Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Рерихи и Тверской край


Семья Рерихов | Археологические исследования Н.К. Рериха


Рериховские места | Литературные произведения Н.К. Рериха


Картины Н.К. Рериха, связанные с Тверским краем

Главная / Рерихи и Тверской край / Литературные произведения Н.К.Рериха, связанные с Тверским краем / Очерк «Марфа Посадница»


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.К.РЕРИХА, СВЯЗАННЫЕ С ТВЕРСКИМ КРАЕМ

Страницы 1 2


Очерк «Марфа Посадница»


Фото к Н.К.Рерих, Очерк «Марфа Посадница»

В 1906 году Николай Константинович проводил в Вышневолоцком уезде археологические раскопки и побывал там в селе Млеве (сегодня Удомельский район Тверской области).

На погосте рядом с млевской церковью сохранилась плита-надгробие из темного кристаллического сланца с частью сколотой надписью: «Лета <…> положенася преставися раба Божия Марфа на па…». Плиту эту предание считает надгробным памятником на могиле легендарной Марфы-посадницы. Плита была случайно обнаружена в 1815 году на млевском кладбище Петром и Иваном Васильевыми, когда они рыли могилу. Она была в земле на глубине не более метра, а ниже был свод склепа из тяжелых, квадратных кирпичей темно-красного цвета, переходящего в синеватый. Склеп Васильевы вскрывать не стали, плиту же подняли на поверхность и могилу зарыли. Марфа жила в ХV веке во времена Ивана III, когда шел сложный, драматический процесс становления российского государства. Была она вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого. В 1471–1478 годах возглавляла партию сторонников Литвы и активно боролась против присоединения Новгорода к Москве. Ее единомышленники считали, что литовский король Казимир, приняв под свое покровительство Новгород, сохранит его независимое положение, а Иван III не пойдет на конфликт с Литвой, оставит Новгород в покое. Волевая, умная, страстная Марфа сумела убедить новгородцев принять на Вече решение о заключении договора с Литвой. Для подписания с Казимиром договора в Литву отправились послы, среди которых был и сын Марфы – Дмитрий.

Надежды Борецкой и возглавляемой ею партии не оправдались. В 1471 году войска Ивана III разгромили новгородское ополчение. В Старой Руссе было казнено 24 человека, в том числе и Дмитрий Исаакович Борецкий. В 1475 году после второго похода Ивана III на Новгород еще шесть знатных бояр были закованы в железо и брошены в темницы, сосланы в монастыри. Второй сын Марфы – Федор – был сослан в Муром, где вскоре и скончался. Но не все сыновья Марфы разделяли ее убеждения. Младший сын Алексей за верную службу Ивану III получил звание московского боярина.

Грозные «предупреждения» Великого Московского князя не сломили Борецкую. Она продолжала вместе со своими единомышленниками яростно отстаивать вольности Великого Новгорода. Марфа не покорилась и была готова к любому исходу. Знатных новгородцев ссылали тысячами. Дошла очередь и до Марфы-посадницы. 2 февраля 1478 года ее вместе с внуком Василием заковали в железо и отправили в Москву. Есть несколько версий ее дальнейшей судьбы. По одной версии ее долго держали в погосте Бежицы, а затем вывезли под Нижний Новгород в Воскресенский женский монастырь, и там она прожила остаток своих дней. По второй версии Марфа Борецкая на пути в Москву скончалась в селе Млеве, где и была похоронена. В измененном варианте второй версии Марфа бежала из монастыря. Дорогой, пробираясь в Великий Новгород по рекам Волге, Тверце, Мсте, она заболела и умерла в селе Млеве на Мсте.

Знаменитый историк Н.М.Карамзин в своем эпохальном труде «История Государства Российского» пишет о несостоятельности второй версии: «В Тверской губернии Вышневолоцком уезде, в селе Млеве при церкви Спаса Нерукотворного, есть надгробный камень с надписью: «Лета <…> положенася преставися раба Божия Марфа на па…». Некоторые думали, что Борецкая, не доехав до Москвы, умерла и погребена в сем месте. Надпись действительно кажется древнею; но числительная буква <…> указывает на семитысячный год, а Борецкая отправлена из Новгорода в 6986 году от сотворения мира» [1]. То есть захоронение произошло через четырнадцать лет после высылки Марфы из ее родного города.

Одного мнения с Карамзиным придерживался и известный русский писатель, этнограф и фольклорист С.В.Максимов. Он побывал в селе Млеве, осмотрел надгробную плиту и сделал вывод: «Новгородский народ по Мстинскому побережью <…> отыскал для почитания ту же Марфу Борецкую там, где ее нет и быть не могло, где лишь мелькнуло ее почтенное имя выбитым на холодном, обломанном и молчаливом камне, но, несомненно, принадлежавшее другому лицу» [2]. Н.К.Рериху надгробный камень не показался холодным и молчаливым. Опираясь на народное предание, в своем поэтическом очерке «Марфа посадница» он говорит о третьей версии последних лет жизни легендарной женщины: «По Мсте, красивой, стоят городища. На Тверской стороне во Млеве был монастырь. Слышно, в нем скрывалась посадница Марфа. В нем жила четырнадцать лет. В нем и кончилась.

Есть могила Марфы во Млеве. Тайно ее там схоронили. Уложили в цветной кафельный склеп. Прятали от врагов. Так считают. Уже сто лет думают так. И склеп не открыт до сих пор» [3].

Николай Константинович отмечает особое почитание Марфы новгородцами: «С Тверской стороны не являются на могилу Марфы. Обаяние ее туда не проходит. К посаднице идут только от новгородских пятин. Идут, почему не знаю. Служат молебны. Таинственный атавизм ведет новгородцев ко млевской могиле» [4]. В этом атавизме видит он народное интуитивное ощущение исторической правды и преклонение перед героической личностью Марфы: «Именно атавизм подскажет, как нужно любить то, что прекрасно для всех и всегда. Чарами атавизма открывается нам лучшее из прошлого».

Несомненно, была Марфа посадница личностью героической и сильной. Сила духа Марфы проявлялась и после ее смерти: «Чудеса творятся у могилы Марфы. С разных концов новгородской земли идет народ. Со всеми болезнями, со всеми печалями. И помогает Марфа» [5]. Свидетельства о помощи новгородской посадницы Н.К.Рерих нашел в старой рукописной книге, хранящейся в млевской церкви. Не одно поколение служителей этой церкви вело записи о чудесах, творимых Марфой.

Очерк «Марфа посадница» заканчивается обращением: «Марфа, сильная духом, нам помоги…» [6]. Слышится в этом обращении Николая Константиновича просьба об особой помощи: о помощи в обретении духовной силы на общее благо.


М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007



1. Н.М.Карамзин «История Государства Российского» М., 1989. Т. VI, гл. III, столбец 80 – примеч. 180. Примечания к т. VI, столбец 34.
2. С.В.Максимов. По русской земле. М. 1989. Стр. 236.
3. Н.К.Рерих. Избранное. М. 1990. Стр. 29.
4. Там же. Стр. 29.
5. Н.К.Рерих. Избранное. М. 1990. Стр. 30.
6. Там же. Стр. 30.




К началу страницы




© 2009-2013 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)