Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Вселенная творчества


О красоте | Имена | Конкурсы | Встречи | Галерея


Библиотека | Фонотека | Видеотека

Главная / Вселенная творчества / Библиотека / Охрана культурного наследия: сотрудничество музеев и общественных организаций / Т.В.Житкова. Роль общественности в сохранении и защите культурных ценностей


Т.В.ЖИТКОВА,
член Международной ассоциации писателей и публицистов, лауреат балтийско-скандинавского этапа всемирного поэтического марафона, г.Рига


РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СОХРАНЕНИИ И ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ


«Если общественный голос однажды не будет услышан, то это не значит, что его не следует повторять и твердить со всею стойкостью. Ведь охранение культурных ценностей живет не только в пределах правительств, но именно в сознании народных масс. Ваша задача – прежде всего всеми лучшими мерами подымать это сознание».

Е.И.Рерих


Рассматривая вопрос сотрудничества общественных организаций и музеев в деле защиты национального культурного наследия, невозможно обойти молчанием ту исключительную роль, которую сыграла в истории мировой Культуры выдающаяся семья Рерихов, каждый из членов которой представлял собой совершенно уникальное явление.

Николай Константинович Рерих – великий художник и мыслитель, ученый и археолог, путешественник и общественный деятель, автор Международного Пакта об охране культурных ценностей, всю свою жизнь посвятил служению идеалам Красоты и Знания.

Елена Ивановна Рерих – крупнейший философ, в сотрудничестве с группой философов Востока создала Живую Этику – философию Космической реальности, содержащую новую систему познания космического мышления; писательница, музыкант, просветительница, она была непосредственной участницей и вдохновительницей всех свершений своего мужа, Н.К.Рериха.

Юрий Николаевич Рерих – выдающийся ученый-востоковед мирового уровня, уникальный лингвист, владевший 30 европейскими и восточными языками, включая редкие диалекты, переводчик, блестящий знаток истории и культуры Востока, основатель российской школы тибетологии.

Экспедиция, в рамках которой проходит сегодняшний Круглый стол, посвящена 105-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха, поэтому необходимо упомянуть о том, что именно он, единственный из всей семьи, смог вернуться на Родину. Именно он проложил путь, завершить который дано было его младшему брату, С.Н.Рериху, путь к созданию в Москве Музея имени их великого отца, Н.К.Рериха. Сегодня в его стенах хранится богатейшее культурно-философское наследие Рерихов, возвращенное обоими братьями из Индии на Родину согласно воле родителей.

Святослав Николаевич Рерих – великий художник, выдающийся просветитель и ученый-естествоиспытатель, глубокий мыслитель, талантливый педагог и общественный деятель, основатель культурных и художественных центров, в том числе Музея имени Н.К.Рериха в Москве.

Н.К.Рерих считал Культуру священным оплотом человечества, синтезом действенного блага. «Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания, – писал он. – Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета Культуры» [Н.К.Рерих. Знамя Мира. Конференция в Бельгии // Знамя Мира. – М.: МЦР. 1995. – С.71–72]. Культура, по глубокому убеждению Рериха, являет собой мощную преобразующую силу, действующую не только в пространстве духа, но и в пространстве материи, то есть цивилизации. «Цивилизация и прогресс являются только отдельными обстоятельствами Культуры» [Н.К.Рерих. Привет Франции // Культура и цивилизация. М.: МЦР. 1997. Стр.41–42], – пояснял он, обращая внимание на существенное различие этих двух понятий. Понять эволюционную роль Культуры, значит найти насущные пути блага, пути Благословения, как называл их Н.К.Рерих.

Энергетическим сердцем Культуры он считал Красоту, которая, будучи тесно связанной с духовностью, выражается в многообразном творчестве. Он считал Красоту победительницей в жизни, видя в ней путь взаимного восхищения и понимания, через творческое подвижничество ведущий к всепрощению, самоотверженности и любви. Самый крепкий союз народов поверх всех границ возможен только на основах Красоты и Культуры.

Видеть Красоту поверженной, отчужденной, обезображенной для утонченного вкуса художника было невыносимо. Мысль о действенных мерах по охранению творческого наследия прошлого зародилась у Николая Константиновича Рериха после изучения памятников истории и культуры во время его многочисленных путешествий-паломничеств по старинным русским городам и Прибалтийскому краю, начавшихся еще в 1894 г. Любимая им новгородская земля была одним из первых маршрутов.

После экспедиций 1903–1904 гг. в Императорском Русском археологическом обществе Н.К.Рерих сделал доклад о бедственном состоянии исторических памятников и говорил о необходимости принятия срочных мер. Сердце художника с болью отмечало отсутствие любви к старине. «По-прежнему далеки мы от сознания, – писал он, – что общегосударственное, всенародное дело должно держаться всею землею, вне казенных сумм, помимо обязательных постановлений» [Н.К.Рерих. По старине // О старине моления. Листки. Сказки. М., 1999. С.61]. Он видел надобность непременного участия в охранении наследия прошлого ученых и зодчих, художников и писателей.

В 1914 г. Николай Константинович обратился к Верховному командованию русской армии, к правительствам Франции и США с призывом подписать международное соглашение о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. В 1915 г. он докладывал уже Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу, призвав к незамедлительным и эффективным государственным мерам по охране культурных сокровищ. Предложение было встречено благосклонно, но воплотить в жизнь его не удалось.

После путешествий по Европе и США, грандиозной экспедиции в Центральную Азию Н.К.Рерих вполне отчетливо осознает, что насущность охраны культурного наследия носит планетарный характер. В 1929 г., в сотрудничестве с французскими юристами-международниками Г.Г.Шклявером и Ж. де ла Праделем, Н.К.Рерих подготовил проект Пакта о защите культурных ценностей, направленный на всемирное признание отличительного флага – Знамени Мира – «в целях обеспечения охраны, в случае угрозы всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности».

Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом, представляет собой три красных круга, вписанные в красную окружность на белом фоне, и символизирует единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или же синтез искусства, науки и философии в едином поле Культуры.

В 1930 г. текст проекта Пакта с сопроводительным обращением Н.К.Рериха к правительствам и народам всего мира публикуется в прессе и рассылается в правительственные, художественные и образовательные учреждения по всей планете. Проект получает одобрение Комитета по делам музеев при Лиге Наций.

В Нью-Йорке создается Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира, а Н.К.Рерих выдвигается кандидатом на Нобелевскую премию мира. Следом организуются Комитеты Пакта и Знамени Мира в Париже и Брюсселе. Такие же Комитеты действовали в Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, Италии, Португалии, Бразилии, Колумбии, Уругвае, Боливии, Индии, на Кубе. Был образован русский Комитет Пакта Рериха в Харбине. По свидетельству С.Н.Рериха в адрес этих Комитетов приходили тысячи писем и резолюций с одобрением и поддержкой. Глубокую заинтересованность выразили король Югославии Александр I, король Бельгии Альберт I, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн, латвийский архиепископ Иоанн, Папа Римский, Рабиндранат Тагор и другие. В бельгийском городе Брюгге сформировался Международный союз Пакта Рериха, возглавляемый членом комиссии по охране памятников Бельгии К.Тюльпинком.

С 1931 по 1933 г. в поддержку Пакта прошли три Международные конференции с участием представителей европейских и американских стран. С призывом к правительствам подписать Пакт Рериха выступила седьмая конференция Панамериканского союза. В 1934 г. президент США Ф.Д.Рузвельт принял решение присоединиться к Пакту Рериха.

15 апреля 1935 г. в Белом Доме в Вашингтоне представителями 21 государства американского континента был подписан величайший в истории Международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», предложенный для присоединения народам всего мира. Весьма важное условие состояло в том, что этот договор накладывал на правительства вполне определенные обязательства не только в военное время, но и в мирные годы.

К сожалению, Соединенные Штаты Америки ныне далеко отошли от принципов подписанного и ратифицированного ими международного документа, чему немало примеров. Разрушение древнейших памятников Сербии и Ирака – самые вопиющие из них.

Всемерную поддержку Пакту Рериха высказали рериховские общества Латвии, Литвы и Эстонии, создавшие в своих странах Комитеты Пакта Рериха и обратившиеся к своим правительствам с Меморандумами, содержавшими предложение о безотлагательном присоединении к этому международному Договору.

24 декабря 1937 г. Н.К.Рерих направил письмо Председателю Верховного Совета СССР М.И.Калинину. «Хотя Пакт имеет задачею своею также и охранение памятников науки и искусства в военное время, – писал он, – но еще большая задача Пакта состоит в пробуждении патриотического сознания народа, который от начальных школьных дней будет не только узнавать исторические данные, но и внедрит себе твердое осознание, что, охраняя научные и художественные памятники, он тем самым обороняет и бережет свое лучшее неотъемлемое достояние» [Письмо Н.К.Рериха М.И.Калинину от 24.12.1937 // Знамя мира. М.: МЦР, Мастер-банк. 2005. С.213]. Согласно решению наркома М.М.Литвинова и письмо и предложение о присоединении к Пакту были оставлены без ответа. Эволюционная идея, родившаяся в начале XXв. в России, не нашла отклика ее тогдашних руководителей. Не был услышан голос, звавший к обороне Родины, предупреждавший о смертельной опасности, стоявшей уже у порога.

После Второй мировой войны, в 1948 г. Пакт Рериха одобрило правительство Индии, руководимое Дж.Неру. Огромная заслуга в этом принадлежит С.Н.Рериху.

В 1954 г. была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, основанная на Пакте Рериха. Далее идея правовой защиты культурного наследия человечества воплотилась в Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.), Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) и Конвенции об охране нематериального культурного наследия (2003 г.).

В наши дни эволюционные, гуманистические идеи Пакта Рериха приобретают все возрастающее значение. Американский астронавт Майкл Фоэл удивительно точно назвал Знамя Мира символом единой космической культуры. Знамя Мира выражает стремление к сотрудничеству, к осознанию планеты как единого общечеловеческого дома. Знамя Мира не раз побывало в Космосе, водружалось на полюсах Земли, на высочайших пиках планеты, вручалось видным государственным и общественным деятелям, в том числе Генсеку ООН. Оно бережно хранится в Парламенте Индии.

А в России, колыбели великой идеи о необходимости охранении культурного наследия, со Знаменем обошлись грубо и невежественно. В Государственной Думе РФ, где оно размещалось в течение 10 лет, после некомпетентного выступления депутата Крутова, Знамя Мира сняли. Это произошло в канун празднования 70-летия подписания Пакта Рериха. Сняли спешно, без оформления решения об этом. Подавляющему числу депутатов идеалы Культуры оказались столь же чужды, сколь непонятно высочайшее воспитательное значение Пакта Рериха. Во второй раз страна, теперь уже в лице народных избранников, отказалась от предложенной спасительной помощи.

Позиция депутатов повергает в изумление еще и потому, что по оценкам специалистов состояние объектов культурного наследия страны, находящегося, кстати, в государственном ведении, критическое. В государственном каталоге зарегистрирован 88141 памятник истории и культуры, на содержание которых из федерального бюджета выделяется всего 15% от необходимых средств. Не существует никаких государственных льгот и компенсаций из бюджетов всех уровней. И это при том, что 30% объектов культурного наследия находится в аварийном состоянии, а 10% представляют собой руины. К этому нужно добавить, что и реставрационная сфера разрушена. Научная реставрация заменена реконструкцией. Только 10% организаций, занимающихся реставрацией, обладают соответствующими лицензиями и профессиональными кадрами.

Проблем в сфере охраны культурного наследия накопилось много. Это и нецелевое использование исторических памятников и музейных комплексов, коттеджное строительство на территории объектов культурного наследия, изменение облика исторических центров древнерусских городов, вытеснение под любым предлогом при попустительстве федеральных и местных властей музейных, архивных, библиотечных организаций из зданий, представляющих для определенной категории лиц коммерческий и личный интерес.

Еще одной болезненной проблемой является вопрос об односторонней и незаконной передаче перемещенных Советским Союзом культурных ценностей в качестве компенсации за колоссальные и зачастую невосполнимые потери, понесенные во время Второй мировой войны. И тут не обойтись без контроля общественности, которая имеет право знать, что было похищено в СССР и что, в каких количествах и кем было возвращено или компенсировано. И не только знать, но и принимать в решении этих вопросов самое действенное участие. По сведениям специалистов, Россия вновь теряет больше, нежели приобретает.

Список уникального культурного наследия, включая монументы воинской славы, уничтоженного или разграбленного только во время социальных катаклизмов прошлого века столь велик, что займет не один том. Как духовно ослабла страна, лишившись миллионов объектов Культуры и ее носителей! Бессчетное количество прекраснейших памятников потеряно навсегда. Самый потрясающий пример – древняя русская столица Москва. Начиная с 1917 года прошлого столетия, и по сегодняшний день она безвозвратно утратила две трети своего неповторимого архитектурного наследия. Такого не случилось ни с одним городом бывшей Российской империи.

В условиях, когда государство не справляется со взятыми на себя обязательствами по отношению к культуре и ее ценностям, роль общественных организаций неизмеримо возрастает. Помощь школьников и студентов в каталогизации и восстановлении памятников может оказаться бесценной. Прикосновение к великой истории страны несомненно вызовет у них законную гордость, а воспитательное значение совместной с учеными, археологами, историками, реставраторами работы трудно переоценить.

Дни Культуры, творческие конкурсы, выставки, доступные по цене каталоги, представляющие не только утраченные неповторимые шедевры старинного зодчества и разнообразного художества, но и то, что еще можно спасти, – просветительская деятельность общественных организаций может быть весьма разнообразной. Полезны будут сравнения потерь, понесенных во время войны и в годы мира. Сравнение это устыдит, поможет задуматься об ответственности общества перед Культурой, о сомнительности сугубо государственной прерогативы в защите и охране культурного достояния. Отечественные войны наглядно показали, что без участия всего народа победа невозможна. То же и в обороне Культуры.

Можно с уверенностью сказать, что подписание Пакта Рериха и широкое распространение его идей было бы невозможно без героического напряжения многих общественных организаций, комитетов и ассоциаций. Они входили в контакт с ответственными государственными деятелями, разворачивали активную издательскую и просветительскую деятельность, в сотрудничестве с прессой готовили общественное мнение. «Именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение» [Н.К.Рерих. Охранителям культурных ценностей // Знамя мира. М.: МЦР, Мастер-банк. 2005. С.277–278], – писал Н.К.Рерих. Об этом мы должны помнить.

Идею общественной Культуры отстаивали С.Н.Рерих и Д.С.Лихачев. «Только общество в целом может реально сделать что-либо для культуры, ибо оно, а не власть предержащие являются его носителями, оно, а не государственные чиновники, может реально организовать защиту культуры, – утверждает академик Л.В.Шапошникова, Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха в Москве. – Сама культура, будучи пространством свободного творчества, имеет общественные и народные корни. Культура создается обществом и для общества» [Л.В.Шапошникова. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Журнал «Культура и время» № 4. М., 2005. С.48].

В наши дни самым значительным примером безграничных возможностей общественной культуры и ее роли в охранении национального культурного наследия служит создание редчайшего по красоте общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве и уникальная реставрация усадьбы Лопухиных, историко-культурного памятника XVII–XIX в., на территории которой находится Музей. Это подвижническое деяние было отмечено весной 2007 г. Национальной премией «Культурное наследие» в номинации «Реставратор».

Весь комплекс работ Международный Центр Рерихов осуществил при абсолютном отсутствии государственного финансирования. Помогли народные пожертвования, участие меценатов и средства, заработанные самим МЦР. Там, где есть любовь, стремление украсить, возродить, усовершенствовать, там появляются и возможности.

Было бы очень полезным создать передвижную фотовыставку, посвященную реставрации усадьбы Лопухиных, которая служит наглядным учебным пособием для будущих архитекторов и специалистов-реставраторов, имеющих редкую возможность слушать лекционные курсы Академии переподготовки работников культуры в стенах возрожденной усадьбы. Несомненно, что поразительное преображение старинной усадьбы воодушевит многие сердца и поможет направить общественное мнение в русло признания достоинств и неисчерпаемых возможностей общественной культуры.

«Открыв глаза Красотой, вызывая молодые силы к широкому кругозору, народы решают свою судьбу, – писал Н.К.Рерих. – Среди настоящей трудной борьбы народы начинают разуметь, почему практично и выгодно выдвигать и охранять сокровища Культуры, они начинают понимать, что новое утверждение жизни будет воздвигнуто лишь по этим иероглифам мудрости. Ибо прошлое, лишь окно к будущему. Через это окно придет светлая радость возможности принести друзьям новые мирные находки Красоты» [Н.К.Рерих. Новая Эра // Культура и цивилизация. М.: МЦР. 1997. С.28].

Насыщенная программа сегодняшнего Круглого стола говорит о том, что импульс, заданный Н.К.Рерихом мировому общественному движению в защиту культурных ценностей, приобретает на его родине новое звучание. Глубокие нравственные идеи Пакта Рериха требуют всестороннего осмысления, а возможность присоединения всех стран мира к этому спасительному для Культуры и человечества в целом Международному договору ждет своей реализации.



< И.М.Себелева. Ярославское Рериховское общество в пространстве Музея истории города. Опыт сотрудничества




И.М.Себелева. Молога – преодоление забвения >




К началу страницы






© 2009-2013 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)