А.С.Сорокин.
к.б.н., доцент, зав. кафедрой экологии ТвГУ, г.Тверь
Проблема сохранения природного наследия Тверской области
Граница между природным и культурным наследием весьма условна, поскольку в состав культурного наследия входят совместные произведения природы и человека, а природное наследие (как и биосфера в целом, ее состав, структура и динамика) в значительной мере является продуктом человеческой культуры.
В узком смысле под природным наследием (ст. 2 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г.) понимаются:
• природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;
• геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;
• природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты [Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. М., Институт Наследия, 1999. С.337].
В настоящее время в качестве синонима понятия «природное наследие» широко употребляется «ландшафтное и биологическое разнообразие». Сохранение этого разнообразия – важнейшее условие сохранения экологического равновесия и перехода человечества на рельсы «устойчивого развития». Два основных пути сохранения ландшафтного и биологического разнообразия – ведение Красных книг и создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Глобальная проблема сохранения культурного и природного наследия человечества имеет, как и везде, региональные аспекты. Однако есть все основания утверждать, что именно для нашего региона эта проблема имеет особое значение.
Тверская область в силу природно-географических особенностей является уникальным природно-ресурсным и средоформирующим регионом Европейской России. Природный комплекс Тверской области, включая болотные массивы, леса, озера, открытые пространства, представляет собой единую экосистему, регулирующую водный баланс территории, а, следовательно, и стоки рек. Территория области является крупнейшим в Центральном регионе резерватом малоизмененных природных комплексов и крупных лесных массивов. Средозащитные и водоохранные функции территории области имеют стратегическое значение для страны в целом и особенно для Центрального Федерального округа. Особое значение имеет такая внешняя функция области, как водообеспечение Московского региона.
В настоящее время в Тверской области образовано 1041 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), из которых 1 государственный природный биосферный заповедник (Центрально-Лесной ГПБЗ), 1 госкомплекс (ГК) со статусом национального парка «Завидово», 634 государственных природных заказника, 404 памятника природы, 1 ботанический сад. Площадь ООПТ приблизительно 1,2 млн. га, что составляет около 14 % от площади области. Наибольшие суммарные площади ООПТ в Жарковском – 111,7 тыс. га (68,7% от общей площади района), Удомельском – 78,8 тыс. га (31,9%), Фировском – 58,0 тыс. га (33,2%) районах. Наименьшие площади ООПТ в Кесовогорском – 0,3 тыс. га (3%), Сонковском – 1,2 тыс. га (1,3%), Оленинском – 2,5 тыс. га (1%) районах. Перспективы развития системы ООПТ, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия Тверской области изложены в недавно вышедшем в свет Вестнике ТвГУ [Сорокин А.С. Перспективы развития системы особо охраняемых природных территорий, сохранения ландшафтного и биологического разнообразия Тверской области. \\ Вестник Тверского государственного университета, № 4 (10), 2005. Серия «Биология и экология», Выпуск 1, 2005-06-21].
Наши данные были использованы творческим коллективом научно-проектного института пространственного планирования «ЭНКО» под руководством С.В.Скатерщикова при разработке Концепции территориального планирования Тверской области. В этой Концепции для эффективной реализации мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию предлагается формирование природно-экологического каркаса территории области, включающей несколько уровней охраны.
Природоохранные системы, имеющие общеевропейское и федеральное значение:
- зона формирования стока крупнейших рек Европейской части России (с режимом охраны, относящимся к лесам 1-й группы). Основная природоохранная планировочная стратегия данной зоны – сохранение естественных гидрологических, природно-экологических условий территории путём введения режимов строгой охраны лесных массивов, озерно-болотных систем, создание системы ООПТ в основных местах формирования стока, сокращение площадей сельскохозяйственных угодий, проведение лесовосстановительных мероприятий, проведение комплексных природоохранных мероприятий, обеспечивающих благополучие водного бассейна;
- крупные межрегиональные источники поверхностных вод (Волга, Западная Двина, Мста);
- леса I группы.
На территории области в зависимости от выполняемых водорегулирующих, средозащитных функций, а также функций воспроизводства биоресурсов и охраны природы выделены «ядра природного каркаса» регионального уровня.
К главным ядрам 1 регионального уровня относятся:
- заповедники (Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник);
- крупнейший (более 40 тыс. га) лесо-болотно-озерный комплекс «Оршинский Мох», сохранившийся в состоянии близком к естественному;
- национальный парк «Шоша», включающий территорию госкомплекса «Завидово». Река Шоша – правый приток Волги и главная «отдушина» Иваньковского водохранилища, являющегося основным источником водоснабжения Москвы. Вся природная система Шошинский плес водохранилища, сама река со всеми притоками, леса и болота, флора и фауна, имеющая особое значение для воспроизводства водных ресурсов, подлежит особой охране путем образования НП на территории Тверской, Московской областей в пределах шошинского бассейна.
Основные планировочные задачи в данных зонах – создание условий сохранения выполняемых природоохранных и рекреационных функций территорий путем экологически обоснованного функционального зонирования прилегающих территорий (на уровне Схем территориального планирования административных районов), создания буферных охранных зон.
К ядрам природного каркаса 2-го уровня предлагается отнести природные парки, государственные заказники, памятники природы, зоны концентрации ценных природных комплексов, в том числе:
• проектируемые природные парки «Селигер» и «Верхневолжье»;
• озерно-болотные комплексы, занимающие более 9% площади области – «Пелецкий мох» и другие, которые являются, так называемыми, «географическими окнами» и играют колоссальную роль в формировании водного баланса всего региона, климата, ландшафтной структуры;
• территории Вышневолоцкой водной системы (Вышневолоцко-Новоторжский Вал) – цепь массивных куполообразных холмов, известняковых ледниковых отторженцев с уникальной кальциефильной флорой, протянувшаяся в направлении от Торжка к Вышнему Волочку на расстояние около 110 км;
• северная часть Весьегонского района, прилегающая к Рыбинскому водохранилищу;
• территория вокруг озера Верестово и реки Молога (озеро Верестово – это озеровидное расширение русла реки Мологи, которая является единственным значительным источником сравнительно чистых вод для Рыбинского водохранилища);
• территория концентрации большого количества ООПТ в Лесном районе в бассейне реки Молога, где сохранились уникальные болотно-лесные комплексы и боровые леса.
В дальнейшем в пределах выделенных зон концентрации природных комплексов должны быть образованы природные заказники, заповедные участки и другие типы ООПТ.
Защитные и транзитные территории – экологические коридоры – связывают между собой ядра и ключевые территории в единую систему природных пространств, благодаря чему возможен естественный биологический обмен между природными комплексами. Это – водоохранные зоны рек, озер и водохранилищ, зоны горно-санитарной охраны курортов 1-3 поясов, зоны санитарной охраны источников водоснабжения (в т.ч. водоохранные леса – леса первого и второго поясов зон санитарной охраны Иваньковского водохранилища, месторождения минеральных вод курорта Кашин), лесозащитные полосы вдоль автомобильных и железных дорог, зеленые зоны городов и пр.
Основная стратегическая задача – формирование цельного, экологически связанного природного каркаса территории, обеспечивающего сохранение и стабильное воспроизводство природных ресурсов (водных, лесных, и пр.), экологическое равновесие территории в межрегиональном масштабе. По научно обоснованным экологическим параметрам площадь территорий, относящихся к природному каркасу, должна составить порядка 30% территорий области.
Для эффективной охраны природного наследия Тверской области необходимо создание и развитие нормативно-правовой базы, способствующей эффективному управлению в области охраны объектов животного и растительного мира.
Законодательство по охране объектов живой природы развивается на двух уровнях – федеральном и уровне субъектов Российской Федерации – и включает Федеральные Законы «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.), Лесной кодекс Российской Федерации (1997 г.), а также ряд постановлений Правительства РФ («О Красной книге Российской Федерации», «О Ведении Кадастра Особо охраняемых природных территорий» и др.).
К сожалению, приходится констатировать недостаточность, неразвитость областного законодательства в сфере сохранения природного наследия. Контроль за соблюдением федеральных законов в этой сфере также явно недостаточен. В ходе мониторинговых исследований в Тверской области выявляются факты нарушения установленного режима охраны объектов, нанесения ущерба живой природе в результате техногенных аварий и строительства. Практически остановлен процесс создания новых ООПТ.
Пример 1. Старицкий район, окрестности дер.Сельцо.
В результате строительства без экологической экспертизы туристического комплекса в Старицком районе на берегу Волги в окрестностях дер. Сельцо на территории государственного памятника природы «Лес Сельцовские заломки» в 2004-2005 гг. был уничтожен растительный и почвенный покров на площади около 1 га. Причинен ущерб популяциям редких видов растений, занесенных в Красную книгу Тверской области (2002 г.) – 19 видов, в том числе вида, занесенного в Красную книгу РСФСР (1988 г.) – ятрышника шлемоносного. Таким образом, было нарушено природоохранное законодательство:
ФЗ «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О недрах», Положение о прибрежных полосах и водоохранных зонах.
Пример 2. Биостанция и муниципальный заказник «Чистый лес» в Торопецком районе.
На территории заказника «Чистый лес» в 2005 г. произведена вырубка старовозрастного леса, что противоречит целям создания заказника и ставит под угрозу уникальные научные исследования. Муниципальный статус заказника недостаточен для предотвращения рубок леса.
Пример 3. Государственный заказник «Черенцовский» и окрестности дер.Ильинское в Вышневолоцком районе.
В результате выпаса и прогона скота через сосново-березовые перелески в окрестностях дер. Ильинское произошло частичное уничтожение популяции редкого вида растения, занесенного в Красную книгу РСФСР (1988 г.) и Тверской области (2002 г.), – венерина башмачка настоящего. В государственном заказнике «Черенцовский» зарегистрировано нарушение режима охраны территории – прогон скота.
Пример 4. Особо охраняемые природные территории г.Твери.
На территории г.Твери располагаются 7 особо охраняемых природных территорий: Комсомольская роща, Бобачевская роща, Березовая роща, Первомайская роща, Ботанический сад ТвГУ, Боярышник гибкий «Скорбященский» на ул.Володарского (у здания «Тверьуниверсалбанка»), парк «Сахарово». Шесть объектов имеют статус «памятник природы» и один объект статус «дендрологические парки и ботанические сады» в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Общая площадь ООПТ г.Твери – 596, 1 га, что составляет 3,9 % от общей площади г.Твери (15222 га).
Основные проблемы: попытки изъятия земель ООПТ под строительство на территории города, несоблюдение режима охраны ООПТ на территории г.Твери, определение землепользователя и границ территории. Необходима разработка программы по развитию системы ООПТ г.Твери, составление новых паспортов с определением четких границ и режима охраны территории объектов [Стратегия развития зеленых зон Твери. Авторы-составители: Е.С.Пушай, М.В.Шувалова, А.В.Тюсов, Ю.В.Наумцев, А.С.Сорокин, Тверской экологический клуб, Тверь, издатель Л.Г.Юга, 2003. С.87].
Вопросы развития законодательной базы в сфере охраны окружающей среды будут решены более эффективно, если жители города и области будут иметь возможность более полно познакомиться с информацией в данной сфере и иметь возможность участвовать в обсуждении проектов и принятии решений.
Важным шагом в формировании экологического мышления является экологическое образование и просвещение, развитие экологической культуры населения. В Тверской области накоплен большой эффективный опыт в этой сфере. Подготовка специалистов в данной области проводится в Тверском госуниверситете. Успешно работает Экологическая школа «Медвежата» (на территории заказника «Чистый лес» – филиал Центрально-Лесного государственного биосферного заповедника (ЦЛГБЗ) в Торопецком районе Тверской области). Широко известна на местном, региональном и международном уровне деятельность общественных организаций «Тверской экологический клуб», «Тверское отделение Всероссийского Общества Охраны Природы» (ВООП), «Тверская Ассоциация Молодых Путешественников» (ТАМП). Жителям города и области хорошо знакомы проекты Ботанического сада ТвГУ в области экологического просвещения и образования.
Предложения:
Для сохранения природного наследия и устойчивого развития территории необходимо строгое соблюдение существующего федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и развитие нормативно-правовой базы на региональном уровне, в том числе:
- Разработка и принятие законов Тверской области:
- «Об особо охраняемых природных территориях Тверской области»,
- «О Красной книге Тверской области»,
- «Об охране окружающей среды Тверской области»,
- «Об экологическом образовании в Тверской области»,
- «О целевых фондах сохранения объектов культурного и природного наследия Тверской области».
- Разработка и принятие «Экологической доктрины Тверской области», «Региональной стратегии сохранения биоразнообразия».
- Утверждение разработанного на основе Красной книги Тверской области (2002 г.) Списка объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Тверской области.
- Организация на базе Тверского госуниверситета специализированного подразделения по научному обеспечению сохранения биологического разнообразия для выполнения работ по следующим направлениям:
- инвентаризация ООПТ регионального значения на территории Тверской области;
- инвентаризация ООПТ местного (муниципального) уровня на территории Тверской области;
- оценка современного состояния ООПТ и их природоохранной, научной и оздоровительной значимости; выявление ООПТ, утративших природоохранную ценность;
- выявление территорий, нуждающихся в особой охране в виду их природоохранной, научной, рекреационной и культурной ценности;
- пересмотр состава юридических лиц, принявших на себя охранные обязательства;
- уточнение и частичная корректировка перечней ограничений хозяйственного использования земель ООПТ;
- составление паспортов ООПТ и положений об ООПТ в соответствии с действующим законодательством РФ;
- разработка геоинформационной системы и баз данных с целью систематизации сведений и анализа современного состояния природно-заповедного фонда Тверской области.
Также необходимо инициировать широкое обсуждение и общественные слушания наиболее значимых для города и области градостроительных, туристических, природоохранных и других проектов, результат которых оказывает влияние на окружающую среду и население города (Генеральный план развития г. Твери, строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, земельные и лесные аукционы и др.).