О вселенной творчества


Всё есть единое, выраженное в великом многообразии. И человек вбирает в себя элементы этого беспредельного многообразия Космоса, для того чтобы стать его сотворцом. Быть творцом – назначение человека. Так утверждает великая мудрость.

Творческая мысль не знает границ. В искусстве и науке, в индивидуальной и коллективной жизни человека, в национальных культурах и в Культуре-обьединительнице живёт дух творчества. Творчество – путь к радости, которая не зависит от внешних обстоятельств и всегда ведёт верхним путём. Путём Красоты.

Великий художник и гуманист С.Н.Рерих в своей книге «Искусство и Жизнь» сказал: «Процесс творения красоты сам по себе является своего рода служением, молитвенным обращением к высшему. Когда в процессе выявления образов красоты объединяются наши ум и сердце, они пребывают на совершенно другом плане, в ином мире, как бы настроенные на те высшие силы жизни, которые в этот момент протекают через них». И ещё: «Радости подлинного творчества исходят от врождённого импульса творить, приумножать; этот внутренний импульс может достигать любой степени и вести в любую сферу. Когда мы думаем о красоте, когда мы творим красоту, мы проецируем наше сознательное восприятие и интуитивные реакции в сферу большего совершенства, большей гармонии. … Культивирование Прекрасного, поиск большего совершенства, большего равновесия, гармонии является кратчайшим путём к высшим сферам». Следуя путём красоты, «мы неизменно следуем путём, проложенным эволюцией»; «движение эволюционных сил протекает в глубине человеческого сердца, и если только внимательно прислушаться к его голосу, к этим космическим шепотам, мы будем знать, куда идти, мы сможем различить ту цель, к которой движется Природа».

«Ни одно из явлений Космоса не обладает таким высоким потенциалом творчества, как мысль. Благодаря творчеству мысли живет и развивается Космос, благодаря же ей пространство хаоса преображается в Космос», – отмечает академик РАЕН и РАКЦ, исследователь творчества семьи Рерихов Л.В.Шапошникова в книге «Вселенная Мастера» (третьей книге трилогии «Великое путешествие»). Так будем помнить, следуя своим путём, о высотах творческой мысли.

Николай Константинович Рерих, «Полунощное»

Цветы, сияющие сквозь столетие

Поэзия Николая Константиновича Рериха не так широко известна по сравнению с его картинами, книгами и общественно-культурными проектами мирового значения. Поэтический жанр всегда требует особого внимания к себе, тонкого настроя, если говорить о настоящем искусстве. Стихи Рериха необыкновенны и по форме, и по смысловой наполненности; они пронизаны глубокой философией, метафоричны, символичны, написаны возвышенным «белым стихом».

За тридцать лет работы Тверской Рериховской организации было немало просветительских программ и концертов, где звучали стихи Николая Рериха. Исполнители стихов поэтесса Татьяна Чечина и актёр Тверского театра драмы, заслуженный артист РФ Вячеслав Грибков записали аудио диск, из которого появилась и видео версия музыкально поэтической композиции.

Сто лет назад, в 1921 году Николай Константинович Рерих подготовил первый сборник своих стихов под названием «Цветы Мории». Он был напечатан в Германии в берлинском издательстве «Слово» (гонорар за издание был перечислен в пользу голодающих в России). Книга вызвала огромный интерес у европейских и русских почитателей поэзии. Стихи сборника автор скомпоновал в три раздела, которые назвал «сюитами»: «Священные знаки», «Благословенному», «Мальчику»; название каждого стихотворения Рерих даёт оригинально – по его последнему слову. В предисловии европейского издания было отмечено, что русский писатель Л.Н. Андреев назвал стихи Рериха «Северным сиянием», А.М. Горький определил их как «Письмена», считая Рериха «величайшим интуитивистом современности». В заключении предисловия выражалась надежда на то, «что эта поэзия тайны, мужества и любви будет настольной книгой каждого русского…»

Комментируя видео работу по стихам Н.К. Рериха, Татьяна Чечина отмечает: «В нашу композицию мы включили не все стихотворения Николая Константиновича – их значительно больше. И также отошли от структуры книги, решили не придерживаться точной последовательности частей – исходили непосредственно из внутреннего ощущения исполнения стихов. В композицию мы включили несколько произведений, которых нет в первом издании книги, и заканчиваем очерком «Он», написанным значительно позднее всех стихотворений, но этот финал для нас стал естественным продолжением предшествующей поэтической части.

Долгие годы мы читали стихи Рериха, записывали в студии, декламировали в художественных программах, но глубинные смыслы открывались медленно. И наши зрители, которые слушали с большим интересом и вниманием, говорили, что стихи трудны для понимания. Да и сам Николай Константинович вспоминал, что, сделав попытку несколько раз почитать стихи публично, убедился, что люди не понимают их.

Восприятие стихов, их смыслов и образов во многом определяет знакомство с биографией Рериха и с Учением Живой Этики, которое пронизывает всё искусство Николая Константиновича и, конечно, является основой его мировоззрения. Сегодня есть широкая возможность познакомиться с этими базовыми основами, и потому нам легче проникать в космизм рериховской поэзии. И становится понятно название сборника, название его частей-сюит и весь образный ряд. Сейчас слово «космизм» всё чаще используется в контексте искусства и философии. Но речь, конечно, не о космонавтике, не о техническом освоении космического пространства, а о глубинном постижении Космоса со всеми его тонкими планами, энергиями – а, значит, и о человеке, о его внутреннем, духовном мире и путях его постижения.

Магия творчества Рериха такова, что этот чудесный материал притягивает снова и снова. И вот в год столетия выхода первого сборника стихов Николая Константиновича «Цветы Мории» мы представляем видео версию нашего прочтения их, нашего ощущения. И надеемся, что нынешний зритель, посмотрев эту работу, потянется к стихам Н.К. Рериха и прочитает их своим сердцем».