Тверская областная Рериховская общественая организация




Выставки


День Культуры


Памятник Любви


Колокол Мира


Тверская горница


Сотрудничество





Афиша


Новости


Публикации


Книга-почтой МЦР


Электронная
библиотека






Галерея картин
Н.К. и С.Н. Рерихов


Приглашение
в Музей






Международный
Центр Рерихов




Вселенная творчества


О красоте | Имена | Конкурсы | Встречи | Галерея


Библиотека | Фонотека | Видеотека

Главная / Вселенная творчества / Конкурсы / Конкурсы 25 сентября – 10 ноября 2010 года


Информационное письмо


Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма. 1932

В 2010 году исполнилось 75-лет со дня подписания Пакта Рериха – первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. В юбилейном году Тверская Рериховская организация проводит выставку, посвященную этому уникальному договору. В рамках выставки Рериховская организация и детский отдел городской библиотеки имени А.И.Герцена объявляют конкурс рисунков «Из древних чудесных камней сложите ступени в грядущее...» и конкурс плакатов «Берегите старину!».

Николай Константинович Рерих (9.10.1874 г. – 13.12.1947 г.) – великий русский художник, ученый, путешественник и общественный деятель широко известен во всем мире высокими живописными образами, вдохновенными идеями о сохранении мира и культуры и славными делами во многих областях человеческой деятельности.

Он оставил миру огромное художественное наследие: более 7000 живописных полотен, каждое из которых притягивает своеобразием сюжета, поэтичностью и глубоким символизмом. Многогранно литературное наследие мыслителя и писателя – это очерки об искусстве и археологии, рассказы, сказки, стихотворения.

Работа художника в области культуры была замечательным примером самоотверженности и подвига. Он возглавлял целый ряд просветительских учреждений, многие из которых были им основаны. Н.К.Рерих являлся действительным членом Академий Художеств и Наук нескольких стран, председателем, президентом и почетным членом более тридцати научных обществ и организаций.

Под культурой он понимал не только все виды искусства, но и знание, представленное наукой, и нравственность, которую несут все мировые религии, зовущие к добру, любви и справедливости. Красоту, которую культура несет в нашу повседневную жизнь, он считал мощной силой, преобразующей человека.

В древних памятниках культуры Николай Константинович видел основу созидательного строительства будущего. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – мудро наставляет он в одном из своих очерков.

История Древней Руси с самых юных лет занимала Николая Рериха. Студентом будущий художник по заданию Императорского Археологического общества производил раскопки древних курганов в Псковской, Новгородской и Тверской губерниях. Эти исследования помогали ему постигать характер русского народа, который обладал развитым чувством долга и достоинства, любовью к прекрасному и необыкновенным умением украсить свою жизнь.

В 1903-1904 годах Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной осуществляет большую экспедицию по древним городам Руси, богатым памятниками старины. «В 1903-м – большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище!» В ходе этого путешествия «по старине» художник побывал в наших краях: на Верхней Волге, в Твери, Калязине, Кашине, Бологое.

Итогом экспедиции стала большая живописная серия, насчитывающая около 90 архитектурных этюдов. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст. Некоторые памятники старины, изображенные на полотнах мастера и запечатленные в фотоснимках Елены Ивановны, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на их работах. Рерих призывал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни».

Восхищение шедеврами древнерусского искусства соседствовало у художника с чувством тревоги за их судьбу. Тогда, во время экспедиции, у Николая Константиновича впервые зародилась мысль о «нужности особого охранения святынь народных». Позднее эта мысль переросла в идею о необходимости заключения специального международного договора об охране памятников и учреждений культуры, как в военное, так и в мирное время. В последующие годы эта идея была оформлена как Пакт Рериха, который нашел поддержку таких выдающихся деятелей науки и культуры, как Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк.

15 апреля 1935 года «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – Пакт Рериха подписали президент США Франклин Рузвельт и представители 21-й страны Американского континента. Для этих государств он сохраняет силу и по сей день.

В 1954 году Пакт Рериха лег в основу Гаагской Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Эта конвенция была ратифицирована многими странами, в том числе, и СССР. «Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права», – так определил значение принятой конвенции народный художник СССР С.Т.Коненков.

Рерих предложил и охранное знамя для обозначения учреждений культуры, науки и исторических памятников, подлежащих международно-правовой защите – Знамя Мира – по аналогии со знаменем Красного Креста. «Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье», – отмечал Николай Константинович.

Знамя Мира представляет собой белое полотнище, на котором изображены три красные сферы, объединенные кругом. Рерих выбрал для знамени очень древний символ, встречающийся в культурах многих народов. Он изображался на китайских кувшинах V-III тыс. до н. э., на греческих чашах V века до н. э., на коптских древностях (Египет, 4-7 вв.). Он же – на гербе Самарканда, на скалах Монголии, на тибетских перстнях, на нагрудных фибулах народов гималайских нагорий, на щитах крестоносцев и гербах тамплиеров, на знаменитых кавказских клинках гурда. Его можно встретить на православных иконах, на старинных картинах западноевропейских художников с религиозными сюжетами, на православных, католических и буддийских храмах, на мечетях.

Знак Знамени Мира может трактоваться по-разному. Отражая главный закон в пространстве культуры – преемственность, он расшифровывается как Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности. Часто его трактуют как Искусство, Наука, Религия, как Красота, Знание, Нравственность в круге Культуры, определяя составляющие Культуры и пути постижения окружающего мира. Но в любой трактовке отражается главный смысл этого символа – единство на всех уровнях.

В наши дни Знамя Мира, как символ единства и согласия народов Земли во имя благородной идеи мира, все больше завоевывает общественное признание. Оно находится в Организации Объединенных Наций, в Государственной Думе Российской Федерации и других правительственных и культурных учреждениях. Много раз оно облетело вокруг Земли вместе с экипажами космической станции «Мир». Знамя Мира было поднято альпинистами на многих горных вершинах мира, включая самую высокую – Эверест. Экспедиции полярников доставили и установили его на Северном и Южном полюсах Земли.

Н.К.Рерих был реалистом и понимал, что никакие договоры, заявления, декларации или обязательства сами по себе не спасут культурные ценности от разрушения. Никакие приказы не запретят войну, как невозможно запретить злобу, ложь. Но идеи, заложенные в Пакте Рериха, обращают умы людей к осознанию значимости культуры в жизни человека и общества. Ведь именно она сохраняет те духовные ценности, которые являются прочной основой мира и залогом его развития – «Там, где Культура, – писал Н.К.Рерих, – там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем».

Главным итогом конкурса рисунков и плакатов по мнению организаторов должен стать живой отклик подрастающего поколения на идею ответственности перед будущим и преемственности сохранения сокровищ культурного наследия.

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся и педагоги художественных школ и изобразительных студий Твери.


Контактные телефоны:
8-920-695-71-55 (Буракова Наталья Владимировна, сотрудник
Тверской Рериховской организации),
E-mail: toroo@mail.ru
32-36-18 (Семенова Елена Николаевна, заведующая детским отделом
библиотеки им. А.И.Герцена)



Знак Знамени Мира в истории и культуре




© 2009-2013 Тверская областная Рериховская общественная организация (ТОРОО)