Охрана культурного наследия: сотрудничество музеев и общественных организаций

Содержание материала

М. М. Фурс.
преподаватель первой образовательной школы, г.Бологое, Тверская область

Роль краеведения в воспитании у детей любви к Родине

1. Задачи краеведения.

Отрадным явлением настоящего времени является развитие интереса к краеведению. Еще совсем недавно краеведение было лишь малой частью уроков истории. К тому же не все учителя истории обращали внимание на региональное краеведение.

Равнодушие к духовным интересам, к своим обязанностям по отношению к Родине коснулось каждого в сложное время перемен, которое мы переживали последние два десятилетия. Такого рода равнодушие особенно сильно проявилось в молодежной среде. Молодежь стала скептически относиться даже к самому слову «Родина».

В ХVII–XVIII вв. и Петр I, и Екатерина II придавали огромное значение воспитательному моменту в школе. Именно в их время господствовала в России национально-патриотическая политика. С начала XIX в. при Александре I в русской школе укореняется космополитизм, который принес ей величайшее зло. Космополитизм внес в наше общественное воспитание национальное и нравственное безразличие. Молодежь стала презрительно относиться к коренным историческим и бытовым началам нашей жизни, даже к родному языку, к народной музыке. В обществе водворился дух слепого, рабского подражания западной культуре, а сегодня этому способствует и программа телевещания, и газеты. Молодежь больше не интересуется русской литературой, почти ничего не читает. Они больше знают о Д.Вашингтоне, чем об Александре Суворове, Петре Чайковском и других знаменитых людях России. В русской речи появилось много иностранных слов, которым легко можно найти замену в нашем языке.

С 1999 г. в школьную программу введен специальный предмет – краеведение. Государство стало понимать, что растет поколение «Иванов, родства не помнящих». Теперь в школах больше обращают внимание на развитие у молодежи разумной воли, чувства долга, стремления к добру и воспитание у подростков нравственных и национальных убеждений. Краеведение имеет важное значение в воспитании патриотизма. Знать свой край, его историю, историю страны, сознательно и разумно любить свое Отечество, понимать его истинные интересы – всему этому учит краеведение. Школа – это основа воспитания молодежи, она должна не только обучать детей и давать им знания, но и правильно воспитывать, готовить для России преданных ей, надежных и верных граждан, способных с пользой и бескорыстно служить ей.

Окруженный лесами и озерами маленький городок Бологое выглядит очень живописно со всех сторон. Особенно чудесный вид на него открывается сверху: два озера Агрызково и Бологое, по берегам которых раскинулся город, разделены плывущим по середине вокзалом, напоминающим пароход. И стремится этот пароход вдаль на Запад – к Балтийскому морю, на юг – к Черному, на юго-восток – к Каспийскому, а на Север – к Белому. Ведь Бологое – узловая станция, от которой железнодорожные пути расходятся в разные стороны.

Впервые Бологое упоминается в писцовых книгах Деревской пятины от 1495 г. как Бологовский погост с 45 жителями. Облик города, основанного в XV в., как сельское поселение, складывался постепенно. Три столетия, находясь далеко от главных дорог, Бологое почти не развивалось. В середине XIX в. начинается бурное развитие поселка, что связано с самым важным в то время строительством в России – строительством железной дороги. До наших дней в городе сохранилось лишь несколько домов XIX в., которые украшают наш город и сегодня. Сеть переулков соединяет между собой три площади и одну главную улицу, длина которой составляет 12 км. После строительства железной дороги поселок быстро растет, и к 1917 г. в поселке насчитывается около 30 тыс. жителей. Бологое получает статус безуездного города. Сегодня в городе 28 тыс. жителей, и, казалось бы, в нем нет ничего интересного. Но на уроках краеведения, на экскурсиях по своему краю ребята с удивлением узнают, что после строительства железной дороги Бологое становится довольно крупным культурным центром. Прекрасный климат, леса, озера, много дичи – все это привлекало сюда дачников, желающих поправить свое здоровье, людей из Москвы и Санкт-Петербурга. Начиная с 1890 г. в Бологое побывало очень много знаменитых людей – литераторы, артисты, художники, поэты, музыканты и, конечно, археологи. Ребята с удовольствием изучают жизнь и деятельность Н.А.Некрасова, М.М.Пришвина, В.Бианки, В.Ходасевича, в свое время посетивших наш край. Особый интерес у ребят вызывает жизнь и деятельность Николая Константиновича Рериха, который сделал наш город знаменитым не только в России, но и в Англии, Франции, США.

Изучение природы края, практическое изучение озер и природных серо-водородных и серебряных источников (в Мшенцах, Филимонове) заставляет ребят гордится своим краем. Немалая заслуга в этом городского клуба «Шок» (Школьное общество краеведов).

2. Клуб «Шок» и его достижения.

На заседани клуба «Шок»В Бологое в 2000 г. был создан молодежный клуб «Шок», базой для которого стал городской музей имени Н.И.Дубравицкого.

Директор музея Е.П.Кондратович делала все для того, чтобы дети не просто заинтересовались историей своего края, но и стали частью музейного коллектива. Основной костяк клуба составили ученики школы №1. На первом собрании выбрали председателем клуба ученицу 8 класса Лену Новожилову и составили план работы на 2 года. Летом 2001 года Л.Новожилова и еще несколько ребят участвовали в раскопках у села Березовский Рядок. На одной из встреч клуба они поделились впечатлениями о своих раскопках. Рассказы и фотографии очень заинтересовали ребят и в плане клуба появляется раздел «Стоянки древнего человека на Бологовской земле». Для реализации этого направления работы вначале нужно было изучить литературу, основой которой стали работы Николая Константиновича Рериха, проводившего в наших краях в конце XIX начале ХХ вв. археологические раскопки.

Тема Рериха очень обширна. У нас появились связи с Рериховской организацией в Твери. В день рождения Н.К.Рериха в 2004 г. в городе прошел семинар «Н.К.Рерих на Бологовской земле». В семинаре участвовали школьники не только города, но и района. После окончания семинара был показан видеофильм о Н.К.Рерихе и его сыновьях. В городском музее почти месяц работала выставка репродукций картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Ребята из клуба «Шок» во главе с председателем Л.Новожиловой создали путеводитель «По Рериховским местам Бологое и Бологовского района». Один экземпляр этого путеводителя был подарен Международному Центру-Музею имени Н.К.Рериха в Москве, когда ребята ездили туда на экскурсию.

В планах нашего клуба самые разные темы и дела:

• Подготовка семинаров по темам: «Герои-бологовцы», «Друзья Пушкина в Бологое», «Музыка в Бологое», «Бологовские писатели и поэты»;
• Подготовка экскурсоводов для краеведческого музея;
• Создание путеводителя «По Рериховским местам»;
• Ежегодные экскурсии на Мшенский источник учащихся 7-8 классов;
• Изучение стоянки сторожевого поста новгородцев.

В первые два года в клубе были только учащиеся 7-9 классов, но к концу 2005 г. в нем занимались уже и ребята из 9-11 классов. Бессменный председатель клуба Лена Новожилова в 2005 г. поступила в МГУ на юридический факультет, а на ее место пришел Андрей Пахомов. У него другие интересы: он готовит и проводит интересные экскурсии в Городском музее для учащихся 5-7 классов. Последние три года занимается интересными исследованиями еще одна наша звездочка Аня Белехова (11 кл.). Со своим проектом «Связь Вышневолоцкой водной системы с Бологовским районом» она выступала на межрайонной конференции в городе Вышний Волочек.

В клубе есть еще одно направление – это создание книг самиздатом о поэтах, художниках Бологое. В 2006 г. Ира Савельева составила и оформила книжку «Виктор Сычев – Бологовский поэт».

Сегодня в клубе 25 человек, в основном это учащиеся школ №№1, 55, 12. Каждый член клуба имеет свое задание. В этом году клубу исполняется 7 лет. За это время через клуб прошло около ста ребят. Некоторые из них уже учатся в институтах и колледжах, а две наши выпускницы учатся в Санкт-Петербургском Гуманитарном институте на факультете Менеджмент и туризм.

Сегодня в планах нашего клуба несколько новых тем:

1. Пакт Рериха и памятники природы Бологовского района.
2. Художники Б.Перхалев и А.Лащенко – слава Бологое.
3. История поселка Медведево.
4. Кафтинское озеро, его прошлое и будущее.
5. Создание видеофильма «Н.К.Рерих и Бологовская земля».

Юные краеведы из города БологоеВ канун юбилея Дня Победы ребята вышли с ходатайством на Администрацию города присвоить имена героев-бологовцев Великой Отечественной войны улицам нашего города. Для этого они изучили карту и выяснили, что в городе три Социалистических улицы, четыре – Советских, две – Куженкинских, три – Замостинских, три – Пролетарских, три улицы Революции и т.д. Администрация предложение приняла, но прежде нужно было провести опрос жителей этих улиц, что и было проделано членами клуба «Шок». Всю осень по грязи в холод и дождь ребята опрашивали жителей четырех улиц Советских и выяснили для себя очень много нового.

Одновременно и жители интересовались подвигами тех героев, именами которых хотели назвать их улицы. Только 10% жителей были против, все остальные – за. Результаты были доложены в Администрацию, но улицы остались с прежними названиями. Ребятам обидно, но мы продолжаем работать дальше. Сегодня в городе только три улицы названы в честь Героев Советского Союза – улица Данилина, улица Кобликова и улица Кузнецова.

Наш клуб поставил перед собой задачу не только изучить историю своего края, но и научить ребят любить свой край, свою малую Родину, а значит, и свою страну.


3. Связи с организациями города и края.

Большое значение для краеведческой работы имеют связи с различными организациями города и района, а так же с частными лицами и краеведами. Неоценимую помощь клубу «Шок» оказывает Центральная библиотека города. Приветливые работники библиотеки и читального зала помогают ребятам найти литературу для рефератов, ответы на викторины. Еще совсем недавно, приходя в библиотеку, ребята больше узнавали о своем крае, знакомясь с творчеством бологовских, вышневолоцких и тверских художников. Их выставки постоянно проходили в выставочном зале библиотеки. К сожалению, сегодня выставочного зала в Центральной библиотеке больше нет.

У клуба сложились хорошие отношения с Тверской Рериховской организацией, с представителями которой мы встречались на нескольких проводимых ими в нашем городе культурных мероприятиях. Большой интерес у жителей города вызвала выставка репродукций картин Н.К.Рериха и его младшего сына Святослава, организованная Тверской Рериховской организацией в городском музее. Ребята из клуба «Шок» загорелись идеей побывать в Центре-Музее имени Н.К.Рериха в Москве и познакомиться с подлинниками картин великих художников, жизнь которых была связана с нашим краем. Осуществить задуманное удалось благодаря помощи муниципального отдела культуры, руководимого Т.А.Жуковой.

Экскурсия по музеюС момента своего создания клуб постоянно активно сотрудничает с городским музеем. В течение 3-х лет группа экскурсоводов-школьников проводила в музее экскурсии для учеников 2-5 классов. Основными темами были: «Древняя Бологовская земля», «Строительство железной дороги и становление города», «Бологое и Великая Отечественная война», «Л.Константинов и его галерея «Знаменитые люди на бологовской земле». Огромную помощь в подготовке экскурсий оказали сотрудники музея.

Сотрудничаем мы и с газетой «Новая жизнь». В газете постоянно печатаются краеведческие материалы, проводятся викторины по истории края. Сотрудники газеты помогают ребятам отыскивать материал, который был напечатан 20 и более лет назад. Незаменима помощь корреспондентов «Новая жизнь» Н.Морозовой и Д.Фисенко.

Конечно, большую помощь в нашей работе оказывают краеведы М.А.Иванов и А.П.Иванова. Они никогда не отказывают в советах и всегда помогают ребятам из клуба «Шок» в поисках новых материалов об истории нашего края.

Школьным обществом краеведов за годы его существования проделана значительная работа, но еще много предстоит сделать, чтобы на нашей бологовской земле стало меньше «Иванов, родства не помнящих».