Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Гуманная педагогика


Гуманная педагогика в Твери | Международные Педагогические Чтения


Публикации | Поэтическая педагогика

Главная / Гуманная педагогика / Публикации / Избранные статьи / Почему мы выбираем Гуманную Педагогику


Почему мы выбираем Гуманную Педагогику


Есть люди, которые могли бы стать светлыми, но такими не стали, – это потому что им не достались светлые уроки своих учителей.

Ш.А.Амонашвили


«Кто мы есть, дорогие коллеги? – обращается ко всем учителям Шалва Александрович Амонашвили со страниц своей книги «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света», и продолжает, – Если кто среди нас скажет, что он маленький человек, тем самым он унизит всех нас, всех учителей. Нам надо, в конце концов, осознать, что Учитель есть надобщественное явление! Учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведёт общество, черпает он не столько из внешних установок, а из весьма глубинных внутренних истоков. Оттуда идут импульсы, которые питают наше чувствознание и убеждение, нашу совесть и преданность, нашу мудрость и веру» [1].

«Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюблённый в своё дело преподаватель математики, – это пишет Василий Александрович Сухомлинский, – среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики – нет и талантливых учеников; в этом случае тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель – это первый светоч интеллектуальной жизни» [2].

Чувствует ли современный учитель себя «надобщественным явлением, направляющей силой общества, светочем интеллектуальной жизни»? Кем он чувствует себя в современной школе, находясь в условиях жёстких инструкций, требований, предписаний с одной стороны, давления и пресса реальной жизни, которая своими ценностными установками разрушает весь учебно-воспитательный процесс, с другой стороны. Можно сказать точно, что чувствует он себя одиноким и покинутым, отчаявшимся что-либо изменить, потому что очень хорошо осознаёт полное несоответствие своего представления о том, как должно быть в школе и того, как реально обстоят в ней дела.

Настоящий учитель, чем больше он работает в школе, тем больше он осознаёт, что учительство – это служение. Профессия учителя сродни монашескому подвигу, если тот, кто её избрал, стремится к выполнению своей жизненной задачи, а не просто зарабатывает на хлеб насущный. Безусловно, любая профессия имеет свои вершины, которые не всегда замечаешь и осознаёшь, начиная работать. Но только профессии священника и учителя налагают особую ответственность на тех, кто её избирает. Это – ответственность за души людей. Учитель потому и чувствует одиночество, что внутренне хорошо осознаёт эту ответственность, но реальный педагогический процесс не предполагает одухотворения взаимоотношений между учителем и учеником.

Цель обучения в современной школе – передать сумму знаний, которой ученик во взрослой жизни будет знать, как воспользоваться. Если в советской школе мы формировали знания, умения, навыки, то в современной школе – компетенции, то есть способность этими знаниями, умениями навыками пользоваться для того, чтобы жить хорошо и успешно. Понятие «жить хорошо и успешно» не означает морально и нравственно. Чаще всего, для хорошей жизни предполагается научить ребёнка чувствовать себя счастливым в обществе потребителей. Главное в материальном плане не испытывать ни в чём нужды, удовлетворять свои потребности и потребности своей семьи. С этой целью мы формируем компетенции на уроке, разрабатываем компетентностно-ориентированную модель ученика, осваиваем кредитно-модульную систему обучения, интерактивные, проектные, мультимедийные и информационные технологии, активно применяем групповые методы работы, «поглощаем» тома литературы по инновационным подходам в обучении. Методику и дидактику «успешно» заменяем технологиями обучения. Школа начинает напоминать фабрику по приёму и переработке сырья, из которого получают методический продукт. Технологизация коснулась всех сфер школьной жизни. Школы превратились в минитипографии, которые выдают тома методического продукта для участия в многочисленных конкурсах, число которых год от года возрастает, и для успешной отчётности, конкурентоспособности, рейтинга и ещё для чего-то, наверное, для того, чтобы было.

Учитель перестал задумываться о смысле жизни, он не читает классики, не успевает заглянуть в глаза учеников. На его лице постоянное выражение усталости и безысходности потому, что учитель обречён быть в вечной гонке за мониторингом и соответствием современным требованиям, которые всё больше и больше удаляются от настоящего мира Ребёнка и мира самого Учителя. Наша душа оживает только во сне, часто пребывая в страхе за то, что тело отстаёт в этой гонке. А как же в этих условиях Дети?

Дети живут своей жизнью, о которой мы, взрослые, даже и не подозреваем. В нашу модель компетентностно-ориентированного ученика не входит понятие смысла жизни Ребёнка, в ней нет понятий духовного и внутреннего мира и всё заранее предписано и определено. Это происходит потому, что мир общества потребителей не нуждается ни в каких духовных определениях. Ему нужны потребители для обеспечения прибылей производителей, смысл существования и так понятен, он в постоянном потреблении, потреблении ради потребления.

К сожалению, в современном учебно-воспитательном процессе разрушается духовная общность между учителем и учеником. Школьная жизнь лишена духовных понятий и осуществляется только на уровне материальных кредитно-модульных отношений, которые по сути своей представляют собой замену товарно-денежных отношений рынка. Школа готовит молодое поколение к жизни в условиях товарно-денежных отношений, где необходимы критическое мышление, лидеры и личности, подчиняющиеся только своим личным интересам и интересам личной выгоды. Школа стала полной выразительницей интересов общества, которое явно утратило нравственно-моральные ориентиры. Мы, люди, забываем, что кроме тех законов, которые придумываем сами и приспосабливаем для обслуживания своих интересов, есть ещё и Космические, Божественные, Единые Законы Природы. Согласно этим законам, человечество не является случайным явлением на Земле. Оно появляется для выполнения своей задачи. Единые законы природы, осознанные и добровольно принятые человеком, становятся основой нравственности и морали.

«Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из её общих законов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми», – писал К.Э.Циолковский [3].

Человек, утверждает В.И.Вернадский, «становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения» [4].

«Меня не смущает, – запишет Владимир Иванович в своём дневнике, – что сейчас те люди, которые сокровенно совершают невидимую пока работу, как будто не участвуют в жизни. На виду большей частью не они, а другие люди, действия которых не обузданы духовной работой. Но всё это исчезнет, когда вскроется тот невидимый во внешних проявлениях процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания. Он зреет, время его придёт, и последнее властное слово скажет он; а тёмные силы, всплывшие на поверхность, опять упадут на дно» [5].

Владимир Иванович Вернадский из XX века обращается к нам жителям Земли XXI века с живой мыслью о единстве развития природы и человечества, о том, что человечество духовное становится сознательным фактором эволюции.

Ребёнок рождается с зерном духовности, для его прорастания необходимы условия. Согласно аксиомам Гуманной Педагогики духовность воспитывается духовностью, любовь – любовью, благородство – благородством. Человечество не может «перешагнуть» через бездуховное детство во взрослую духовную жизнь. Без настоящего учителя не будет настоящих людей. «Человеческое воспитание в том и заключается, что старшие передают детям свои знания об окружающем мире, энергией своей мысли постоянно питают поток информации, воздействующий на ребёнка» [6].

Учитель выращивает нового учителя и человека, а фасилитатор (согласно современным педагогическим требованиям, учитель – это фасилитатор, тот, кто облегчает процесс обучения) может «породить» только фасилитатора.

Школа – это колыбель человечества, мы все родом не только из детства, мы все родом из школы. К сожалению, нас, мыслящих учителей, не устраивает такое положение дел, при котором обучение и воспитание детей превращается в технологизированный процесс с конечным продуктом, а учитель из носителя духовно-нравственных знаний в фасилитатора, облегчающего процесс усвоения знаний.

Поэтому, хорошо осознавая, что учитель, выращивает, оберегает и воспитывает будущее человечества в лице своих учеников, и то, что это будущее не состоится без настоящего учителя, способного вобрать в себя Свет человеческой культуры, мы выбираем Гуманную Педагогику Шалвы Александровича Амонашвили. Приводимые ниже курсивом слова на основе книги Ш.А.Амонашвили «Школа Жизни» [7] и его статьи «Духовная основа образования» [8], объясняют суть и содержание Гуманной Педагогики.

Основу теории Гуманно-личностной Педагогики составляют идеи, сложившиеся в классическом духовно-философском наследии. Способ ее постижения извлекается из классических педагогических учений, культурно-философского наследия всех Времен и Народов, которые являются Чащей Мудрости. Смысл Гуманной Педагогики – подведение духовно-нравственной основы под все образование, это означает, что при единстве воспитания и обучения в образовании ведущим является воспитание на основе общечеловеческих ценностей, какой бы предмет не изучался.

Гуманная Педагогика не есть открытие современной педагогической мысли. Новое здесь в том, что мы осознаем ее суть, которая дается вот уже несколько тысячелетий высшими источниками – Священными писаниями мировых религий и классическими педагогическими учениями.

Гуманно-личностная Педагогика строится на фундаментальных допущениях, фундаментальных аксиоматических началах, составляющих Истину для Мировых Религиозных Учений и предмет для многих духовно-философских учений.

Суть допущений в следующих трёх положениях:

– душа человека – есть реальная субстанция;

– она устремлена к вечному восхождению и совершенствованию;

– земная жизнь – есть отрезок пути восхождения
.

Из этих допущений выводится три постулата веры учителя в Ребёнка:

– Ребёнок – есть явление, «веление духа» в нашей земной жизни,

– Ребёнок несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить,

– Ребёнок несёт в себе первозданную энергию духа – неограниченную возможность духовного совершенствования
.

Смысл Гуманной Педагогики – это ведение ученика по пути совершенствования своего духовного мира и понимания своего предначертания, понимания суровости долга по пути умножения Добра и Любви на земле. Задача учителя помочь ребенку найти в себе возвышенную душу и служить ей преданно.

Цель гуманно-личностного образования – это воспитание Благородного человека.

Данную цель можно решить с помощью следующих задач:

– создавать условия для того, чтобы дети осознали огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков, осознали ответственность за свои поступки, мысли;

– помогать познавать, что значит Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, Честность;

– помогать познавать себя, свой внутренний мир, постигать красоту природы и чувствовать ее состояние;

– развивать интерес к духовной жизни, к философствованию, наблюдательность, внимательность, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей;

– развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;

– поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов, стремление знать больше.

Гуманная Педагогика обращена на облагораживание души и сердца ребенка, а знания, которые приобретает ученик в процессе обучения, мыслятся как условия творчества, созидания, творения блага. Гуманная Педагогика, конечно же, опирается на любовь и доброту учителя, на его умение создавать такую атмосферу душевной щедрости, в которой каждый ученик был бы направлен на самопознание, стремление к духовному самосовершенствованию.


Обучения без воспитания не бывает, а воспитывать, по выражению Ш.А.Амонашвили, можно только тогда, «когда возникает духовная общность между учителем и учеником». Мировоззрение учителя, выбравшего для себя Гуманную Педагогику, предполагает активный нравственный выбор добра, безграничную веру в Ребёнка, в родство душ учителя и ученика, в общность «морального закона внутри нас».

Духовные начала Гуманной Педагогики и психологическое понимание природы Ребёнка в единстве создают педагогическое мировоззрение, через которое осмысливается вся образовательная атрибутика, все составные части образования.

В призме акцентологии одни проблемы, которые считались важными для традиционной педагогики, в Гуманной Педагогике теряют смысл. Другие переосмысливаются. Но возникает третья группа проблем, специфичных для этой педагогики, проблема воспитания добромыслия, прекрасномыслия и чувства ответственности за свои поступки; проблема развития доброречия, прекрасноречия, мудроречия и воспитание ответственности за своё слово; проблема воспитания чувства возвышенной любви, сострадания, сопереживания, сорадости, уважения, помощи, оказания услуг; проблема отношения к собственности без чувства собственности; проблема взращивания чувства долга; проблема совести и умения жить по совести; проблема самопознания и саморазвития и т.д.

Все они, как в фокусе, сходятся на роли учителя. Его личности в Гуманной Педагогике придаётся особая важность. Учителю предлагается стать творцом своего субъективного образовательного поля, облагораживающая сила которого будет впрямую зависеть от его личностных качеств. Он должен из укротителя, из судьи и оценщика знаний превратиться в соавтора души ученика, в мудрого и доверительного соискателя вместе с ним смысла учёбы и жизни, сотрудничать с учеником. Это – неизмеримо труднее, чем просто давать уроки – сумму знаний, не освещённую смыслом учения. Но без этого нет педагогики, тем более Гуманной.


Учитель, сознательно следующий идеям Гуманной Педагогики, прежде всего, предъявляет высокие требования к себе, он устремлён в улучшении самого себя и по мере «победы над собой» становится для ученика носителем определённого нравственного идеала, он насыщает образовательное пространство высокими образами, под воздействием которых раскрываются лучшие качества Ребёнка.

Образование есть суть раскрытия, выявления, утверждения внутреннего образа; он раскрывается и утверждается через потоки внешних образов. Потому качество потоков внешних образов решают судьбу качества внутреннего образа, духовно-нравственного становления человека.

Сотрудничество – всегда соавторство. В соавторстве с учеником учитель как бы заново рождается, проходит с ним путь к познанию Истины. А это предъявляет учителю аксиоматические требования и нормы. Нельзя воспитывать нравственность, будучи безнравственным. Любовь воспитывается любовью, Доброта – добротою. Благородство – благородством. Личность – личностью и т.д. Отсюда необходимость постоянного творческого восхождения учителя к вершинам нравственности и следования правилам: «Уча – учимся», «Воспитывая – воспитываемся», «Образовывая – образовываемся сами».

Таким образом, акцентология Гуманной Педагогики переосмысливает понятийную сторону педагогики, раскрывая и определяя в ней духовные аспекты.


Гуманная Педагогика есть одухотворение педагогического пространства. В этом она классична, а потому всегда современна. Для учителя, выбравшего для себя Гуманную Педагогику, всё начинается не с применения усовершенствованных методик и программ, а с погружения в классическое педагогическое наследие. Для нас глубокое знакомство с Гуманной Педагогикой началось с переосмысления и осознания идей Василия Александровича Сухомлинского. Он хорошо понимал важность духовной жизни Ребёнка и ответственность учителя за духовное становление личности: «Подросток способен много познавать. Следовательно, нужно использовать эту особенность духовной жизни так, чтобы познание окружающего мира становилось вместе с тем и моральным развитием. Эффективность воспитания подростков в значительной мере зависит от того, что они знают о человеке, как эти знания превращаются в убеждения, как убеждения утверждаются в деятельности. Переживание чувства собственного достоинства является для личности как бы лучом, направленным в собственную душу. Нужно, чтобы он никогда не угасал. Это возлагает на воспитателя большую ответственность, требует от него исключительного мастерства в сфере человековедения. От воспитателя сейчас требуется не только чуткость и внимательность, а умение разобраться во взглядах каждого человека на собственный духовный мир» [9].

«Главной связующей нитью воспитателя и воспитанника, – считает В.А.Сухомлинский, – есть искренние желания: желание воспитанника стать лучше и желание педагога видеть воспитанника лучшим, чем он есть сейчас» [10].

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технология нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» [11].

«Тончайшим способом влияния на юную душу является, по моему мнению, слово и красота. ?…? Тонкость внутреннего мира человека, благородство морально-эмоциональных отношений не утвердишь без высокой культуры словесного воспитания. Многолетний опыт убеждает в том, что слово учителя пробуждает в маленьком ребёнке, а потом в подростке, юноше, девушке чувство человека – глубокое переживание того, что рядом со мной человек со своими радостями и печалями, интересами и нуждами» [12].

Для нас, педагогов, проработавших в школе не один год, каждый свой день начинающих с вечных слов учителя: «Здравствуйте, дети!», тяжело и больно смотреть, как в школе методично и целенаправленно уничтожаются духовные основы образования, заложенные классическим педагогическим опытом. Мы не можем призывать учителей к принятию идей классической педагогики. Эти идеи нельзя передать тем, кто сам не захочет их принять. Они требуют добровольной и методичной работы каждого самостоятельно и призывами тут не обойтись. Ш.А.Амонашвили, выступая перед учителями Павлышской средней школы на родине В.А.Сухомлинского, сказал: «Приближаться к классике очень трудно, а не приближаться – опасно». Мы можем стараться утверждать эти идеи в своей педагогической жизни, для того, чтобы они жили и развивались. Эти идеи как «прививка», защищают от «заразности» человеческих пороков. Всё то, что оставили для нас В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Г.С.Сковорода, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, Ян Амос Коменский, Н.И.Пирогов и многие другие мыслители и мудрецы, должно быть осмысленно и освоено.

В современном педагогическом пространстве сейчас идут активные поиски новых подходов, направленных на изменение педагогической парадигмы, и за многими из них мы обращаемся на Запад. Мы как дети стремимся к яркой и красивой упаковке, не задумываясь над тем, какое содержимое внутри. Всех нас привлекает быстрый и хороший результат, так как любая технология, правильно применённая, должна давать заранее известный результат. Школа – это не фабрика и дети – это не сырьё, а учитель – не фасилитатор. Если только согласиться с этим, то вся жизнь учителя сужается до узкого коридора, заканчивающегося тупиком. Жить так невыносимо. Гуманная Педагогика расширяет горизонты учителя до бесконечности, она открывает перед ним глубину собственного духовного предназначения и показывает пути его выполнения.

Жизнь учителя прекрасна и беспредельна, потому что он есть «надобщественное явление, направляющая сила общества, и путь, по которому он ведёт общество, светоч интеллектуальной жизни», жизнь фасилитатора убога и ограничена, поэтому мы хотим быть учителями и выбираем Гуманную Педагогику.


Бак Виктория Фёдоровна,
учитель биологии ОПШ №11 г. Артёмовска Донецкой области, учитель-методист, «Отличник образования Украины», победитель областного и лауреат Всеукраинского конкурса «Учитель года 1997», соросовский учитель, «Рыцарь Гуманной Педагогики», педагогический стаж – 20 лет
Горбачёва Любовь Леонидовна,
учитель начальных классов ОШ №24 г. Артёмовска Донецкой области, учитель-методист, «Отличник образования Украины», педагогический стаж – 30 лет
Игнатенко Валентина Павловна,
практический психолог ОШ №24 г. Артёмовска Донецкой области, психолог I категории, педагогический стаж – 20 лет
Кучеровский Валерий Андреевич,
директор Международного Центра Фестивального движения «Ю'ВЕЛКАМ», президент общественной организации Культурно-педагогический Центр «Белый Город», член Правления Всеукраинского Центра Гуманной педагогики, редактор газеты «Гуманная педагогика», руководитель Творческой Лаборатории Гуманной педагогики «Орфей» в Белгород-Днестровском педагогическом училище Южноукраинского педагогического университета им. К.Д.Ушинского и в средней школе №11 г. Белгорода-Днестровского Одесской области
Тютюник Лариса Александровна,
учитель-сурдопедагог, ОПШ №5 г. Артемовска Донецкой области, педагогический стаж – 18 лет



1.Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2009. С. 6.
2.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1979. С. 105.
3.Цит. по: Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. С. 485. 4.Там же. С. 342.
5.Аксёнов Г.П. Вернадский. – М.: Молодая гвардия, 2001. С. 268-269.
6.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Избранные произведения в пяти томах. – К.: «Радянська школа», 1980. Т. 3. С. 147-148.
7.Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.
8.Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования / На орбите познания: Сборник научно-популярных статей. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Избранные произведения в пяти томах. – К.: «Радянська школа», 1980. Т. 3. С. 329.
10.Там же. С. 330.
11.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1979. С. 105.
12.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Избранные произведения в пяти томах. – К.: «Радянська школа», 1980. Т. 3. С. 336-337.




© 2009-2012 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)