и у них возникало желание написать эту красоту и поделиться ею с другими людьми». Его одноклассник – Александр Тугуши – отметил: «Николай Константинович был человеком духовно развитым, он понимал духовный мир. И, может быть, он любил рисовать горы потому, что они ближе к небу. У этого художника внутренний мир был интересный, яркий, и он изливал его на картины. Его внутренний мир показывает, что Рерих многого достиг».

Школьники из младших классов назвали наиболее запомнившиеся им картины и поблагодарили за то, что выставка побывала в их школе. Юная художница, ученица 3Б класса Катя Лабутина, подарила Рериховской организации свой рисунок, единодушно выбранный одноклассниками.

Организаторы Круглого стола предложили юным участникам несколько высказываний Н.К.Рериха, в которых он даёт культуре самые высокие определения, называет её следствием всех лучших накоплений в сердце человека, утверждает, что только культура удержит человечество от ненависти и одичания, и как следствие – от войн. Размышления ребят о культуре оказались очень интересными. Хочется привести некоторые из них.

Миша Петров, 5В класс: «Если человек ругается, это уже конец культуры в нём. Культура, это когда люди помогают друг другу, не отвечают злом на зло, чтобы не увеличивать его количество в мире».

Саша Железин, 6В класс: «Культурный человек, чтобы развивать себя, должен посещать театры, картинные галереи. Он не должен бездельничать. И ещё у каждого народа своя культура, и разные культуры объединяются в одну большую культуру человечества».

Александр Тугуши, 7Б класс: «Культура – это то, что человек накапливает в себе за годы своей жизни. Он откладывает для себя то, что ему пригодится или какую-то истину ищет. Ещё хотелось бы добавить, что когда вместе с человеком гибнет его духовный мир, от общего культурного пространства уходит безвозвратно часть культуры».

Арсеньев Иван, 7Б класс: «Мне кажется, что люди, которые звереют, становятся способными причинять зло другим, вырастают из бескультурья. Дело в том, что наука, как составная часть культуры – это нечто объективное, что можно доказать, а искусство и религия обязательно пропускаются человеком через себя. И если человек каким-то образом соприкасается с искусством, он не может быть злым. Тогда он развивает в себе лучшие благородные качества и чувства. Тут, конечно, возникает вопрос: какую музыку ты слушаешь, какие картины смотришь? Если человек постоянно в культуре, если он с собой постоянно работает, то не может быть мира с атомными бомбами и озверевшими людьми».

На один из вопросов, поднятых на Круглом столе, – для чего нужно охранять памятники культуры – молодые участники дали самые разные ответы: «чтобы культура во всём мире возрастала»; «чтобы некультурные люди становились культурными»; «памятники – это наша история, героев надо помнить, отдавать им честь». Были названы тверские памятники старины, которые оказались разрушенными, и те, что ещё живы, но нуждаются в нашей заботе, и те, что уже восстанавливаются. Очень искренне выразил мысль Н.К.Рериха о необходимости всенародной заботы о памятниках культуры Максим Чуев из 3Б класса: «Мне кажется, что мы сами и должны встать на защиту наших памятников».

Коснулся разговор и такой темы, как историческая память народа. Галина Борисовна напомнила присутствующим легенду о манкуртах, образно представленную Чингизом Айтматовым в его романе «И дольше века длится день». Понятие «манкурт» стало нарицательным, обозначающим человека, который не помнит своего исторического прошлого, не сознаёт себя человеческим существом, связанным с другими людьми, ни за что не несёт ответственности, является рабом собственного невежества. Участники Круглого стола попробовали определить, кого можно назвать современным манкуртом: «Это те, кто разрушает памятники. Им всё равно, они не осознают культурное достояние своим, не способны понять, что это память предыдущих поколений», «Им не нравятся памятники», «Они не читают книги, не знают имена исторических личностей, своих соотечественников».

Говоря о губительных для культурного наследия Земли современных военных и гражданских конфликтах, Анатолий Григорьевич Лысиков отметил, что не менее губительны конфликты межличностные, напряжённость между людьми. Причина этого явления – негативное мышление, которое порождается отсутствием не только культуры отношений, но и общей культуры. Такое положение нужно менять, начав изменения с самого себя, борясь с невежеством в себе. Путь для этого – культура, по мысли Н.К.Рериха объединяющая любовь, красоту и знание.

Школьники высказали свои рецепты улучшения себя: Максим Чуев, 3Б класс: «Мне кажется, что можно даже просто на улицах не мусорить, чтобы сделать наш мир спокойнее...»; Миша Петров, 5В класс: «Не надо даже пробовать курить, пить, наркотики употреблять, потому, что ты и себе вредишь и окружающим»; Иван Арсеньев, 7Б класс: «Культура начинается с нас. Если бы каждым двигала эта идея, мир бы действительно стал лучше»; Александр Тугуши, 7Б класс: «Помимо того, что привести себя в порядок, мы можем донести это до наших друзей, а они до своих друзей. Приобщайся к культуре, помогай людям».

Татьяна Ивановна Чечина, корреспондент журнала «Культура и время» Международного Центра Рерихов, предложила молодёжи назвать несколько качеств, присущих культурному человеку. В ответах прозвучали: ответственность, доброта, альтруизм, уважение к другим, творчество. Оксана Иванова из 7Б класса дала развёрнутую характеристику: «Каждый должен любить и родину, и людей. И даже если человек ему незнаком, он всё равно может проявить понимание, когда у другого какая-то проблема». Поблагодарив ребят, Т.И.Чечина сказала: «Я хочу отметить ещё одно очень важное качество культуры – героизм. Без героя внутри не одолеть то зло, которое рядом, не справиться с этим несовершенством. Помните всегда, что нужно воспитывать себя ещё в героизме, мужестве, выносливости. Иначе все те добрые светлые качества, которые вы сейчас назвали, не удержать, не укрепить и не проявить».

Завершая работу Круглого стола, Галина Борисовна Бардашова сказала: «Сейчас педагоги вместе со школьниками обсуждают как продолжить и развить те идеи, которые задала прошедшая выставка. В январе-феврале 2015г. мы будем проводить марафон «Мир через культуру». В него планируется включить конкурс научно-исследовательских работ и рефератов «Знаменитые люди Твери и Тверского края»; конкурсы сочинений «Семейная фотография» и «Откуда я родом?»; продолжение проекта «Чистый город – берегу реки Тьмаки нашу заботу»; конкурсы рисунков, художественного слова и другие проекты. Мы постараемся вовлечь в марафон как можно больше учащихся, чтобы приобщить их к творчеству, к красоте, которая изменяет внутренний мир человека и оберегает сердца от ожесточения. У нас впереди очень много дел».

Интерес, с которым ребятами участвовали в работе Круглого стола, показал, как необходимо, чтобы юные российские граждане самостоятельно размышляли, искали ответы на важнейшие вопросы, учились правильно определять жизненные ориентиры. Участие в таких проектах активно включает их в общественную жизнь, привлекает внимание к общественно значимым проблемам, формирует у них правильную гражданскую позицию, ответственность перед будущим, чувство патриотизма, развивает их творческий потенциал.

В Российской Федерации завершился Год культуры, завершила свою работу выставка «Культура есть сочетание жизни и красоты», но продолжают разворачивать свою культурную деятельность педагоги и учащиеся школы №38 Твери.

Наталья Буракова


Фоторепортаж


Экскурсия на выставке «Культура есть сочетание жизни и красоты»

Экскурсия на выставке «Культура есть сочетание жизни и красоты»


Экскурсия на выставке «Культура есть сочетание жизни и красоты»

Экскурсия на выставке «Культура есть сочетание жизни и красоты»



Круглый стол «Мир через культуру»

Круглый стол «Мир через культуру»


Круглый стол «Мир через культуру»

Круглый стол «Мир через культуру»



Круглый стол «Мир через культуру»

Круглый стол «Мир через культуру»


Круглый стол «Мир через культуру»

Круглый стол «Мир через культуру»


Круглый стол «Мир через культуру»

Круглый стол «Мир через культуру»


Круглый стол «Мир через культуру»

Круглый стол «Мир через культуру»




К началу страницы




© 2009-2015 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)