С.В.Моисеев,
заместитель директора Государственного исторического архива Новгородской области, член Новгородского общества любителей древности, г.Великий Новгород
Деятельность Новгородского общества любителей древности по сохранению новгородской старины в 1910–1920 гг.
Уважаемые коллеги!
Мы находимся на древней земле, в историческом городе. Поэтому, расширяя тему моего доклада, считаю нужным дать историческую справку о начале формирования самого понятия культурного наследия, новгородских древностей, и что стало предысторией деятельности Новгородского общества любителей древностей на рубеже IXX–XX вв.
Первым примером отношения к новгородской истории, национальной памяти, к культурному наследию является тот факт, что Новгородский архиепископ Евфимий II (Вяжицкий) в первой половине XV века стал возобновлять уже пришедшие к тому времени в ветхое состояние древние новгородские храмы на прежней основе. По настоянию Евфимия храмы восстанавливали по первоначальным габаритам. Это событие было, действительно, знаменательным, так как приводит нас к истокам творчества строителей.
В 1430 гг. были устроены мемориальные кельи архиепископа Иоанна, которые в XII в. размещались в Грановитой (Владычной) палате. В частности, был восстановлен рукомой Иоанна. Это первый мемориальный объект на территории Новгородского края. Святитель Иоанн в XII в. прославился своим предстоянием за независимость Новгорода в битве с суздальцами.
В 1471 г. во время пребывания в Новгороде великий князь московский Иван III посетил Хутынский монастырь, чтобы поклониться святым мощам Варлаама Хутынского. Князь был удивлен, почему мощи чудотворца находятся под спудом. Когда по его повелению вскрыли гробницу преподобного Варлаама, из земли повалил густой дым, а вслед за ним сверкнуло пламя, опалившее стены храма. Князь в ужасе побежал из храма, ударяя посохом о землю. Макет посоха и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице долгое время.
Эти памятники с XV в. воспринимались, как свидетели самобытности, независимости Новгорода и его значения в истории России.
Еще один знаменательный факт произошел в 1649 г., когда новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, собрался провести перестройку в Новгородском кафедральном Софийском соборе. Он решил растесать окна, убрать столбы. «…и вот в Петров пост 1649 г. мирские люди многие приходили к нему с шумом и говорили: «Прежде многие власти были, а старины не портили; мы тебе старого ничего в соборной церкви переделывать не дадим!» От митрополита пошла толпа к св.Софии, подвези из церкви выбросили, мастеров, которые подвязывали подвези и сбирались столпы ломать, хотели бить, но те спрятались». (С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. Том 10, Гл.2). Таким образом, горожане не позволили совершить перестройки, радея за сохранение старины.
Граф Алексей Андреевич Аракчеев в 1826 г. добивался от Новгородской духовной консистории разрешения на перевозку деревянной церкви из селения Чудовский Ям в свое имение Грузино, близ Новгорода. Эта церковь знаменита тем, что в 1825 г. в ней одну ночь стоял гроб с телом императора Александра I при перевозке в Санкт-Петербург. Поэтому граф Аракчеев, преклонявшийся перед царем, собирал все, что можно, в память о его жизни и деятельности.
Указом императора Николая I от 30 августа 1852 г. все археологические изыскания в России были поставлены под государственный контроль. По приказу новгородского губернатора в 1853 г. в Новгороде при канцелярии было положено начало составления археологической карты древностей Новгородской губернии. В то время под понятием археология подразумевались не только остатки старины в виде курганов, городищ и отдельных находок, но и памятники, и все, что является с нашей точки зрения, культурным наследием.
В 1850 годы в Новгороде по распоряжению Святейшего Синода начинает работу особая Комиссия под председательством архимандрита Макария, впоследствии известного святителя церкви, которая занималась изучением и описанием новгородских древностей. Результатом деятельности этой Комиссии стали многочисленные издания. Прежде всего, это «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», которое вышло в двух томах в 1860 г. в преддверии празднования 1000-летия России. Вторая треть XIX в. знаменательна тем, что в Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге выходили многочисленные издания, посвященные новгородским древностям, новгородским храмам, монастырям, отдельным реликвиям. Это позволило перейти к формированию понятия «новгородские древности», понятия «новгородика» как собрания библиографических сведений по истории новгородской земли. Это то, что сформировало базу культурного наследия, на которой в конце XIX в. стали формировать свою деятельность новгородские ученые общества. Послереформенный период (после 1861 г.), как мы знаем, дал России многое для изучения и сохранения культурного наследия.
В 1865 г. в Новгороде по инициативе Н.Г.Богословского основывается Новгородский музей древностей, специально для которого было построено здание. Интенсивно идет формирование коллекции музея, поездки по губернии, сбор материалов.
В конце XIX в. в Новгороде было осуществлено два крупных реставрационных проекта. В 1890 гг. был произведен капитальный ремонт и реставрация Новгородского Софийского собора под руководством известного реставратора В.В.Суслова. В начале XX в., в 1903–1904 гг. производится реставрация всемирно известного памятника древнерусской архитектуры – церкви Спаса Преображения на Нередице. Храм, который был построен в 1198 г. и сохранился в воссозданном виде до нашего времени.
В 1890 гг. в Новгороде известный новгородский краевед Василий Степанович Передольский организует Новгородское общество любителей древностей (НОЛД). Изначально в его уставные цели входила охрана памятников, наблюдение за их ремонтом и реставрацией, широкая просветительская деятельность в форме публичных лекций, печатных изданий. Деятельность НОЛД осуществлялась с привлечением городской общественности. В ряды общества входил и новгородский губернатор, и высокопоставленные чиновники, а также известные люди города.
В 1908 г. деятельность НОЛД была возобновлена в основном, благодаря трудам и стараниям земских деятелей культуры, в частности, Михаила Валериановича Муравьева, который был первым председателем общества, и его сподвижника, Ивана Васильевича Аничкова.
Эти люди добились, чтобы Новгород стал местом проведения XV Всероссийского археологического съезда, который явился знаменательным событием в истории Новгорода в начале XX в. К съезду были организованы выставки, начата реставрация памятника архитектуры XIV в. – церкви Федора Стратилата на Ручью с раскрытием фресок, с привлечением благотворителей. В частности, финансировал эту реставрацию новгородский купец Л.И.Стальнов. В преддверии съезда в Новгородском Кремле проводил археологические раскопки Н.К.Рерих.
В 1912–1913 гг. в Новгороде учреждается Новгородское церковно-археологическое общество. Это ученое общество занималось более узкими вопросами – церковной археологией, памятниками церковной старины, но члены общества были выходцами из Новгородского общества любителей древностей. Поэтому те же люди свои усилия направляли на охрану, на пропаганду церковного культурного наследия.
В 1913 г. в Арсениевском епархиальном доме (на территории Кремля) создается Епархиальное древлехранилище – церковно-археологический музей, который приобрел в России известность. В нем было собрано большое количество памятников новгородской старины.
НОЛД объединяет свои усилия с Новгородской губернской ученой архивной комиссией, и с Новгородским церковно-археологическим обществом, и осуществляет множество совместных проектов. Прежде всего, это создание особых наблюдательных комиссий по реставрации памятников новгородской старины. Таких как церковь Павла и Петра в Кожевниках, где в начале XX в. производились работы по раскрытию монументальной живописи; церковь Спаса Преображения на Ильине, где были произведены пробные расчистки фресок знаменитого Феофана Грека.
Велись наблюдения за реставрацией чудотворных новгородских икон, в частности, иконы XIIв. Чудотворца Николы из Николо-Дворищенского собора. Для производства работ привлекались ведущие мастера того времени, которых тщательно отбирали. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в Государственном историческом Архиве Новгородской области документы, которые раскрывают, каким серьезным был подход к воскрешению памятников старины.
Одним из первых проектов НОЛД было выступление за сохранение вала Окольного города. В 1912 г. настоятель Знаменского собора, член общества любителей древностей, председатель Совета новгородского церковно-археологического общества А.И.Конкордин делает пробные промывки древней росписи собора. Тем самым открывает живопись 1702 г. В 1915–1917 гг. НОЛД активно боролось против строительства железной дороги Петроград-Орел, которая прошла в непосредственной близости от Юрьева монастыря и церкви Спаса на Нередице. Последним проектом Новгородского общества любителей древностей в 1922–1927 гг. явилось спасение деревянной шатровой церкви XVI в. Успения Божией Матери из села Курицко. Церковь находилась на берегу озера Ильмень, подмывалась водой во время половодий. Благодаря заместителю председателя общества Константину Павловичу Драницыну этот памятник удалось перевезти на безопасное место, а теперь эта церковь находится в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы».
В этом небольшом выступлении мы коснулись лишь нескольких сюжетов обширной и разнообразной деятельности НОЛД конца XIX – начала XX вв. в области сохранения культурного наследия. Эта деятельность позволила еще в начале XX в. сформулировать центральную для города идею, озвученную в июле 1916 г. академиком Н.П.Кондаковым и прозвучавшую сегодня на Круглом столе: «Новгород – город-музей».
Благодарю за внимание.