Т. А. Иванова,
руководитель отдела передвижных выставок Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, г.Москва
О назначении музеев и об опыте сотрудничества с общественностью отдела передвижных выставок музея имени Н. К. Рериха
В 1986 г. Международным Советом Музеев (ИКОМ) была впервые опубликована первая версия Этического кодекса для музеев, где понятие «музей» получило следующее пояснение: «Музей – это постоянно действующее, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся исследованием, приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей».
Музеи должны также неуклонно соблюдать положения Конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция 1954 г.), в основу которой был положен Пакт Рериха. Но защиту культурных ценностей надо понимать шире. Не только во время военных действий, но и в наше мирное время, время небрежения к культуре, многие произведения архитектуры, живописи, национальные ремесла и нематериальные культурные ценности требуют бережной защиты и охраны.
На рубеже нового тысячелетия в решение проблемы сохранения культурного наследия включилось мировое музейное сообщество. На Генеральной конференции ИКОМ в Сеуле в 2004 г. была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия. В материалах этой конференции подчеркивалось, что, уделяя внимание материальному наследию, коллекциям, их сохранению, безопасности, изучению, экспонированию и популяризации нельзя забывать о сохранении нематериального культурного достояния.
Следует заметить, что наш общественный Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха (МЦР) не только хранит, но и выступает как охранитель, в смысле защиты, произведений искусства, находящихся в его фондах. Так в течение 18-ти лет Музей отражает нападки государственных чиновников, пытающихся отобрать уникальное художественное, научно-философское и эпистолярное наследие семьи Рерихов и здание усадьбы Лопухиных, где расположен Музей, тем самым нарушая волю младшего сына Рерихов Святослава Николаевича, передавшего это наследие на родину в Россию. С.Н.Рерих был глубоко убежден, что наследие должно разместиться в общественном музее, что именно общественный музей в сложных современных условиях России сможет успешно развиваться поверх ведомственных барьеров, и сохранить наследие целостным. Обсуждая планы создания будущего Музея имени Н.К.Рериха в Москве, Святослав Николаевич высказал пожелание, чтобы одним из направлений культурно-просветительской деятельности будущего музея стала организация передвижных выставок картин Н.К.Рериха в городах нашей страны и зарубежья. Такие выставки могли бы дать миллионам людей возможность своими глазами увидеть подлинные произведения великого русского художника. Завет младшего из Рерихов вскоре был воплощен в жизнь. В 1991 г. Музей начал свою работу.
В напряженной обстановке, несмотря на многочисленные судебные тяжбы и борьбу против искажения и умаления творчества великой семьи Рерихов, наш Музей под руководством Генерального директора и доверенного лица Святослава Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой продолжает неуклонно и успешно развиваться, выполняя все функции, которые определены в вышеизложенном определении понятии «музей». Музей представляет собой живой организм, где создаются уникальные экспозиции, представляющие собой синтез новых достижений музейной техники, живописи, скульптуры и предметов изобразительного искусства.
Важными задачами музея являются расширение его роли как просветительской организации и привлечение все более широкой аудитории из всех слоев населения. Музей должен предложить своей аудитории возможность участвовать в деятельности музея и оказывать поддержку его усилиям. Первейшим долгом музея является использование коллекций для накопления и распространения новых знаний путем организации временных и передвижных выставок.
15-летний опыт работы передвижных выставок Музея имени Н.К.Рериха, на мой взгляд, может представлять интерес как способ решения просветительской задачи, возможной благодаря новым формам взаимодействия общественности и музеев. В нашем случае старая идея передвижных выставок произведений искусства, возникшая именно в России в середине ХIХ в., обретает новую жизнь.
Произведения истинного искусства, в рассматриваемом случае – художественное наследие Н.К.Рериха и С.Н.Рериха, представляют собой и материальное и нематериальное мировое культурное достояние. Уникальные полотна как материальные носители содержат нематериальные ценности – мировоззренческие смыслы, космогонические символы, открывают философские и религиозные особенности различных народностей, несут знания, относящиеся к природе и Вселенной, к жизни людей. Поэтому картины великого отца и великого сына являются в высшей степени синтетическим искусством, где нет грани между материальным и нематериальным.
В 2007 г. исполняется 50 лет со дня возвращения на Родину коллекции картин Н.К.Рериха, привезенной в 1957 г. в Советский Союз старшим сыном художника Юрием Николаевичем Рерихом, ученым-востоковедом с мировым именем, энциклопедистом ХХ в. После организации выставок в Москве и Ленинграде, эти картины экспонировались в других городах Советского Союза, а затем были переданы на постоянное хранение в Русский музей Санкт-Петербурга. Это были первые в советское время передвижные выставки картин Рериха еще до создания музея.
Первая выставка, организованная Музеем имени Н.К.Рериха, прошла с 1 по 24 марта 1991 г. в Москве в Выставочном зале Союза художников. На выставке были представлены 157 картин Н.К.Рериха из коллекции, переданной общественному Музею. Она имела огромный успех. У билетных касс выставочного зала с раннего утра выстраивались огромные очереди, люди хотели попасть в легендарную «Державу Рериха».
В августе 1991 г. состоялась вторая московская выставка – в самом центре столицы, в залах Российской Академии художеств. Открытию экспозиции не смог помешать даже государственный переворот, произошедший накануне. Эта выставка также стала значительным событием в культурной жизни Москвы, ее смогли увидеть десятки тысяч посетителей.
Сначала выставки картин Н.К.Рериха проводились в городах Московской области: Троицке, Коломне, Зеленограде, Горках Ленинских, Электростали, Дубне, Дмитровграде. В то же время, уже весной 1991 г. одна из передвижных выставок совершила свое первое дальнее путешествие в северный город Мурманск. Таким образом, география передвижных выставок сразу расширилась до самого Заполярья.
Чтобы представить все богатство и многосторонность великой личности Рериха, во время передвижных выставок проводятся культурно-просветительские программы, лекции, демонстрации фильмов о жизни и творчестве художника и всей уникальной семьи Рерихов, деятельности Международного Центра Рерихов. На выставках можно приобрести книги, которые издает МЦР, и получить информацию по интересующим вопросам.
За эти годы было организовано более 400 выставок, 85 из них – за пределами России. Общее число посетителей давно уже перешло за 4 миллиона. Радостно называть эти цифры, сознавая, что успех этот оказался возможным благодаря доброму, плодотворному сотрудничеству МЦР с работниками музеев и общественностью. Несмотря на большие материальные затраты, которые требует организация выставок, в среднем удается провести от 20 до 30 выставок в год.
При организации передвижных выставок приходится сталкиваться с целым рядом объективных трудностей, связанных в первую очередь с тем сложным, а порой и бедственным положением, в котором находится в настоящее время большинство российских музеев. Отсутствие собственных материальных средств, финансирование по остаточному принципу приводит к тому, что зачастую музеи, заинтересованные в проведении передвижных выставок МЦР, не располагают возможностями для оплаты расходов по их организации. В подавляющем большинстве случаев музеи оказываются не в состоянии самостоятельно обеспечить страхование картин, организацию охраны и транспортировки. Поставленные перед жесткой необходимостью хоть каким-то образом свести концы с концами, многие музейные руководители вынуждены идти по пути наименьшего сопротивления, предоставляя выставочные залы в распоряжение дельцов, гастролирующих по стране с выставками восковых фигур, монстров и т.п. В этом же списке можно упомянуть и выставки компьютерных копий картин, в том числе и тех, что сделаны с репродукций картин Н.К.Рериха. Организовывать такие выставки очень удобно. Но вред их заключается в том, что в сознании зрителей стирается граница между настоящим искусством и суррогатом, подделкой.
Приятно отметить, что при проведении таких выставок мы находим взаимопонимание с сотрудниками музеев, участвующих в наших совместных проектах. Проявляя себя истинными ценителями культуры, музейные работники с большим энтузиазмом относятся к подготовке и проведению наших выставок. По их свидетельствам, выставки картин Рерихов поднимают рейтинг музеев, значительно увеличивается число посетителей. Привлекают посетителей и культурные программы, музыкальные вечера, которые проводятся во время экспонирования картин. Немаловажен и тот факт, что при проведении выставок музеи получают немалую прибыль.
В этих условиях поддержка, которую оказывают общественные и рериховские организации при организации передвижных выставок картин Рерихов, выражающаяся не только в привлечении необходимых финансовых средств, но и в осуществлении культурно-просветительских мероприятий, экскурсионного обслуживания, становится важнейшим и необходимым условием. Если бы этой помощи не было, то многие выставки просто не состоялись. В этом совместном преодолении трудностей крепнет наша связь с представителями общественности на местах, и трудности перерастают в сотрудничество.
При содействии рериховских организаций мы сумели организовать в некоторых городах наши выставки по нескольку раз. Семь раз картины серии «Гималаи» экспонировались в Екатеринбурге, Владивостоке, Новокузнецке. Шесть раз выставка прошла в Киеве, Находке, Иркутске, Ростове-на-Дону.
В 2003–2004 гг. отмечалось 100-летие экспедиции Рерихов по России. Передвижные выставки картин Н.К.Рериха были главной частью большого культурно-просветительского маршрута «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», который прошел по местам путешествия Рерихов. Этот проект был осуществлен Музеем имени Н.К.Рериха, Международным Советом Рериховских организаций и многими рериховскими обществами при поддержке местных администраций. Полотна великого художника увидели жители древнерусских городов: Владимира, Суздаля, Ярославля, Костромы, Углича, Твери.
Бывают случаи, когда наши выставки проходят при содействии, и даже по инициативе, республиканских, областных или городских властей, выделяющих на проведение выставок средства из своих бюджетов. Например, в рамках Соглашения между Правительством Москвы и Правительством Республики Саха (Якутия) о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, при содействии заместителя председателя Совета Федерации РФ М.Е.Николаева, в Национальном художественном музее Республики Саха города Якутска была организована совместная выставка картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха.
В рамках празднования 80-летия пребывания Рерихов на Алтае во время Центрально-Азиатской экспедиции прошла в августе–сентябре 2006 г. выставка в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района. Кстати, при реализации этого проекта сотрудники местного рериховского общества нашли понимание и поддержку со стороны местной администрации во главе с М.А.Доготарь. Выставка в Верхнем Уймоне была приурочена к еще одному юбилею – 250-летию присоединения алтайских народов к России. На торжественное открытие выставки были приглашены представители администраций городов Алтайского края, с помощью которых удалось продолжить маршрут выставки в Барнауле, Рубцовске и других городах Сибири и Алтая. А начинался этот маршрут еще в феврале 2005 г. в городе Находка Приморского края.
Выставки за пределами России всегда вызывают большой интерес. Несколько городов охватил маршрут в Республике Беларусь. Успешные зарубежные выставки прошли в столицах Латвии, Эстонии, Казахстана, Молдовы и Швеции.
Выставка, прошедшая маршрутом в 2006 г. по городам Казахстана и посвященная 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, имела огромный успех. Директор Усть-Каменогорского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника А.Н.Зайцев предложил свои залы для длительного экспонирования картин в 2008 г., а также согласовал дальнейшее турне выставки с музеями Казахстана. Совместно с музейщиками, общественностью и учеными России и Казахстана запланирована научно-образовательная экспедиция по местам, которыми прошли Рерихи по восточному Казахстану во время своей знаменитой экспедиции. Экспедиция 2008 г. завершится научной конференцией, посвященной проблемам охраны культуры.
К сентябрю 2007 г., благодаря усилиям Посольства Российской Федерации в Швеции, к 90-летию со дня проведения первой выставки картин Н.К.Рериха в Стокгольме в Музее танца столицы Швеции, подготовлена экспозиция «От России до Гималаев». Выставка отправится в Стокгольм на четыре месяца и будет проводиться в рамках программы года русского языка.
Стоит отметить, что в залах, где экспонируются картины из фондов МЦР, всегда можно увидеть множество детей. Они приходят с родителями или учителями, внимательно слушают рассказы экскурсоводов, задают интересные вопросы, чутко и непосредственно воспринимают прекрасные произведения искусства. Здесь же, на выставках, под впечатлением увиденного, дети рисуют свои горы, свои прекрасные страны, где нет места войне и злобе, где царствует Красота.
Опыт организации передвижных выставок из фондов Музея имени Н.К.Рериха наглядно показывает, что интерес к творчеству Рерихов возрастает год от года. Для многих людей знакомство с картинами Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов стало знаменательным событием в жизни, принесло ответы на самые сокровенные вопросы, помогло обрести душевное равновесие, вселило оптимизм и веру в высокое предназначение человека.
Через выставки приходят к сотрудничеству с нашим Музеем и друг с другом деятели культуры, науки, образования, музейные работники, что способствует укреплению и развитию пространства культуры России и других стран. Глубоко прав был Н.К.Рерих, говоря, что «переселение искусства будет широко исполнять свою мировую объединительную задачу».