Тверская областная Рериховская общественая организация
Рерихи и Тверской край


Защита имени и наследия Рерихов


В защиту деятелей Культуры


Гуманная педагогика


Эпоха науки


Вселенная творчества




Новости сайта


Контакты


Карта сайта




























СОТВОРЕНИЕ МИРА
СВЕТА И ГАРМОНИИ
Выставка репродукций картин М.К.Чюрлёниса
в Твери:



СОТВОРЕНИЕ МИРА
СВЕТА И ГАРМОНИИ
Открытие
выставки



ВЕСТНИК
Программа, посвящённая М.К.Чюрлёнису



СОТВОРЧЕСТВО МИРОВ
Концерт Татьяны и Сергея Левиных



МЕРЦАНИЕ ПАСТЕЛИ
Вечер импровизаций



ИСКРЫ СВЕТА
И снова музыка звучала,
И образ трепетно на лист ложился...



ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ
«ДИАЛОГИ С ЧЮРЛЁНИСОМ»



ИВАН ЕФРЕМОВ:
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
ЭТИКА КОСМИЗМА
Встреча с писателем
Николаем Смирновым



О НЕОБЫЧНОМ,
или ГИМН СЕРДЦУ
Творческий вечер
Анастасии Разводовской



НЕЗАБЫВАЕМОЕ ВРЕМЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
Выставка М.К.Чюрлёниса завершилась концертом «Играй, гитара музыку души»






Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Культурная деятельность


Выставки | День Культуры | Памятник Любви | Колокол Мира


Тверская горница | Сотрудничество | Публикации

М.К.Чюрленис. Прелюдия и фуга. Ангел. (фрагмент)

Главная / Культурная деятельность ТОРОО / Выставки / «СОТВОРЕНИЕ МИРА СВЕТА И ГАРМОНИИ». Выставка репродукций картин М.К.Чюрлёниса, 2015


СОТВОРЕНИЕ МИРА СВЕТА И ГАРМОНИИ

Выставка репродукций картин М.К.Чюрлёниса

с 16 января по 15 февраля 2015 г.
в Тверском городском музейно-выставочном центре

Адрес: Тверь, ул.Советская, 54
Открытие выставки 16 января в 16:00



Афиша выставки «СОТВОРЕНИЕ МИРА СВЕТА И ГАРМОНИИ»

С 16 января по 15 февраля в Тверском городском музейно-выставочном центре будет проходить выставка репродукций картин литовского художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса «Сотворение мира света и гармонии». Организаторы: Тверская областная Рериховская общественная организация и Тверской городской музейно-выставочный центр.

В 2015 году исполняется 140 лет со дня рождения М.К.Чюрлёниса (1875–1911) – не только самобытного художника, но и композитора, классика литовской национальной музыки.

Почти все работы художника сосредоточены в музее Чюрлёниса в Каунасе; показ оригиналов картин в других городах затруднён из-за хрупкой техники их исполнения (пастель или темпера на бумаге).

В мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Музыкант и художник, Чюрлёнис сделал попытку объединить оба искусства: композиции многих его картин построены по законам развития музыкальных произведений: «Сонаты», «Фуги», «Прелюды». «Если охватить творчество художника целиком, единым взглядом, – писал историк искусств М.Эткинд, – оно предстанет своеобразной живописной симфонией».

Творчество Чюрлёниса принадлежит к направлению в живописи, получившему название космизм, когда человек представлен не только обитателем планеты Земля, но и жителем всего Космоса. Благодаря творческим прозрениям Мастера зритель становится свидетелем сотворения звёзд и планет из первозданного хаоса, переносится в иные пространства и измерения, соприкасается с удивительным миром Света и Гармонии. «Настоящий художник – тот, кто видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена наивной действительностью, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя» – утверждал поэт-провидец А.Блок. Эти слова в полной мере можно отнести к Микалоюсу Чюрлёнису.

Вниманию жителей Твери будет представлено около сорока репродукций картин, в том числе циклы «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», «Соната звёзд», «Соната моря» и др.

На выставке предусмотрена обширная культурная программа.

Контакты: 34-48-52, 8-920-699-40-12; toroo@mail.ru



СОТВОРЕНИЕ МИРА СВЕТА И ГАРМОНИИ
Открытие выставки

16 января в Твери произошло долгожданное и уникальное для нашего города событие – встреча с творчеством выдающегося литовского художника, композитора, философа и поэта – Микалоюса Константинаса Чюрлёниса. Выставка «Сотворение мира света и гармонии» приурочена к юбилею Мастера – осенью 2015 года исполнится 140 лет со дня рождения великого литовца. Организаторами выставки стали Тверская областная Рериховская общественная организация и Тверской городской музейно-выставочный центр.

Чюрлёнис стоял у истоков нового направления в искусстве, которое называется космизмом. Николай Константинович Рерих отмечал в его произведениях торжественность формы, гармонию обдуманных тонов и прекрасные мысли. «Иначе и не мог и мыслить, и творить, – писал Н.К.Рерих, – он был не новатор, но новый».

Ведущая церемонии открытия выставки, культуролог, лауреат фестивалей авторской песни Татьяна Левина рассказала о короткой, но яркой жизни художника, его уникальной личности. Чюрлёнис-композитор создал около четырёхсот музыкальных произведений, среди которых две крупные симфонические поэмы, увертюра, кантата для хора и оркестра, две сонаты и несколько циклов вариаций для фортепиано, струнного квартета, произведения для хора. Чюрлёнис-художник написал свыше трёх сотен картин, создал немало графических работ.

В мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Музыкант и художник, Чюрлёнис сделал попытку объединить оба искусства: композиции многих его картин построены по законам развития музыкальных произведений: «Сонаты», «Фуги», «Прелюды». «Если охватить творчество художника целиком, единым взглядом, – писал историк искусств Марк Эткинд, – оно предстанет своеобразной живописной симфонией».

Кроме того, Чюрлёнис создавал литературные произведения, проявлял себя в поэзии и в публицистике, занимался художественной фотографией.

Известный современный искусствовед и музыкант Михаил Казиник задаётся вопросом: кем же был Чюрлёнис – композитором, художником, музыкантом, поэтом, философом? И даёт ответ – он был больше этого, он синтезировал в себе все эти направления. М.Казиник отмечает Чюрлёниса как вестника иных прекрасных миров. А Вячеслав Иванов еще при жизни называл художника ясновидцем невидимого. Те же, кто знали и ценили его творчество, говорили о его картинах как о незнакомых драгоценностях. Чюрлёнис прошел жизненный путь, преодолевая множество препятствий, неся людям свет своей прекрасной мечты, передавая его через живопись и музыку.

Выставку художника нашему городу предоставил её куратор Олег Орловский, издатель, партнер Мемориального центра культуры – дома Чюрлёниса в Вильнюсе. Приветствуя собравшихся, он сказал: «Большая часть картин художника создана в Санкт-Петербурге, где к нему пришел первый успех, и где его поддерживало в то время общество «Мир искусства». Русские художники дарили Чюрлёнису холсты и краски, необходимые для работы. Но, тем не менее, в то время картины были выполнены быстроразрушающимися материалами, и на сегодняшний день они экспонируются в музее Чюрлёниса в Каунасе в полумраке, без воздействия яркого света. Даже легкая вибрация может быть для них разрушительна, и поэтому хранители картин не экспонируют их в других городах. Но мы с удовольствием пропагандируем творчество мастера и предлагаем вашему вниманию факсимильные копии его работ».

Известно, что балерина Айседора Дункан, познакомившись однажды с одной из картин Чюрлёниса, танцевала в этот день более вдохновенно, что отметили зрители. Олег Орловский выразил уверенность, что и жители Твери, придя на выставку, ощутят радостное светлое чувство от встречи с творчеством художника. Он подчеркнул, что именно о Твери можно сказать, что она первая открывает в нашей стране юбилейный год М.Чюрлёниса и делает ещё один шаг в популяризации прекрасного творчества художника.

На выставке представлено около сорока репродукций картин, в том числе циклы «Сотворение мира», «Соната звёзд», «Соната моря», «Знаки Зодиака». Константин Паустовский когда-то заметил, что никто из художников так мастерски не изображал ночь и ночное небо, как Чюрлёнис в своих «Знаках зодиака».

Заместитель директора Тверского городского музейно-выставочного центра по музейно-выставочной работе, заслуженный работник культуры Инесса Сергеевна Петрова отметила в своем выступлении, что М.Чюрлёнис всегда радовался, когда зритель старался самостоятельно постичь смысл его картин. Выставка его работ даёт возможность жителям нашего города размышлять и познавать творчество художника.

С творчеством замечательного литовского художника давно знакома Наталья Владимировна Эверт, заслуженный художник РФ, председатель Тверского отделения общероссийской общественной организации «Союз дизайнеров России», почетный работник искусства Тверской области. Еще с советского времени она хранит репродукции его картин. Наталья Владимировна поделилась своим мнением о выставке – она получилась удивительная и очень красивая.

В зале экспозиции прозвучала музыка в исполнении струнного квартета Тверской академической областной филармонии: Менуэт из «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта и пьеса П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Известно, что Чюрлёнис любил музыку Чайковского, и творчество самого Микалоюса Константинаса можно сравнить с образом подснежника, провозвестника весны, пробивающегося сквозь толщу снега, холода, непонимания и чёрствости, пробуждающего в наших сердцах радость соприкосновения с прекрасным. Скромный и застенчивый в жизни, Чюрлёнис совершенно преображался, когда садился за инструмент. Зрители, пришедшие на выставку его художественного творчества, смогли прикоснуться и к музыке мастера. Фортепианные произведения «Ноктюрн» и «Прелюд» прозвучали в исполнении преподавателя Тверского педагогического колледжа Ольги Рулёвой.

По словам Анатолия Григорьевича Лысикова, председателя Тверской Рериховской организации, открытие выставки М.К.Чюрлёниса – это новая страница в культурной жизни Твери. Он выразил надежду, что для многих станет откровением творчество литовского художника, который смог объединить в одно гармоничное целое музыку, образ, слово и глубокую философию. Вселенная представлялась ему «большой симфонией, и люди в ней – как ноты».

Также А.Г.Лысиков отметил, что все мероприятия, которые Рериховская организация будет проводить в 2015 году, объединены одним общим девизом «Мир через культуру». Это известный призыв Н.К.Рериха, автора первого в мире международного договора по защите ценностей культуры – Пакта Рериха, 80-летний юбилей которого со дня подписания будет отмечаться в этом году. Пакт Рериха – это не просто юридический документ, но и призыв к объединению и миру через культуру. Представленная выставка литовского художника также проходит под этим девизом, так как искусство наводит мосты взаимопонимания между людьми разных национальностей.

Своими мыслями о художественном творчестве Чюрлёниса поделился Сергей Владимирович Левин, композитор, член Союза композиторов России, хормейстер камерного хора «Русский партес» Тверской академической областной филармонии: «На мой взгляд, Чюрлёнис является первопроходцем в области живописи, которую определяют как космизм. Художник был одним из гигантов Серебряного века, в личности которого объединились музыкант, художник, мыслитель. Это позволило ему открыть какие-то доселе невиданные глубины в искусстве, дать направление мысли человека, устремив её в иные миры. Созерцая картины таких художников, как Николай Рерих и Микалоюс Чюрлёнис, мы ощущаем, что эти миры существуют».

В завершение вечера организаторы пригласили зрителей на мероприятия культурной программы, которые пройдут в рамках выставки: музыкально-литературные композиции, мастер-классы, концерты и встречи с интересными людьми. Под звучание музыки М.Чюрлёниса посетители продолжили общение с художественным творчеством мастера, в котором, по словам литовского поэта и прозаика Антанаса Венцловы, «почти всюду прорывается светлая фантастика и оптимизм, сверкает живая жизнь и деятельная мысль».

Выставка продлится до 15 февраля.


Фоторепортаж


Выставка «Сотворение мира света и гармонии»

Выставка «Сотворение мира света и гармонии»


Открытие выставки «Сотворение мира света и гармонии»

Выступление квартета Тверской академической областной филармонии


Открытие выставки «Сотворение мира света и гармонии»

Ведущая открытия выставки Татьяна Левина, культуролог, педагог, лауреат фестивалей авторской песни


Сергей Левин, композитор, член Союза композиторов России

И.С.Петрова, заместитель директора Тверского городского музейно-выставочного центра по музейно-выставочной работе, заслуженный работник культуры


Н.В. Эверт, заслуженный художник РФ, председатель Тверского отделения общероссийской общественной организации «Союз дизайнеров России», почетный работник искусства Тверской области

Ольга Рулёва, преподаватель Тверского педагогического колледжа


Олег Орловский, издатель, партнер Мемориального центра культуры – дома Чюрлениса в Вильнюсе

А.Г.Лысиков, председатель Тверской областной Рериховской общественной организации


Открытие выставки «Сотворение мира света и гармонии»

Открытие выставки «Сотворение мира света и гармонии»


Открытие выставки «Сотворение мира света и гармонии»

Открытие выставки «Сотворение мира света и гармонии»



ВЕСТНИК
Программа, посвящённая М.К.Чюрлёнису

М.К.Чюрлёнис 17 января в уютном лекционно-выставочном зале Тверского городского музейно-выставочного центра, вот уже несколько дней наполненном волшебным, необыкновенным тёплым светом картин Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, прозвучали вдохновенные слова о коротком и трудном, но ярком и напряжённом, как вспышка молнии, земном пути великого мастера. Свою авторскую программу о литовском художнике и музыканте, посвящённую 140-летию со дня его рождения, представили зрителям горячие почитатели творчества Чюрлёниса – Татьяна Левина, культуролог, лауреат фестивалей авторской песни, и Сергей Левин, композитор, член Союза композиторов России, хормейстер камерного хора «Русский партес» Тверской академической областной филармонии.

Вслед за известным современным искусствоведом и музыкантом Михаилом Казиником авторы программы называют Чюрлёниса Вестником. Одна из первых профессиональных работ художника – картина «Весть». На ней изображена огромная, сильная птица, летящая в лучах утреннего солнца и несущая весть о чём-то прекрасном. Этот образ более всего отражает самую суть творческой личности Чюрлёниса.

Он стал основоположником литовской профессиональной музыки, создателем совершенно неповторимого направления – музыкальная живопись, оставил множество картин глубокого философского содержания.

Получив от отца – сельского органиста – основы музыкальной грамоты, Константинас учится на протяжении всей своей жизни. В 13 лет он ученик оркестровой школы мецената князя Огинского, с 18-и лет обучается в Варшавской консерватории по классу фортепиано и композиции, много пишет – кантату для хора и оркестра, фуги, маленькие пьесы для рояля. По окончании консерватории в Варшаве, отказавшись от заманчивых предложений работы, дающей свободу не думать о хлебе насущном, Чюрлёнис продолжит учёбу в Лейпцигской консерватории. Им уже написана симфоническая поэма «В лесу», с которой начинается история литовской профессиональной музыки.

М.К.Чюрлёнис. «Музыка леса» Тогда же Чюрлёнис увлекается живописью. Гармония и красота природы влекли его, и ему казалось, что музыка не в состоянии полностью передать все оттенки красок, которые он видит в деревьях, морской воде, цветах, в облаках, плывущих по небу. Он снова становится учеником: поступает в Школу изящных искусств в Варшаве. Героем его первой самостоятельной картины снова станет лес – «Музыка леса».

Тяга к познанию у Чюрлёниса невероятна. Его интересует не только музыка и живопись, но и знания вообще. В круг его чтения входят произведения Рабиндраната Тагора, Фридриха Ницше, Фёдора Достоевского, Ветхий Завет, книги по астрономии и космогонии (теории о происхождении Вселенной), философии Древней Индии.

Константинас работает не жалея себя, пытаясь найти свой путь в искусстве, какую-то таинственную грань, где бы воедино слились музыка и живопись. Скоро он найдёт эту грань. Появятся целые циклы картин – живописные сонаты, – разворачивающиеся во времени и пространстве по законам музыкального жанра. Среди них сонаты Весны, Лета, Ужа, Пирамид, Солнца, Моря, Звёзд.

Но отправной точкой поиска станет картина «Истина», написанная художником в 30 лет. В центре картины мы видим горящую свечу в руке загадочного персонажа. Кто это – творец, искуситель, держатель судьбы?.. На свет со всех сторон слетаются мотыльки. Или это души людей, похожие на ангелов, летят прямо на огонь, обжигают тонкие крылышки и всё же летят в поиске ответов на свои вопросы, в поиске Истины? С этого момента Чюрлёнис понимает, в какую сторону он должен двигаться. Теперь он пытается осмыслить закономерности, которые управляют Человеком и Космосом, микрокосмом и макрокосмом, стремится ощутить ту главную силу, которая господствует в Мироздании.

М.К.Чюрлёнис. «Весть» М.К.Чюрлёнис. «Сказка о королях» М.К.Чюрлёнис. «Жертва»


М.К.Чюрлёнис. «Истина» М.К.Чюрлёнис. «Аллегро (Соната звёзд)» М.К.Чюрлёнис. «Дружба»


Результатом раздумий художника над этими вопросами стали циклы картин «Потоп», «Знаки Зодиака», «Сотворение мира», триптих «Путешествие королевны», картины «Сказка о королях», «Дружба» и другие. Рассказ об этих произведениях, приближающий к пониманию планетарной миссии Чюрлёниса – творца Новой Красоты – прозвучал в сопровождении его удивительной музыки.

Зрители услышали о встрече Чюрлёниса с его будущей женой, молодой писательницей Софией Кимантайте, об их совместных планах по написанию первой литовской оперы, о жизни в Петербурге, куда художник уехал в надежде найти понимание и реализовать свои творческие замыслы. Его заметили и поддержали М.Добужинский, Л.Бакст, Н.Рерих, К.Сомов – передовые петербургские художники того времени. Но Чюрлёниса глубоко ранило, что во многих близких к искусству кругах его творчество было встречено, по выражению Н.Рериха, с «окаменелым скептицизмом».

Несмотря на это Чюрлёнис много работал, не поспевая за неудержимо несущимся вихрем идей. Его сжигал огонь творчества. По собственному признанию, он отдавал работе «24–25 часов в сутки». Не доедал, не высыпался, и все же не сдерживал себя.

Его картина «Жертва» в чём-то автобиографична. Художник принёс всего себя в жертву ради воплощения своих возвышенных мечтаний. Мы видим, как Высокий Дух, каким был Чюрлёнис, спускается в наш мир, чтобы принести людям весть о прекрасных мирах. «Идти без устали...» – в этом был смысл жизни художника. Такой напряжённый ритм и подорвал его здоровье. На фоне огромного нервного истощения Константинас заболел. Лечение не помогло. Его не стало, когда ему не исполнилось и тридцати шести лет.

Сразу после ухода Чюрлёниса зазвучало слово «гениальный». Через год состоялся торжественный вечер его памяти в Санкт-Петербургской консерватории, где были исполнены симфонические поэмы; более 200 картин экспонировалось на нескольких выставках. В Литве было организовано общество художников имени Чюрлёниса. Спустя годы Н.К.Рерих написал о нём: «Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. И пришла она, эта легкокрылая гостья, не для того, чтобы только переночевать около произведений Чюрлёниса, но чтобы озарить его творения навсегда».

Вдохновенно и волнующе на всём протяжении вечера звучала музыка Чюрлёниса в записи и в живом исполнении. Ольга Рулёва, преподаватель Тверского педагогического колледжа, исполнила Мазурку, Вариации, Прелюдии и Фугу композитора.

Финальным аккордом программы стала песня Татьяны Левиной, посвящённая Чюрлёнису, как попытка понять и осмыслить необыкновенную миссию этого величайшего творца, этого явленного свидетеля реальности миров высших измерений:

Кто твоей рукой водил,
Кто тебе огонь дарил,
Светлый, чистый и светлый?
Ты прозрел творенья суть,
Ты увидел звёздный путь,
Смертный, ты стал бессмертным.

Авторы программы «Вестник» только приоткрыли зрителям богатый внутренний мир музыканта и художника, таинственный процесс его творчества, удивительные послания великого духа, скрытые в живописных образах его полотен. Но до конца понять творчество Микалоюса Константинаса Чюрлёниса каждый может только сам, напрягая в этом порыве свою душу.

Наталья Буракова
сотрудник Тверской Рериховской организации


Фоторепортаж


Т.Левина

О.Рулёва


Программа «Вестник»

Программа «Вестник»


Программа «Вестник»

О.Рулёва, Т.Левина, С.Левин



СОТВОРЧЕСТВО МИРОВ


Татьяна и Сергей Левины Концерт «Сотворчество миров» Татьяны и Сергея Левиных прошёл 24 января на выставке «Сотворение мира света и гармонии» факсимильных копий картин М.К. Чюрлёниса.

Узнав название концерта, ознакомившись с творчеством Чюрлениса через Интернет-галерею, мы ожидали просто провести пару часов в приятной компании музыки и картин. Но то, как эти два часа прошли на самом деле, стало открытием совершенно другого понимания «сотворчества».

Мы привыкли воспринимать «сотворчество» как что-то близкое «соавторству»: несколько людей из разных культурных институтов создают общую программу на радость пришедшим зрителям. Но нет. На концерте «Сотворчество миров» Татьяна и Сергей Левины не просто скомбинировали свои песни и стихи с картинами Чюрлёниса. Это было бы слишком просто и банально. Мы присутствовали при сокровенном и светлом событии – встрече миров сотворенных и сотворяемых на наших глазах.

Вот – мир горящей души Чюрлёниса, эхом отзывающийся в его картинах. В них главное можно увидеть только сердцем, понимающим и принимающим мир этого юноши-свечи (а ведь он по-неземному юн душой и помыслами). Здесь вам не помогут рассуждения о глубине цвета, перспективе или символизме изображенных фигур. Этот мир вы либо поймете самой своей душой, либо скользнете глазами по поверхности красок – и только.

А вот – перезвон и тихое журчание мира Левиных, сплетающих музыку звезд, ручьев и далеких голосов Первопроходцев. Сколько раз ловили мы себя на том, что слышим не просто слова и мелодии, а что-то бессловно-понятное, глубинное, идущее не из инструментов и голосов, а из самых сердец музыкантов. И нити из сердец тянулись к каждой картине-входу в мир Чюрлёниса, к каждому открыто внимающему сердцу. Одна за другой песни о высшем, о главном, о сокровенном запечатывались в глубине груди. Они и нас – нетворцов, но зрителей – за руку мягко привели в круг сотворчества, усадили рядом, наравне. И уйдя глубоко в себя, растревоженные иными новыми мирами, мы не сразу и поняли, что часы концерта пролетели и пора возвращаться из неземных далей.

И они, эти миры-люди, миры-искусства, миры-души, сотворили вечер, которого никто не мог ожидать и вообразить. Потом мы возвратились к своим делам, к быту, к проблемам. Но ниточки, соединившие нас с мирами Чюрлёниса и Левиных, крепко вшиты в сердца. Урок сотворения усвоен. Может, и нам удастся сотворить что-то хорошее, светлое, что будет радовать и воодушевлять других?

Ольга Культепина


Фоторепортаж


Сергей Левин

Концерт Татьяны и Сергея Левиных «Сотворчество миров»


Концерт Татьяны и Сергея Левиных «Сотворчество миров»

Татьяна и Сергей Левины



МЕРЦАНИЕ ПАСТЕЛИ
Вечер импровизаций


30 января на выставке факсимильных копий картин литовского художника М.К.Чюрлёниса состоялся вечер импровизаций «Мерцание пастели» при участии художника Андрея Юдина и тверских композиторов – Константина Тушинка, Владислава Честнодумова и Сергея Левина.

Это было необычное действо: в едином творческом процессе проявились сразу четыре творческих начала: художника, музыкантов и неожиданно оказавшихся среди зрителей философов и поэтов. Творить, казалось, помогало само пространство, напитанное светлыми образами живописных полотен М.К.Чюрлёниса – Мастера, личность которого объединяла в себе эти четыре грани.

Вступительным аккордом к импровизированному действу стало выступление коллектива из Детской школы искусств № 3. В сопровождении гитар и скрипки звучали стихи юной поэтессы Дианы Ганжи, временами точно совпадавшие по настроению с миром фантазий Чюрлёниса:

Зажгётся в небе тёплый, яркий свет,
Но снег так и струится хороводом...
Пусть будет светом целый мир согрет,
Улыбкой нежной ласковой природы!


Главный герой вечера, тверской художник Андрей Юдин, поделился своими детскими впечатлениями от встреч с работами Чюрлёниса, виденными им не раз в Каунасском музее Мастера. «Тёмные стены, а на них – подсвеченные мерцающие картины. Дело в том, что пастель, по сути, – это натуральный перетёртый камень, долговечный, сохраняющий цвет многие века. Можно сказать, что первобытные рисунки в пещерах – это тоже пастель. Состояние полёта, сказки в картинах Чюрлёниса сохраняются отчасти благодаря этому самому душевному материалу».

И вот – «Мерцание пастели». Под чарующие переливы сменяющих друг друга тембров виброфона, клавесина, органа на наших глазах происходит чудо. Из отдельных линий, штрихов, цветных россыпей складывается сюжет картины, и уже над горами взметнулось северное сияние. Зазвучал саксофон, как материальное воплощение потока, соединяющего пространство двух миров – мира звуков и мира красок.

Внезапно северное сияние превращается в сноп лучей, разлетающихся при вспышке таинственной, скрытой за горизонтом звезды. Или это оперенье огромной птицы, что промелькнула в вышине и исчезла за холмами? Нет, не исчезла – изгиб холма напоминает голову птицы! А силуэты в озере на переднем плане – словно отражение того мира, из которого заглянула к нам эта неожиданная гостья.

«Это мысли, летящие в пространство, – прозвучало мнение зрителя-философа, – поднявшись ввысь, они притягиваются по подобию. От чистых мыслей Земля становится светлее и происходит преображение нашей планеты». «В этом очищении и преображении помогает наше внутреннее солнце, – его увидел на картине ещё один посетитель выставки, – ведь оно сокрыто в каждом из нас».

А.Юдин. Импровизация А.Юдин. Импровизация


«Ожидание весны или время перемен» – тема следующей импровизации, предложенная из зала. Несколько секунд настройки – и вот уже маршевый ритм саксофона и фортепиано созвучит первому красному лучу, пронзившему плоскость чистого листа. Появляется отвечающее нашему неспокойному времени ощущение тревоги, опасности, постепенно сменяющееся ожиданием и надеждой. И хотя в рождающейся здесь и сейчас мелодии саксофона ещё слышатся прежние напряжённые интонации, они уже смягчены тёплыми мыслями о скорой весне.

Тем временем на листе художника образуются завихрения красочных линий, будто волны сверкающих энергий. Устремляются в небо мосты и арки неведомого города – как у Чюрлёниса. Перед нами разворачивается масштабная красочно-звуковая сюита. И даже тихое шуршание мелка по бумаге – тоже своеобразный голос в этой сиюминутной радости совместного творчества.

Вот уже поплыли небесные ладьи – их паруса раздувает весенний ветер, ветер перемен. Корабли, поднявшиеся над миром обыденности на сверкающей волне творящего человеческого духа. А мост, должно быть, ведёт в будущее, творимое нами: в конце его – намёк на город, очертания зданий, ещё не сформированных, так как формы их, красота их зависят от нас. Строителями чего мы станем – серых суетных нагромождений или прекрасных дворцов? Куда приведут человечество созидаемые им мосты? Какую мы выберем дорогу? Эти и многие, многие другие вопросы рождались в душах людей, присутствовавших при удивительном творческом созвучании художника и композиторов.

И за всем происходившим действом, несомненно, стоял сам Микалоюс Константинас Чюрлёнис, великий Мастер звука и цвета, дающий импульс многим творческим начинаниям и пробуждающий сердца к нескончаемому поиску Истины.

Татьяна Левина,
культуролог,
лауреат фестивалей авторской песни



Фрагмент вечера импровизаций "Мерцание пастели"

Импровизация1


Фоторепортаж


Диана Ганжа и творческий коллектив из Детской школы искусств №3

Вечер импровизаций «Мерцание пастели»


Импровизация Владислава Честнодумова, Сергея Левина, Андрея Юдина

Андрей Юдин


Вечер импровизаций «Мерцание пастели»

Импровизация Владислава Честнодумова, Константина Тушинка, Андрея Юдина


Вечер импровизаций «Мерцание пастели»

Вечер импровизаций «Мерцание пастели»


Вечер импровизаций «Мерцание пастели»

Вечер импровизаций «Мерцание пастели»




ИСКРЫ СВЕТА
И снова музыка звучала,
И образ трепетно на лист ложился...


Прошло уже более двух недель с момента открытия выставки факсимильных копий картин М.К.Чюрлёниса, и всё это время в Лекционно-выставочном зале Тверского городского музейно-выставочного центра как отражение мира, сотворённого духом великого мастера, царит содружество музыки и живописи. Продолжилось оно и 1 февраля в музыкально-художественной встрече «Искры света».

Началась встреча концертом учащихся музыкальных школ Твери. Среди зрителей оказалось много малышей, которые, может быть, впервые в жизни услышали живую музыку, исполненную на фортепиано, скрипке, гитаре, флейте, саксофоне. Произведения М.Глинки, П.Чайковского, А.Даргомыжского, А.Гречанинова, Э.Грига, Ф.Шуберта, Р.Глиэра, Ю.Должикова, А.Спадавеккиа, М.Таривердиева и других композиторов наполняли пространство переполненного слушателями зала.

Они очень старались, эти юные дарования... То нежно и трепетно, то бодро и активно, сменяя друг друга, звучали вальсы, польки, сюиты и музыкальные миниатюры. Вот сразу четыре руки вспорхнули над фортепиано – Миша Левин и Амалия Киберова играют пьесу Корепанова «Юмореска». Самая маленькая пианистка Ангелина Седова старательно исполняет «Марш деревянных солдатиков» Чайковского. Искренне и нежно звучит песня Золушки в вокальном исполнении Яны Щербаковой. Россыпь звуков извлекает из гитарных струн Татьяна Шеховцова и дарит зрителям старинную английскую песню «Зелёные рукава». Украшением концерта стало выступление скрипичного трио из Детской школы искусств №2 и ансамбля гитаристов Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа. А гвоздём программы, несомненно, явился саксофон – Роман Корниевский очень артистично сыграл «Вальс» Петренко и «Маленькую латинскую сюиту» Ноле.

Изящно, с удовольствием, мощно, задорно, вдохновенно – все эти эпитеты неизменно приходили на ум во время игры юных музыкантов. Эти дети, подростки, юноши и девушки, при всей их кажущейся обычности, несли в себе некую необычность, какой-то внутренний свет – след от прикасания к неземным сферам. Ведущая вечера, преподаватель Тверского педагогического колледжа Татьяна Левина дала образно точное и поэтичное название этому прикасанию: «...Занятия музыкой – это как поцелуй высшего мира».

И, как в синтетической личности Чюрлёниса, в этих детях живёт стремление к разнообразному творчеству. Поэтому неудивительно, что почти все музыканты приняли участие в мастер-классе пастельной живописи, состоявшемся после концерта.

Т.Левина сделала для них небольшой экскурс по жизненному пути Чюрлёниса, рассказав, почему блестяще образованный музыкант в уже зрелом возрасте решил учиться живописи, о его самых известных художественных произведениях и о том, как его творчество воспринимали современники. Наверное, самым важным открытием для юных музыкантов стало то, что основоположник профессиональной литовской музыки стал автором уникального направления – музыкальная живопись.

Мастер-класс пастельной живописи – любимой техники Чюрлёниса – провела Анна Владимировна Баранова, руководитель изостудии «Синяя птица» МОУ СОШ № 17. Десятилетней девочкой она впервые увидела картину художника «Дружба», ставшую для неё удивительным открытием. На полотне загадочный персонаж протягивает кому-то в своих ладонях шар света. Размышляя, начинающая художница поняла, что хотел передать в этом образе Чюрлёнис – дружба преподносится, как особый дар, как искры света. «И почему ещё этот образ так запал в душу, – рассказала Анна Владимировна. – В художественной школе нам преподавали академический рисунок, портрет, пейзаж, натюрморт. А тут – чувство! Его можно нарисовать! Можно, оказывается, нарисовать дружбу! Это было моё личное открытие, которое запомнилось на всю жизнь и дало повод для глубоких размышлений».

Чюрлёнис посвятил это произведение своему близкому другу. А позже, когда он встретил свою вторую половинку, Софию Кимантайте, он писал ей: «Помнишь, какой шар света ты принесла мне, когда я ещё не знал тебя?» Эта картина стала как бы прозрением его будущей встречи с женой.

Участникам мастер-класса было предложено подумать, какими ещё дарами, кроме дружбы, они хотели бы поделиться с друзьями, с незнакомыми людьми, с миром. Свои вариации на эту тему ребята рисовали, используя листы с контурной прорисовкой сюжета «Дружбы». А на чистых листах творили те, кто захотел создать своё, неповторимое произведение, навеянное эмоциями, впечатлениями, ассоциациями от музыки и от картин Чюрлёниса.

Кто-то из ребят впервые взял в руки мелки, но творческим людям освоить азы техники пастели оказалось несложно. Увлекательный процесс захватил не только детей, но и взрослых. Под музыку Чюрлёниса, звучавшую в записи, на бумаге рождались светлые и нежные чувства радости и грусти, расцветали чудесные цветы, тянуло к Земле свои нити-руки Солнце, летели в космические пространства ракеты...

Мы не называем авторов рисунков, да это, наверное, и не важно. Важно то, что этот вечер стал магическим синтезом разных искусств и объединил в творческом прорыве артистов и зрителей. И есть уверенность, что искры света, которые принёс в мир великий художник и музыкант, не угаснут в потоке времени, а снова и снова будут озарять бесчисленные сердца любовью к искусству, разгораться чудесным творчеством и уводить в сияющие дали, откуда мы будем возвращаться в суету обыденности наполненные светом и красотой.

Наталья Буракова,
сотрудник Тверской Рериховской организации




Фоторепортаж


Левин Михаил, Киберова Амалия, учащиеся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Рулёва Ольга Юрьевна

Крысун Алиса, учащаяся МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2», преподаватель Тюрина Светлана Анатольевна, концертмейстер Киселёва Анна Николаевна


Шеховцова Татьяна, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Левина Татьяна Владимировна

Николаева Элина, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Засеева Вероника Юрьевна


Турыгина Полина, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Носова Елена Юрьевна

Седова Ангелина, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Озерова Елена Александровна


Смирнова Юлия, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Озерова Елена Александровна

Волкова Яна, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Засеева Вероника Юрьевна


Хохлов Саша, учащийся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель  Тушинок Ольга Валентиновна

Титарчук Софья, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Левина Татьяна Владимировна


Гаврилко Ассоль, учащаяся МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2», преподаватель Грицай Наталья Владимировна

Вечер «Искры света»


Михайлова Алина, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Левина Татьяна Владимировна

Никишов Роман, студент  ГБОУ СПО «Тверской педагогический колледж», преподаватель Левина Татьяна Владимировна


Щербакова Яна, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Карпова Ольга Борисовна

Кротенкова Екатерина, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Тушинок Ольга Валентиновна


Скрипичное трио: Наталья Дятлова, Анна Кальченко, Татьяна Русина, учащиеся МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2», преподаватель Вовченко Наталья Александровна, концертмейстер Киселёва Анна Николаевна

Левин Михаил, учащийся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Рулёва Ольга Юрьевна


Киберова Амалия, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Карпова Ольга Борисовна

Соловьёв Николай, студент  ГБОУ СПО «Тверской педагогический колледж», преподаватель Левина Татьяна Владимировна


Смирнова София, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Озерова Елена Александровна

Корниевский Роман, учащийся МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2», преподаватель Ершов Сергей Анатольевич, концертмейстер Киселёва Анна Николаевна


Андреева Мария, учащаяся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Субботина Ольга Владимировна

Невзорова Алёна, учащаяся МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2», преподаватель Тюрина Светлана Анатольевна, концертмейстер Киселёва Анна Николаевна


Ансамбль гитаристов в составе: Соловьёв Николай, Никишов Роман, Шеховцова Татьяна, Матвеев Кирилл, Михайлова Алина, учащиеся Детского хорового отделения Тверского педагогического колледжа, преподаватель Левина Татьяна Владимировна

Ведущая вечера «Искры света» Т.Левина


Ведущая мастер-класса пастельной живописи А.В.Баранова

Мастер-класс пастельной живописи


Мастер-класс пастельной живописи

Мастер-класс пастельной живописи


Мастер-класс пастельной живописи

Ведущая мастер-класса пастельной живописи А.В.Баранова


Мастер-класс пастельной живописи

Участники мастер-класса со своими работами




















ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ДИАЛОГИ С ЧЮРЛЁНИСОМ»


Как часто наша жизнь превращается в заколдованный изнуряющий круг: дом, работа, суета повседневных забот. И как часто спасительным выходом становится искусство, возможность наполнить душу его живительным светом и самому стать творцом.

7 февраля в Тверском городском музейно-выставочном центре состоялось очередное мероприятие, прошедшее в рамках выставки факсимильных копий картин М.К.Чюрлёниса «Сотворение мира света и гармонии». «Диалоги с Чюрлёнисом» – так назвала свою творческую мастерскую московский педагог, искусствовед, Рыцарь гуманной педагогики Галина Владимировна Паршикова.

По свидетельству современников Чюрлёнис не любил говорить о своих картинах, так как считал, что они сами способны вести диалог с каждым зрителем – своим сюжетом, цветовой палитрой, названием… Диалог обогащает собеседников, когда они интересны друг другу, вслушиваются, всматриваются друг в друга. Живописные полотна всегда ждут заинтересованного зрителя и готовы своими эманациями вступить с ним в сердечную связь.

Очень непросто создать атмосферу доверия в зале, где собрались в основном незнакомые друг другу люди. Однако Галине Владимировне это удалось блестяще: помогли и вопросы ведущей, и авторское чтение стихотворений в ходе разговора. Взрослые и дети, всматриваясь в картины, открыто делились возникающими мыслями, ощущениями, акцентировали внимание на отдельных деталях сюжета. И такое сотрудничество помогало заметить то, что ускользало от чьего-то взгляда, добавить к своим ощущениям впечатления других.

Продолжением диалога с картинами стало приглашение участников встречи к собственному творчеству. Используя приготовленные заранее пастель и разноцветную бумагу и отдавшись полностью только внутренним ощущениям, нужно было создать свой образ и запечатлеть его. И несмотря на то, что многие, по признанию, не рисовали с детства, практически все участники откликнулись на предложение и испытали настоящую радость творчества.

Ещё на встречу Галина Владимировна принесла собранную ею на берегу Черного моря коллекцию небольших камней. Морские волны тщательно отшлифовали их и выявили скрытые в них узоры и даже целые картины. Очередным творческим заданием было выбрать себе камушек, внимательно вглядеться в его рисунок, созданный самой природой, и поделиться своими впечатлениями и наблюдениями.

Творческая мастерская завершилась, но ещё долго участники встречи не расходились: магнит творческого сотрудничества силён и способен устремить к более глубокому пониманию окружающей жизни.

Вера Шушунова,
сотрудник Тверской Рериховской организации




Фоторепортаж


Галина Паршикова

Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»


Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»

Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»


Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»

Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»


Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»

Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»


Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»

Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»


Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»

Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»


Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»

Творческая мастерская «Диалоги с Чюрлёнисом»






















ИВАН ЕФРЕМОВ: ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА КОСМИЗМА
Встреча с писателем Николаем Смирновым


8 февраля на выставке факсимильных копий М.К.Чюрлёниса в Тверском городском музейно-выставочном центре состоялась встреча с историком и писателем из Москвы Николаем Смирновым, автором новой книги-исследования об учёном-палеонтологе, энциклопедисте, писателе и путешественнике Иване Антоновиче Ефремове, вышедшей недавно в серии ЖЗЛ.

В жизни Ефремова не было ничего рафинированного. Весь его путь – это путь преодоления и жизненной борьбы. Можно сказать, что девизом юного Вани Ефремова стали слова героя одной из книг его любимого автора Жюля Верна: «Я не допускаю, чтобы существо, наделённое волей, пока бьётся его сердце, пока оно способно двигаться, могло бы предаться отчаянию».

Неукротимая воля и целеустремлённость в познании мира, невероятная концентрация сил сделали Ефремова человеком редкостного охвата. В его необычной биографии оставили след революция и гражданская война. Он учился наперекор всем трудностям времени: за два с половиной года освоил школьную программу, экстерном окончил Ленинградский горный институт и получил диплом уже будучи кандидатом биологических наук. Девятнадцатилетним юношей Иван сделал находки ископаемых эотриаса, на основе которых была написана монография, за которую он удостоился почётного диплома Лондонского Линнеевского общества. В 33 года он защитил докторскую диссертацию «Фауна наземных позвоночных средних зон перми СССР».

Жизненным кредо Ефремова была установка: я должен знать всё. Он мог наизусть рассказывать своим слушателям сотни страниц и обладал удивительным умением находить общий язык с разными людьми. Будучи ещё очень молодым человеком, он уже выполняет задания государственной важности: руководит палеонтологическими и геологическими экспедициями по Уралу, Средней Азии, Сибири и Дальнему Востоку, в которых проходит десятки тысяч километров.

Учёным разрабатывается новая отрасль палеонтологии, тафономия – учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород, с блеском применённое на практике. К Ефремову в полной мере применима формула «руками и ногами человеческими». По-сути, он закрывал эпоху русских землепроходцев, заполняя последние белые пятна на карте Советского Союза.

Но широко известен И.А.Ефремов стал, прежде всего как писатель, автор романов «Туманность Андромеды», «Час быка», «Лезвие бритвы», «Таис Афинская» и многочисленных рассказов. Он является крупнейшим представителем такого многогранного направления как русский космизм. Его литературное творчество многим помогло по-новому взглянуть на окружающий мир, ощутить его многоплановость, не ограниченную только видимой составляющей, задуматься о личной ответственности за происходящее в нём.

Он начал писать в 40-е годы. На необычный стиль первых повестей Ефремова обратил внимание А.Толстой. Этот точный стиль выработался из геологических описаний его экспедиционных дневников, а философия начинающего писателя выросла из постоянных преодолений.

Удивительный рассказчик, Николай Смирнов приоткрыл слушателям бездонные глубины титанической фигуры знаменитого писателя. Поистине, Ефремов был тем, кто своим творчеством формировал образ человека будущего, человека новой эпохи, а также образ более совершенного общества и государства.

Организаторы выставки намерены пригласить Николая в обозримом будущем ещё раз, уже для целевой аудитории. И тогда обязательно сообщат тверичанам, где и когда состоится эта встреча. Неимоверный заряд бодрости и оптимизма, устремления и веры в будущее планеты и человечества даёт нам своей жизнью и творчеством Иван Ефремов, и именно это получили пришедшие на встречу с Николаем Смирновым. За что в высшей мере признательны ему!

Наталья Буракова,
сотрудник Тверской Рериховской организации




О МИРОВОЗЗРЕНИИ ИВАНА ЕФРЕМОВА


Мировоззрение Ефремова исключительно диалектично. Его этика тесно увязана с наукой и искусством. Поэтому, говоря о диалектической этике мыслителя, мы сразу входим в широкий круг взаимозависимых проблем. Диалектика является главной характеристикой произведений Ефремова.

Чувство меры, являющееся условием возможности прохождения пути по «лезвию бритвы», то есть оптимальному для развития данной системы пути, представляется Ефремову важнейшим. Необходимо находить подлинную «золотую середину», находящуюся в постоянном движении, динамическом равновесии – в противовес догмам, раз и навсегда определяющим должные пути. Отсюда вырастает и ефремовская эстетика с определением прекрасного как наивысшей меры целесообразности, где целесообразность – не плоская утилитарность, а сочетание эффективности и универсальности.

Показательно и отношение к женскому началу и женщине. Возвеличивание женщины в романах Ефремова велико, но оно же есть серьёзная ответственность.

Осознание бесконечности мира у Ефремова – важнейший устой творческой жизни. Всякая закрытая система рано или поздно превращается в энтропийное болото – будь это сам человек, семья, <...> целая страна или всё население планеты. Естественно, наука должна быть также открыта и не скована придуманными правилами. Всякое правило, утверждаемое в букве, но не в духе, по прошествии некоего времени всё меньше соответствует действительности, потому что развитие происходит по спирали. Развитие возможно только при открытом, подвижном сознании учёного. При этом важно внешние исследования дополнить интроспективным знанием Востока.

Известно, что, отдавая должное достижениям индийской йоги, Ефремов понимал её историческую обусловленность и критиковал за требования, трудносовместимые с существованием в современном мире. Напротив, путь в будущее лежит через «общественную йогу». Никакое личное достижение не имеет смысла вне работы на общее благо. Необходимо наиболее точное для меры данного времени соотношение индивидуальности и коллективизма.

<...> Восточное понятие Учителя как учителя жизни, а не преподавателя узкой дисциплины, всё больше входит в современную педагогику и было воспринято Ефремовым при создании образа будущего. Это возможно лишь после понимания исходного постулата: сознание есть высшая форма материи. Для Ефремова не было вопросом существование экстрасенсорики, он удачно назвал их проявлениями нарождающейся третьей сигнальной системы. Вместе с этим, понимая диалектику всякого развития, предостерегал от эйфории в их овладении. Третья сигнальная система – естественное следствие синтетического сочетания знания и чувств, то есть мудрости.

Невозможно развивать внимание, не развивая мышление. Невозможно развивать мышление, не развивая стремления к знанию. Невозможно развивать стремление к знанию, отчуждённо относясь к внешнему (и совершенно неизбежно от этого к внутреннему) миру. Одно цепляет другое. Именно в этом диалектическом ключе развивается мысль Ефремова и происходит становление его героев.

Николай Смирнов,
автор книги «Иван Ефремов»




Фоторепортаж


Встреча с Н.Смирновым

Николай Смирнов


Встреча с Н.Смирновым

Обложка книги Н.Смирнова и О.Ерёминой «Иван Ефремов»



О НЕОБЫЧНОМ, или ГИМН СЕРДЦУ
Творческий вечер Анастасии Разводовской

Я – Дух, и жизнь моя не здесь.
Тут – лишь этап, фрагмент, мгновенье,
Включившее земную твердь
В Маршрут иного назначенья.



В мгновенье жизнь утратила границы
И засверкала мириадами миров –
Увидел дух, проснувшись сильной вольной птицей,
Вселенную поверх земных основ.



Только сердце человека
Неземною дышит тайной,
Устремляясь век от века
В бесконечность мирозданья.



Строчка за строчкой звучали стихи – о духе, о сердце, о путях эволюции, о странниках-поэтах, о беспредельности исканий, о бесконечном совершенствовании: 14 февраля 2015 года в Лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра проходила встреча с московской поэтессой Анастасией Разводовской. Заявленная тема встречи «И в сердце мир соединен…» была и простой и сложной одновременно: что может быть проще мысли о целостности мира и что может быть сложней следования путём сердца?

Слово на этой встрече было не единственным действующим лицом: мысли музыки прокладывали мосты в пространство, где можно понимать и быть понятым независимо от того, на каком языке человек думает. Анастасии Разводовской в этот вечер помогал воплощать задуманное композитор, член союза композиторов России Сергей Левин. Его музыкальные сочинения принимали эстафету у поэтического слова. Вместе они двигались к единой цели.

Но звучали не только стихи и музыка: звучали необычные картины необычного художника Микалоюса Чюрлёниса. В зале, где собрались почитатели поэзии, продолжалась выставка репродукций его картин. И к вопросу целостности мира его живопись добавляла нечто противоречивое – «двоемирие», как отмечали исследователи его творчества. Обособленное существование предметного мира и мира иного, разделённых у Чюрлёниса «прозрачностью иного, более высокого измерения» [Л.В.Шапошникова. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 381]. Слияние, соединение этих миров рождало новые формы, новую красоту. Значение сердца в процессе такого соединения невозможно отрицать.

М.Чюрлёнис. Сотворение мира IX, 1905-1906 М.Чюрлёнис. Сотворение мира VI, 1905-1906 М.Чюрлёнис. Сотворение мира X, 1905-1906


Но кто-то, не придавая значения сердечным сигналам, скажет: «Стихи, музыка, картины. И что здесь необычного?» – Необычно многое.

Человек захотел соединить мир в своем сердце, когда кругом раздор, раздражение, войны, конфликты, катастрофы, непонимание.

Человек решился выразить своё желание единого мира в творчестве, в искусстве слова, возможности которого так ограничены.

И ещё: много ли готовых неустанно соединять разорванную ткань мира? – Меньше, чем требуется.

Потому будем приветствовать каждое стремление к Единству, Высшей гармонии и Красоте. И пусть чаще в Твери (и не только в Твери) звучат необычные стихи, музыка и картины. Так общими усилиями придёт мир – через культуру, через сердце.

Елена Князева



Фоторепортаж


Анастасия Разводовская. Тверь, 14 февраля 2015 г. Анастасия Разводовская и Сергей Левин. Тверь, 14 февраля 2015 г.


Участники встречи. Тверь, 14 февраля 2015 г. Анастасия Разводовская и Сергей Левин. Тверь, 14 февраля 2015 г.


«И в сердце мир соединен…». Творческий вечер Анастасии Разводовской (видео)



НЕЗАБЫВАЕМОЕ ВРЕМЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
Выставка М.К.Чюрлёниса завершилась концертом «Играй, гитара музыку души»

Синтез искусств и радость творчества – так можно охарактеризовать атмосферу, которой был наполнен Лекционный зал Тверского городского музейно-выставочного центра (ТГМВЦ), где в январе-феврале 2015 г. проходила выставка репродукций великого литовского музыканта и художника М.К.Чюрлёниса. 15 февраля её завершающим мероприятием стал концерт «Играй гитара, музыку души» лауреата и дипломанта международных конкурсов Марии Охотиной (Москва).

Представляя исполнительницу, культуролог, педагог и музыкант Татьяна Левина сказала: «Несмотря на то, что Чюрлёнис не писал музыку для гитары, сам инструмент, его специфика как нельзя лучше вписываются в окружение этих замечательных работ. И я как человек, держащий в руках гитару, могу сказать: это особый инструмент, который музыкант прижимает к своему сердцу. И инструмент резонирует не только своим корпусом, но также и всем существом исполнителя».

Несомненно, исполнению произведений И.Альбениса, И.С.Баха, А.Лауро и других композиторов, звучанию утончённого инструмента помогала атмосфера выставки. «Удивительный мир Чюрлёниса, невыразимая палитра в творчестве, выводящая красоту за пределы времени! – поделилась Мария своими чувствами после концерта. – Очень тронута выставкой «Сотворение мира света и гармонии» – прекраснейшим многообразием форм жизни и любви! Творения художника перенесли меня в самое необыкновенное состояние чувств и гармонии музыки... А когда дорогие зрители пригласили на бис, так сильно была погружена в красоту его картин, что потерялась в реальности времени... Искренне благодарю тверичан за удивительно тёплый и сердечный прием!»

По окончании концерта сотрудник Тверской Рериховской организации Вера Шушунова поблагодарила коллектив Тверского городского музейно-выставочного центра – соорганизатора выставки – за многолетнее сотрудничество.

Со словами особой благодарности она обратилась к Татьяне Левиной, без чьего деятельного участия выставка бы просто не состоялась. Сердечная любовь Татьяны к творчеству Чюрлёниса помогла воплотить обширную культурную программу и привлечь на выставку горожан, которые смогли ближе познакомиться с художественными и музыкальными произведениями мастера, понять и полюбить гениального литовца. Стараниями Т.Левиной и искусствоведов ТГМВЦ на выставке состоялись экскурсии для детей, молодёжи и взрослых. Организаторы выставки также признательны композитору Сергею Левину, благодаря которому выставка была наполнена живой музыкой.

Закрывая выставку, В.Шушунова отметила, как важно в быстротечности нашей жизни не упустить моменты, которые она временами дарит. «Возможность познакомиться с Чюрлёнисом, – сказала она – один из таких моментов. Его творчество, мир его картин не ограничены пределом человеческого взгляда. Ему удалось своей мыслью, чувствами, духом коснуться космической беспредельности и глубин внутреннего мира человека, который с этой беспредельностью связан. Мне кажется, что главным мотивом творчества Чюрлёниса является осознание общего блага, без которого просто невозможно приблизить то светлое будущее, когда на Земле воцарятся справедливость и мир».

Наталья Буракова
сотрудник Тверской Рериховской организации



ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ

Спасибо Тверскому областному Рериховскому обществу, членам Тверской организации за просветительскую деятельность на Тверской земле и замечательную выставку Чюрлёниса.

Н.В.Эверт,
председатель Тверского отделения
Общероссийской общественной организации
«Союз дизайнеров России», заслуженный художник РФ,
почётный работник культуры и искусства Тверской области


Спасибо за тихую радость, которой так не хватает в жизни.

Посетитель выставки


Спасибо за новую встречу с такими необычными произведениями. Музыка в живописи слышна во всех полотнах.

Шишкова Алла, Осипова Галина


Потрясающая выставка. Мне, человеку, связанному с музыкой, слышна и видна линия картины, линия всего произведения. Это незабываемое впечатление. Благодарю организаторов выставки.

Студентка 3 курса Колледжа культуры им Н.А.Львова


Большая благодарность организаторам выставки! Необыкновенно интересные картины, романтичные, полные фантазии. Получили эстетическое наслаждение.

Студенты Колледжа культуры им Н.А.Львова


Мне понравилась картина о двух королях и о рае. Эта выставка очень хорошая.

Учащиеся ДХШ имени Н.А.Серова


С большим вниманием посетили выставку, прослушали чудесные профессиональные сообщения искусствоведов Инессы Сергеевны и Натальи Сергеевны. Гармония во всём. Созвучие изобразительного искусства, музыки, слова оставляют в душе светлые чувства. Спасибо от наших учащихся за встречу с искусством.

Г.Ф.Камардина и Л.А.Лазакович,
педагоги ДХШ им Н.А.Серова


Тверь стала первым русским городом, который отметил 140-летие выдающегося литовского Мастера. Увидеть работы Чюрлёниса, пусть и в копиях, но в натуральную величину, собранные в одной экспозиции – это дорогого стоит! Чюрлёнис был и остаётся одним из самых загадочных художников. И как здорово, что выставка дала возможность жителям нашего города прикоснуться к этой Тайне. А сколько прекрасных мероприятий прошло в течение всего периода работы выставки! Спасибо выставочному центру, что открыл свои двери Красоте!

С.Левин,
композитор



Фоторепортаж


Мария Охотина Концерт «Играй, гитара музыку души»


Вручение благодарности Марии Охотиной Вручение благодарности ТГМВЦ за сотрудничество в проведении выставки «Сотворение мира света и гармонии»


Экскурсия по выставке «Сотворение мира света и гармонии» Экскурсия по выставке «Сотворение мира света и гармонии»


Экскурсия по выставке «Сотворение мира света и гармонии» Экскурсия по выставке «Сотворение мира света и гармонии»


Экскурсия по выставке «Сотворение мира света и гармонии» Экскурсия по выставке «Сотворение мира света и гармонии»


Экскурсия по выставке «Сотворение мира света и гармонии» Экскурсия по выставке «Сотворение мира света и гармонии»




К началу страницы




© 2009-2015 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)