Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга–почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Гуманная педагогика


Гуманная педагогика в Твери | Международные Педагогические Чтения


Публикации | Поэтическая педагогика

Главная / Гуманная педагогика / Публикации / Избранные статьи / Шалва Амонашвили: «Вслед за человеком разумным приходит человек духовный»


ШАЛВА АМОНАШВИЛИ: «ВСЛЕД ЗА ЧЕЛОВЕКОМ РАЗУМНЫМ ПРИХОДИТ ЧЕЛОВЕК ДУХОВНЫЙ»

Беседа о судьбе одаренных детей в России с руководителем Международного Центра гуманной педагогики, академиком РАО. 02.11.2010


Шалва Александрович Амонашвили

– Шалва Александрович, в начале 80–х минувшего века в мире заговорили о появлении детей с особым сознанием, необычайными способностями. Их стали называть детьми Света, детьми индиго. Сверходаренные дети оказались тут же востребованы в Америке, Китае, Японии. На них и сегодня там делают ставку. Почему в нашей стране им не уделяется такого внимания?

– Да, действительно, с каждым годом в наш мир приходит все больше детей с иным уровнем мышления, и нигде это уже не воспринимается, как чудо. Это дети с расширенным сознанием, с духовным зрением на мир, с необычным внутренним знанием. Они владеют языками без их изучения, читают с закрытыми глазами и воспринимают речь без участия слуха, общаются на уровне мыслей и с удивительной скоростью соображают. Они могут рассказать нам, что нас ожидает в ближайшем будущем. Они знают, что происходит в другой части планеты. И это не мистика: ведутся серьезные научные исследования, все факты запротоколированы. Но когда я встречаюсь с такими детьми, во мне просыпается чувство тревоги за их будущее. Дети всегда нуждаются в чутком отношении со стороны взрослых, но наша нынешняя действительность отнюдь не гармонирует с устремлениями нового поколения. Школьное образование крайне стандартизировано и, несмотря на все наши разглагольствования о воспитании личности, и воспитанием–то это не назовешь. Невольно сравниваешь с тем, что было в советское время. Тогда наша страна славилась своим фундаментальным школьным и высшим образованием, внимательным отношением к одаренным людям. А, как известно, качество образования, востребованность талантов во многом определяет будущее страны, ее мощь, роль в мире.

– Не случайно в те годы влиятельный американский политик–русофоб Збигнев Бжезинский признавался, что его тревожит не только растущая военная мощь СССР, но и успехи нашей системы образования.

– Так оно и было. За короткое время советская власть, благодаря своей системе фундаментального образования, которая давала человеку широкие знания, получила плеяду выдающихся ученых, деятелей культуры, классных специалистов во многих областях и достигла больших успехов. Недостатком его было только то, что оно находилось под гнетом диктатуры идеологии, которая предписывала исключительно материалистическое восприятие мира. Что живет в нас, к сожалению, и по сей день, и играет негативную роль в восприятии обществом тех же незаурядных детей, неординарные способности и высокая духовность которых не укладываются в материалистические рамки. Мы не принимаем то, что не можем понять. У нас, к сожалению, педагогика не мыслит такими категориями, как любовь, радость, совесть, духовность, вера.

Сегодня перед образованием во всем мире стоит задача – расширить сознание учителя, привить ему понимание детей на духовном уровне. Ни в одном учебнике по педагогике вы этого не найдете. Духовность есть то универсальное качество нашего сознания, что дает возможность заглянуть в мир, который не измеришь никакими приборами. Именно высокая духовность отличает поколение новых детей. И потому возникает проблема взаимопонимания, когда эти удивительные дети, несущие в мир свет, любовь, приходят в класс, где царит педагогический авторитаризм, а такие качества, как благородство души и сердца, в общей массе, обесценены.

Мы многое потеряли, когда, отбросив свой прошлый педагогический опыт, вдруг начали искать и перенимать чужие системы образования. Ныне наше образование строится по калькам Запада. Та же спорная система ЕГЭ теперь уже в ходу и у нас, что вызывает споры среди педагогов, протесты учеников и родителей. Как тут не вспомнить классика педагогики Константина Дмитриевича Ушинского?! Он побывал во многих школах Европы и предупреждал нас, что европейская система образования хороша только для европейцев. Немецкая школа, скажем, создана для народа Германии, с учетом его менталитета. А для россиян, с их менталитетом, она не подходит, им нужна своя – российская школа! Ушинский подчеркивал, что школа – самый лучший, самый ревнивый хранитель культуры, языка и самобытности народа, его национального духа. И если бы мы все школы реорганизовали по образцу немецкой, мы бы потеряли свой народ! Не случайно нашим детям новая реформированная система образования дается с большим трудом. К тому же школьный авторитаризм пока все еще является нормой сложившего образовательного процесса. Особенно губителен он для новых детей.

– Однажды мы уже встретились с необычными детьми. В начале 60–х годов прошлого века мир заговорил о детях акселератах, более развитых физически...

– И не только физически. Среди них были также дети и более одаренные. Когда для них разработали специальные развивающие–обучающие системы преподавания, то получили удивительные результаты – эти дети с легкостью осваивали более сложные понятия, чем их сверстники, демонстрируя способности к абстрактному мышлению. Именно они, эти акселераты–вундеркинды смогли, благодаря своим способностям, в будущем привнести в наш мир компьютеры, мобильники, новые средства скоростного передвижения и все те технические инновации, которые изменили нашу жизнь.

Ныне же мы сталкиваемся с поразительными способностями детей Света. Если верить в этот феномен, который многие называют наступлением новой грядущей шестой расы, то мы свидетели того, как вслед за человеком разумным приходит человек духовный.

– Я слышала даже, что эти дети утверждают, будто знают – с какой миссией, для чего пришли в наш мир...

– И ученые склонны верить им. Действительно такое ощущение, что каждый такой ребенок приходит в мир, чтобы осуществить конкретную цель, соответствующую его необычным способностям. И эту миссию он в себе сам чувствует. Для чего они и наделены необычными свойствами, многогранными талантами, с некоторыми из которых мы еще не сталкивались на земле. Считать эти способности неким психическим отклонением или же нормой? Вопрос не нов. Им задавались во все времена. А потом отклонения становились нормой. Вполне возможно, что в будущем некоторые из этих способностей, скажем, такие как умение передавать мысли на расстоянии, станет обычной нормой для каждого человека!

– Вы часто встречаетесь с детьми индиго, и какое впечатление они оставляют?

– Я действительно давно встречаюсь с такими детьми и всякий раз прихожу от них в восторг. В Сургуте, например, есть очень хорошая экспериментальная школа. Как–то я предложил ее третьеклассникам решить задачку: чему равняется сумма чисел от единицы до ста. Эту задачу король математики Карл Фридрих Гаусс, живший в 1777–1855 годах, будучи младшим школьником, решил мгновенно. То же произошло и в Сургуте. Никто из класса не поднял руки, но в коридоре меня догоняет мальчик. «Я знаю ответ!» – говорит он и шепчет мне его на ухо. Я был поражен. « Как же ты это вычислил?» – спросил у него. «Вы назвали задачку, и я сразу увидел перед собой это число!» Ну, как это можно объяснить? Принимать нам от детей такие дары? Или считать это отклонением от нормы? А может быть, это – будущая норма нашей жизни, такая же, как то, что мы мыслим и общаемся вслух!

– Я думаю, что наши прабабушки и прадедушки, увидев, как мы идем по улице и общаемся с «невидимками» по мобильнику, тоже были бы ошарашены! Для них это – чудо, а для нас – самая обыденная вещь.

– Ну, конечно! И такими чудесами новые дети нас ошарашивают постоянно. В одном доме мы, взрослые, сидя за столом, вспоминали одного из гениальных людей прошлого. Игравший под столом пятилетний карапуз вдруг начал подробно описывать внешность и одежду того человека. Откуда он черпал эти знания? Мало того, он сказал нам, что говорит с этим дядей! Что в таких случаях нам делать? Вести таких детей к психиатру? Или высмеять за выдумки? Ни в коем случае! Надо не мешать малышу видеть и слышать то, что нам, увы, не дано. Сегодня дети Света решают сложнейшие задачи, выдвигают невероятные гипотезы и, в присутствии ученых, убедительно доказывают их научно!

– Известный случай. Стипендиат Благотворительного Фонда Рерихов, 9 летний Андрей Хлопин из Краснодара, сделал на семинаре в фонде доклад о множественных вселенных. После чего его отец рассказал, что сыну пришлось поменять не одну школу из–за конфликта с педагогами, которые не признавали все его «выдумки», а соученики, глядя на реакцию учителей, лупили «выскочку». Общество и школа явно не готовы к встрече с детьми Света. А они нуждаются в поддержке и защите. Как же им помочь?

– Есть простые аксиомы: доброта воспитывается добротой, любовь воспитывается любовью, духовность воспитывается духовностью, честность воспитывается честностью. Дети Света должны воспитываться Учителями Света. Казалось бы, ныне, когда проводится Год учителя, можно было бы сделать что–то реальное для того, чтобы в наши школы пришла другая педагогика, ориентированная на духовное развитие человека. Оглядываясь на этот год, с грустью вопрошаешь, а что же государство и общество сделали для наших учителей в этом году? Возвысило их престиж? Нет! Освободило их от бумаготворчества? Нет! Дало им больше свободы? Нет! Напротив, их загнали в более узкие рамки. А надо, чтобы учитель стал главной, уважаемой обществом личностью, способной возглавить процесс воспитания поколения новых детей, которым уготовано участие в невиданном прорыве России в будущее.

Конечно, нужно чтобы в этом было заинтересовано и участвовало государство. Нельзя терять время. Потеря его означает потерять целое поколение одаренных детей. А мы их уже теряем! Никогда еще не было такого количества детских суицидов, как теперь. И никогда не было столько наркоманов, бомжей и такой злостной агрессии взрослых против них.

– Шалва Александрович, вы возглавляете Международный Центр гуманной педагогики. Какую роль он играет в решении проблемы, которую мы обсуждаем?

– Наш Центр возник при содействии замечательного человека – искусствоведа, философа, писателя, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой. Она одной из первых в стране пришла на помощь детям Света, создав для них Благотворительный Фонд. Первым делом наш Центр начал с 2002 года проводить ежегодные Международные педагогические чтения, которые способствуют расширению сознания учителей, привносят в него понятие духовного гуманизма. Эти творческие уроки помогают учителям, прежде всего, освободиться от привычек авторитарного общения с учениками. При содействии нашего Центра были созданы за минувшие восемь лет не только Всероссийский, но и Латвийский, Литовский, Эстонский, Всеукраинский, а также Хакасский и Дагестанский центры гуманной педагогики, где проживает немало наших соотечественников. Внутри у нашего учителя до сих пор сидит цензор, и задача Чтений – «выкурить» его оттуда.

– А не обидно, что американские, немецкие, японские ваши коллеги более успешно работают с детьми Света, их учителями и родителями?

– С одной стороны, они действительно многое делают. А с другой – там закладываются в систему воспитания такие механизмы, которые помогают получить управляемое общество. У нас задача иная. Мы хотим, чтобы общество взяло проблемы воспитания нового поколения детей в свои руки. При этом, конечно, не без помощи государства.

Мне жаловались учителя, что работать с такими детьми трудно. Они гиперактивны, самовольны, неугомонны и не будут слушать то, что им неинтересно. Но дело в том, что к ним надо идти с новой педагогикой, а мы идем со старой – авторитарной и силовой. Поколение новых детей внутренне очень уверенно в себе, в своих суждениях и поступках. Они ведь уже знают, для чего пришли в этот мир. И эту уверенность традиционные педагоги не могут воспринимать. Отсюда все конфликты и столкновения. Кому менять свои позиции? Детям или нам? Дети не могут изменить свои позиции. Что дальше? Можно сломать их. Но лучше начать с себя, то есть, подняться до уровня нынешнего духовного поколения. Детям Света нужны учителя Света, и они уже есть, мы их видим на наших Чтениях, с каждым годом их становится больше.

– А может, для детей Света создать нечто вроде Царскосельского лицея? Вспомним ту плеяду замечательных общественных деятелей, друзей Пушкина, которые так много сделали для России!

– Да всем детям надо создать особые условия для развития, насколько это сегодня возможно! Но самое главное, надо заботиться, в первую очередь, не о том, сколько компьютеров будет в школе, а какие педагоги придут в классы. В Царскосельском лицее были такие замечательные учителя, как преподаватель математики, который сказал Пушкину: «У вас по математике кол! Так оставьте математику, садитесь и пишите стихи!» Нам нужны такие же учителя, которые позволят ученику проявлять тот талант, которым он одержим!

Мы убрали из школы воспитательный компонент, оставив только обучающий. К тому же, все больше в жизни школьников занимает компьютер. Но он не заменит чтение книг или поход в музей. Школа остается без культуры, хотя в коридорах некоторых на стенах можно увидеть и картины. Но культура это не картина сама по себе, а то, как ученик воспринимает ее. Учитель реформирует школу, но он же и деформирует ее. Какой учитель – от этого зависит судьба нового поколения детей.

Мне запомнились слова министра образования Латвии. «Нас мало, – сказала она, – и потому каждого ребенка мы рассматриваем, как наше национальное достояние». Именно так надо относиться к детям, независимо от их талантов и сколько их в том или ином государстве.

Словом, понятие духовность должно войти в нашу повседневную жизнь и, прежде всего, в образовательный процесс. Иначе мы потеряем наших новых, удивительных детей. И такая опасность есть, если государственная система подготовки педагогов останется прежней.


Беседовала Новелла Иванова
Специально для «Столетия»

Интервью впервые опубликовано в Информационно–аналитическом издании Фонда исторической перспективы,
интернет–газете «Столетие»





© 2009-2012 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)