Неотложен дозор сокровищ народных

Содержание материала

В.А.Булочников.
главный архитектор Центрального Совета ВООПИиК, заслуженный архитектор Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств, академик Академии культурного наследия, г. Москва

Роль общественности в деле сохранения историко-культурного наследия на современном этапе развития общества

Дорогие друзья, мне сегодня очень приятно находиться среди вас, в коллективе соратников, которые занимаются вопросами сохранения культурного наследия и которые вложили огромный труд в эту работу. Я знаю, в зале присутствует много ветеранов и Тверского регионального отделения ВООПИиК, и Рериховского общества. Эти две организации сегодня не случайно вместе проводят конференцию, посвященную 70-летию Пакта Рериха и 40-летию Тверского отделения ВООПИиК – время сливает эти две даты. Мне хотелось бы выразить глубокую благодарность тем людям, которые подготовили конференцию и которые понимают, что соединение наших общих усилий дает возможность более успешно сохранять историко-культурное наследие – красоту нашей Родины.

В обращении президента В.В.Путина к Федеральному собранию и к обществу есть важнейший принципиальный момент. Президент говорит о необходимости усиления гражданской позиции, о необходимости прислушиваться к общественному мнению и использовать интеллектуальный потенциал интеллигенции в решении проблемных вопросов, в том числе непростых вопросов сохранения исторических и архитектурных памятников.

Я подготовил небольшое сообщение об инициативе Центрального совета ВООПИиК – о возрождении студенческих отрядов, работающих на восстановлении исторических объектов. И первый опыт нынешнего года связан с местами, где бывал и которые любил Н.К.Рерих.

Трудно в наши тревожные дни переоценить драгоценный вклад замечательного русского художника, ученого, учителя Николая Константиновича Рериха в понимание значения искусства, культуры, истории и гармонии Природы и Человека.

Только сейчас весь мир и все человечество начинает понимать, насколько хрупкой материей является наша Земля и все, что на ней сохранилось от творческого деяния человечества.

Очень сложным, неординарным и наполненным творческим вдохновением был жизненный путь Н.К.Рериха и всех членов его семейства.

Мы все знаем и отмечаем огромное значение Пакта Рериха, подписанного в 1935 году американскими государствами в защиту памятников истории и культуры.

Сколько было положено сил и умения в утверждение Знамени Мира с его новой идеей жизни – развития человечества в прошлом, настоящем и будущем в пространстве культуры.

Внутренняя потребность понимания существования человечества проявлялась у Рериха постепенно уже с раннего детства. В усадьбе Извара под Санкт-Петербургом, принадлежащей родителям художника, в одной из комнат висела картина с изображением пейзажа далекой Индии. Еще мальчиком его будоражила мысль, возникавшая при взгляде на эту картину: «Откуда Мы, кто Мы и что есть Будущее».

Будучи студентом Академии художеств, он много времени уделял изучению традиций, быта, народного творчества русского народа, черпавшего вдохновение во всеобщей гармонии Природы.

Особое влияние на Н.К.Рериха имел Русский Север. Его огромные водные и лесные пространства, скромность и мужественность народов севера, его легенды и предания повлияли на художественный историко-мифологический стиль, пространственное и философское звучание его творчества. Всей семьей Рерихи неоднократно выезжали в Карелию, Финляндию. Тема Севера нашла свое отражение не только на полотнах художника, но и в его литературных произведениях.

Особое впечатление на Рериха произвела поездка в Вологодскую область на Кубенское озеро с посещением Спас-Каменного монастыря.

Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный по преданию Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, так как храма не было.

В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском Севере (в 1481 году) в честь Преображения Господня. В 1543-1545 годах были выстроены теплая Успенская церковь «под колоколы», объединенная с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом.

Монастырь прожил около семи веков. За это время он был крупным духовным центром, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары, не раз закрывался. В начале ХХ века он в очередной раз был упразднен. В 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV века в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался в данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется противоаварийная реставрация.

За годы своего существования Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых – Иосаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский. Последние два организовали свои монастыри.

В послании 2005 года Президента Российской Федерации Федеральному собранию (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) сказано: «Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам – это значит не уважать себя и своих сограждан. Это значит – не понимать прошлого и не видеть будущего». Президент В.В.Путин сказал несколько слов о приоритетных задачах в сфере развития гражданского общества, нравственности и культуры.

С.Е.Витте, русский государственный деятель, писал: «Государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане… Не налагать руку на самостоятельность, а развивать ее всячески и помогать ей».

Этот совет актуален и по сей день. Сбываются слова Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов о независимости культуры от государственной власти и зависимости от возрастающей роли сознания гражданского общества.

«Осознание красоты спасет Мир» – это главное завещание Н.К.Рериха всему человечеству. Спасение культурного наследия мира является одной из неотложных задач человечества.

Особую роль в сохранении историко-культурного наследия нашей страны играет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры и его Центральный совет, выступивший в этом году на совместном заседании Президиума Госсовета и Совета по культуре и искусству при Президенте РФ в Костроме с предложением о возрождении работы студенческих отрядов на памятниках истории и культуры.

Данная инициатива была поддержана Президентом и всеми участниками совещания. Летом 2005 года была сформирована группа из старшекурсников Государственного геологоразведочного университета. Их целью было выяснить возможности реставрации древнейшего на Русском Севере Спас-Каменного монастыря и храма, которые были варварски разрушены в 1930-е годы. Работой студентов на острове руководил профессор университета, член президиума Центрального совета Евгений Меркурьевич Пашкин. Думаю, у этого начинания большое будущее.