Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Защита имени и наследия Рерихов


Защита наследия Рерихов | Факты и домыслы о Рерихах


РПЦ против Рерихов

Главная / Защита имени и наследия Рерихов / Факты и домыслы о Рерихах / Отзыв о фильме «Искатели. Бездонный колодец Валдая»


Отзыв о фильме «Искатели. Бездонный колодец Валдая»


19 декабря 2014г. на телеканале «Культура» в телепередаче «Искатели» вышел документальный фильм режиссёра Олега Бараева «Искатели. Бездонный колодец Валдая».

Перед началом работы над фильмом О.Бараев обратился к Тверской областной Рериховской общественной организации с просьбой оказать содействие в предоставлении ему определенной информации о Н.К.Рерихе. Съёмки фильма проводились в Бологовском крае, где по сюжету центральным местом должны были стать Мшенские родники. Как известно, имя Николая Константиновича тесно связано с этими местами. На Валдае он проводил археологические раскопки, в Бологое произошла его встреча с будущей супругой Е.И.Шапошниковой, а в своём очерке «Чаша неотпитая» художник воспел чистоту и мощь Мшенских источников, тем самым открыв это чудо природы широкому кругу читателей в России и во всём мире.

Мы предоставили необходимые для работы материалы о Н.К.Рерихе и до просмотра фильма не знали, как будет выстроен его сценарий. Но О.Бараев заверил нас, что он понимает значимость личности Николая Константиновича, и всё будет сделано достойно.

Фильм вышел, и оказалось, что Н.К.Рерих представлен в нём как археолог и учёный-мистик, который искал путь древних викингов «из варяг в греки», но неожиданно отклонился от общепринятого направления этого пути, чтобы найти некое «место силы» на Валдайской возвышенности. Хотя ни один из участников фильма, дающих интервью, не подтверждал в своих словах мистицизм художника и не говорил о его поисках «центра Мира», тем не менее, линия сценария выстраивалась именно в этом направлении. Создалось впечатление, что высказывания практически всех участников фильма – это один сюжет, а идея автора – параллельный, отличный от него сценарий, построенный на предположениях и домыслах. В результате, рериховское понимание символа «Чаши неотпитой», вокруг которого и выстраивался фильм, осталось нераскрытым и представлено в искажённом виде.

Очерк «Чаша неотпитая» глубоко символичен. «Чашей неотпитой» великий мудрец Н.К.Рерих называет Русь – сильную, могущественную, загадочную, глубокую, как Мшенский источник, богатую духовными накоплениями своего народа, которые ко времени проявятся и станут основой России. Именно такой России предначертано эволюционно повести за собой весь мир, и многовековой дух нашего народа должен пробуждаться, а не затуманиваться мистическими выдумками, уводящими от реальности.

Несомненно, что каждый имеет право на своё мнение. Но если оно высказывается публично, к тому же с трибуны, представляющей культуру нашей страны, то ответственность должна быть огромна и подразумевает очень глубокое предварительное исследование темы.

Образ Николая Константиновича Рериха – творческой личности и духовного подвижника – стал легендой. Святослав Николаевич Рерих – сын художника, так отзывался об отце в одном из своих писем: «На выставку Н.К. я пришлю Его Картину “Клад захороненный”. Сколько в ней глубокого смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого “Клада захороненного” – до времени!» [1].

И это время пришло. Вот уже более двух десятилетий к Н.К.Рериху вновь и вновь обращаются искусствоведы, философы, писатели, историки. Художник открывается с новых необъятных сторон, именно как личность уникальная. Невозможно охватить всё его многогранное творчество, не поднявшись сознанием на определённую высоту.

Николай Константинович был прост, реалистичен, в высшей степени искренен, не искал никаких тайных сил, как мы писали О.Бараеву в нашей предварительной с ним переписке, и как сказала об этом в фильме сотрудник нашей организации В.В.Шушунова. Не понимая Рериха и покрывая своё невежество, некоторые люди называют его мистиком, человеком загадочным, непонятным, необъяснимым. Сам Николай Константинович в очерке «Мистицизм» писал: «В разных странах пишут о моём мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чём эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова – мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское мист – то есть туман. Всё туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определённости и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдаётся, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределённость – вредоносна» [2].

Говорили о недопустимости считать Рериха мистиком и современники художника. Так, в 1926 году русский искусствовед и художественный критик М.В.Бабенчиков сказал: «Не называйте Рериха мистиком. Не возводите хулу на знание, недоступное вам» [3].

Жизнь и творчество Н.К.Рериха надо рассматривать с научной точки зрения. Его картины символичны, а всё творчество пронизано идеей единства человека и космоса. Показательно, что академик А.Л.Яншин, президент Российской экологической академии, советник президиума Российской Академии Наук, давая в своё время интервью газете «Наука в Сибири», отмечал близость идей Рериха и крупных выдающихся исследователей: «Н.К.Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из космоса. То есть рядом с фамилиями К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, конечно, должна быть поставлена фамилия Н.К.Рериха» [4].

Очень важно правильно понимать масштаб сделанного Николаем Константиновичем для мировой культуры. От этого в большой степени зависит и правильное понимание событий, происходящих на планете, поскольку жизнь и творчество Н.К.Рериха имеют планетарное значение и не укладываются в рамки обычных человеческих представлений. Николай Константинович – высочайший дух. Такие люди приходят на землю как бы из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. И, как правило, их идеи для многих новы и непонятны. Лишь в веках осознает человечество глубочайшее историческое значение личности Н.К.Рериха, открывающего людям сокровища их духа.

М.В.Бабенчиков отмечал: «Слепы те, кто видит в Рерихе только живописца. Мудры, видящие в нём одного из величайших вождей нашей эры…» [5]. Остаётся с сожалением констатировать тот факт, что в Год культуры телеканал «Культура» не нашёл возможности достойно отметить 140-летний юбилей признанного во всём мире водителя и защитника культуры, великого сына России, всю свою жизнь самоотверженно трудившегося для народа русского и через все свои пути пронёсшего беспредельную любовь к Родине. Многие годы находясь вдали от неё и предпринимая всё возможное для возвращения, он писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизречённые красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять... И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о её счастье, о её преуспеянии всенародном» [6].

В своё время Л.Н.Толстой, высоко оценив дипломную работу Николая Рериха – картину «Гонец», напутствовал молодого художника словами: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» [7].

Остается пожелать команде телепередачи «Искатели» высоко держать руль в сфере Культуры, в основе которой, по утверждению Н.К.Рериха, лежат Любовь, Красота и Знание.


Тверская областная Рериховская общественная организация


Примечания

1. Непрерывное восхождение: к 90-летию со дня рождения П.Ф.Беликова. М.: МЦР, 2001. С. 179.
2. Рерих Н.К. Листы дневника (1942-1947), М.: МЦР, 2002. Т. III. С. 579.
3. Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 117.
4. Наука в Сибири. 1984, 11 октября. С. 3.
5. Держава Рериха. М.: «Изобразительное искусство». 1994. С. 115.
6. Николай Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 212.
7. В.П.Князева. Николай Рерих. С-Пб., 1994. С. 53.







К началу страницы




© 2009-2015 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)