О наследии Рерихов

В 1990 году, выполняя волю своих родителей, С. Н. Рерих передал в Россию уникальное наследие своей семьи. Созданный по его инициативе за короткий срок усилиями энтузиастов общественный Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха (МЦР) успешно работает, осуществляет многогранную научно-культурную деятельность. Его залы привлекают всё большее число посетителей из России и других стран мира.

В то же время вокруг научно-культурного наследия семьи Рерихов в течение ряда лет происходят тревожные события. Носители старого невежественного сознания и тоталитарного мышления развернули информационную войну против Рерихов, их философского мировоззрения, которое отражает новое космическое миропонимание, привлекающее все большее число прогрессивных ученых и культурных деятелей. Приверженцы старого мышления стремятся дискредитировать имена и наследие Рерихов, Международный Центр Рерихов и рериховское культурное движение, используя для этого современные информационные технологии и психологические методы обработки массового сознания. В этом принимают участие отдельные писатели, журналисты, ученые, служители Русской Православной Церкви. Чиновники от культуры противодействуют развитию общественного музея, пытаются его уничтожить и захватить творческое наследие Рерихов.

Вопрос защиты имени и наследия Рерихов – это, по сути, вопрос защиты нового космического мировоззрения, в разработку которого Рерихи внесли огромный вклад. Нельзя допустить, чтобы это бесценное достояние было дискредитировано и опорочено. Как призывный набат, звучат слова Е.И.Рерих: «Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия».

Материалы, размещенные в данном разделе, отражают основные направления защиты имени и творческого наследия Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха.

Правда о Международном Центре Рерихов (PDF)

Документ размещён на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

Пресс-конференция Международного Центра Рерихов. Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия (30.01.2018)

Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха (09.02.2018)

Статья на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

О чем Рерихи предупреждали Россию. Непринятые вестники (фильм, 2017 год)

В 1926 году экспедиция русского художника Николая Рериха неожиданно отклонилась от намеченного маршрута, чтобы посетить Москву. Предупреждения, которые Рерихи должны были передать руководству страны, могли изменить весь ход исторического развития России. Об этом впервые рассказывается в новом фильме Международного Центра Рерихов, 2017 года.

Фильм Л.В.Шапошниковой «Зов космической эволюции» (2013)

Сборники документов «Защитим имя и наследие Рерихов»

Статьи

О Семье Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О Музее имени Н.К.Рериха на сайте Международного Центра Рерихов

О Живой Этике на сайте Международного Центра Рерихов

О защите имени и наследия Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О защите Рерихов и МЦР на сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха

«Не как наш вестник» (анализ статьи А.Анненко «Владимир Шибаев, секретарь Николая Рериха»)

В начале 2012 года Хакасское книжное издательство выпустило книгу абаканского журналиста Алексея Анненко «Н.К.Рерих. Дерзайте!». В книгу вошли письма Н.К.Рериха своим сотрудникам В.А.Шибаеву и Н.В.Кардашевскому, написанные им в период с 1921 по 1925 годы (по словам составителя, письма опубликованы по копиям из архива П.Ф.Беликова). Кроме писем в книгу включена статья А.Анненко «Владимир Шибаев, секретарь Николая Рериха», в которой автор задается вопросом: 

«Почему остаётся в тени память о многолетнем секретаре Николая Константиновича Рериха, об основателе рижского кружка сотрудников Рериха, позднее переросшего в Латвийское Общество Рериха, о бессменном секретаре Гималайского исследовательского института «Урусвати» за всё время его активного существования (1928-1939),…?» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан. 2012. – С.137].

Вместе с тем, журналист далее пишет:

«Стоит приглядеться внимательнее, и мы увидим, что во всех исследованиях и воспоминаниях о Рерихах, начиная с 1919 г., появляется деятельная фигура рижанина В.А.Шибаева, получившего эзотерическое имя Яруя, во всех масштабных построениях Рерихов 20-х и 30-х гг. прошлого века он принимал самое непосредственное участие…»

В этих двух высказываниях Анненко усматривается некая несогласованность. Из его же слов следует, что во всех исследованиях и воспоминаниях о Рерихах деятельная фигура В.А.Шибаева присутствует. Значит, речь не может идти о забвении его имени и деятельности. Другой вопрос, что после двадцатилетнего сотрудничества его взаимоотношения с Рерихами изменились.

Изучающим эпистолярное наследие Рерихов из писем Елены Ивановны и Николая Константиновича известно, что Владимир Анатольевич Шибаев на протяжении двадцати лет являлся их близким сотрудником. В конце 1939 года он неожиданно сообщил Рерихам о своём намерении жениться. Тайно, по переписке нашёл себе невесту, которая, с его слов, невзлюбила Индию и вернулась в Америку. После этого Шибаев в возбуждённом состоянии явился в дом к Рерихам и в оскорбительной форме заявил Елене Ивановне и Николаю Константиновичу, что они эксплуатировали его все эти годы и т. п. Зная о финансовых трудностях семьи Рерихов, он обвинил их в желании, чтобы все на них работали даром, и что его усилиями создана репутация Николаю Константиновичу в Индии. Таким демаршем Шибаев сделал дальнейшее сотрудничество невозможным.

Как в 1939 году с Н.К.Рерихом, так и в 1950 году с Е.И.Рерих он пытался возобновить прежнее сотрудничество, но это ему не удалось. Юрий и Святослав Рерихи не прерывали отношений с Шибаевым, но, предупреждённые Еленой Ивановной, были с ним осмотрительны. Все подробности этого инцидента также были сообщены Рерихами ближайшим сотрудникам. Позже Шибаев общался и даже встречался с Е.И.Рерих, но это было уже не прежнее сотрудничество.

По мнению же Анненко, «…в письмах членов великой семьи его имя, как близкого сотрудника, называется вплоть до 1975 г., когда он ушел с земного плана. И, тем не менее, вокруг его имени сложилась зона умолчания… Справедливость требует воздать ему должное» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан. 2012. – С.137]. Делая ставку на «конфиденциальные» сведения В.А.Шибаева о взаимоотношениях с Рерихами в письмах к П.Ф.Беликову, журналист пытается представить его как некую жертву жизненных обстоятельств, после успешного решения которых, сотрудничество с ними возобновилось. Проведя собственное «расследование» по этому вопросу, Анненко заключает: «Владимир Анатольевич Шибаев не нуждается в признании искренности своих слов. Признать очевидное полезно нам…» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан. 2012. – С.150].

Несмотря на неизбежное касание к некоторым болезненным фактам из жизни и деятельности В.А.Шибаева, автор настоящей статьи не пытается умалить имя Владимира Анатольевича. Его вклад в развитие Рериховского культурного строительства общеизвестен. Но с односторонним и выборочным освещением жизни и деятельности В.А.Шибаева, как это сделал Анненко, согласиться нельзя. То «очевидное», с помощью которого он требует восстановить «справедливость» в этом вопросе, не совпадает с позицией самих Рерихов.

«Преданность и признательность – редчайшие качества»

Сохранилось достаточно много писем членов семьи Рерихов, которые в той или иной степени касаются В.А.Шибаева и дают совершенно другое представление об этих отношениях и до, и после 1939 года. Из этих писем следует, что отход Шибаева от Рерихов был обусловлен его внутренними причинами, проявление которых Е.И.Рерих замечала у него задолго до 1939 года, о чём писала неоднократно. Трудно предположить, что такой человек, как журналист Анненко, приступив к написанию своей статьи, не изучил досконально все, что касается данного вопроса. Делая акценты на письма Н.К.Рериха к В.А.Шибаеву с 1921 по 1925 годы (ранний период их близкого сотрудничества), а также на письма В.А.Шибаева к П.Ф.Беликову начала семидесятых годов, он фактически игнорирует сведения, которые изложены в письмах Рерихов начиная с 1939 г., не договаривая всей сути случившегося и трактуя её по своему.

Вот, например, некоторые выводы, которые были сделаны Анненко после изучения писем Н.К.Рериха за 1939 год:

1) «Анализ этих писем в контексте сведений о дальнейших взаимоотношениях В.А.Шибаева с семьёй Рерихов показывает, что решался вопрос о его конкретной деятельности в должности секретаря Н.К.Рериха и секретаря Института «Урусвати». В связи с войной деятельность Института сворачивалась, Рерихи готовились к возвращению на Родину» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан. 2012. – С.143-144].

Если согласиться с результатами такого анализа, то окажется, что вина В.А.Шибаева в разрыве отношений с Рерихами не так уж велика. Ведь дело шло, по мнению журналиста, только о прекращении его деятельности в качестве секретаря.

Нужно отметить, что ещё в 1938 году Н.К.Рерих вместе с семьёй хотел вернуться в Россию, однако в получении визы им было отказано. В 1940 году попытка Г.Лукина и И.Блюменталя получить визу через советское полпредство в Латвии также не увенчалась успехом. В любом случае, вопрос о сокращении должности секретаря в 1939 году не стоял. Напротив, как следует из писем, этой работы становилось всё больше.

В пояснениях к статье Анненко пишет (п.16):

«Это и ещё одно письмо Н.К.Рериха 6 ноября 1939 г. позволяют несколько иначе взглянуть на ситуацию, которая, в основном решалась во взаимоотношениях руководителя и подчинённого – Н.К.Рериха и В.А.Шибаева» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан. 2012. – С.152].

Здесь «это» – доверительное письмо Е.И.Рерих и Н.К.Рериха членам Латвийского общества Рериха за 9 октября 1939 года. В этом письме Николай Константинович сообщал Р.Рудзитису, Г.Лукину и И.Блюменталю следующее:

«Владимир Анатольевич едет на родину. Но не как наш вестник. Дело в следующем. Уже некоторое время мы замечали в нём резкую перемену, которая доходит до того, что после целого ряда лет принципиального вегетарианства он стал ярым мясоедом. Вместе с тем ярко процвели те черты, которые были у него в зачатках. Вы помните последнюю страницу в Чаше Востока, строка 10-я сверху, – так это и случилось «…» Официальная версия отъезда будет, что он уезжает в долгий отпуск, чтобы посетить родителей» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 2006. Т. VI. С. 500-502].

Взяв из цитируемой части письма только два первых предложения, но руководствуясь последним, Анненко делает заключение:

«В.А.Шибаев получил отпуск, а поскольку он хотел навестить родителей, проживавших тогда в Латвии, Н.К.Рерих писал: «Владимир Анатольевич едет на родину. Но не как наш вестник…» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан, 2012. С. 143].

Разумеется, анализ всего письма приводит к совершенно другому выводу. Ведь вопрос о конкретной деятельности В.А.Шибаева в должности секретаря если и стоял, то только во вторую очередь. Причины разрыва отношений Шибаева с Рерихами были, как уже говорилось, внутренние. Не случайно, в письме сотрудникам Латвийского общества Николай Константинович указал на слова Учителя Кут Хуми из книги «Чаша Востока», которые точно соответствовали тому, что происходило с Шибаевым в то время:

«И как вода развивает жар негашеной извести, так учение вызывает к ярому действию каждую неподозреваемую, дремлющую потенциальность в ученике» [Чаша Востока. пер. Искандер Ханум. Нью-Йорк-Париж-Рига-Берлин, 1925, письмо XXVI (1884 г.)].

Это главная причина отхода Шибаева от Рерихов, которая была сообщена близким. Для всех остальных – официальная версия: длительные каникулы с целью посещения родителей. С него были сняты не только обязанности секретаря Н.К.Рериха, но и дана полная свобода действий вне сотрудничества с Рериховскими организациями, чем он и воспользовался.

Но, в пояснениях к статье (п.16) Анненко делает неожиданный вывод:

«Содержание писем показывает, что В.А.Шибаев допустил серьёзные проступки в определённых жизненных обстоятельствах, но не более того» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан, 2012. С. 152].

О серьёзности этих проступков можно судить по письму Н.К.Рериха, которое он написал в ответ на письмо Шибаева о возможном продолжении его секретарской деятельности:

«К сожалению, то, что Вы высказали во время Вашего последнего с нами разговора, что мы эксплуатировали Вас и вообще хотели бы, чтобы все работали на нас даром, и все те недопустимые выражения, которые, к нашему великому изумлению, Вы допустили в отношении Елены Ивановны и меня, предрешили невозможность дальнейшего сотрудничества, как Вы, видимо и сами это понимаете» [Письма с гор. Минск: Лотаць, 2000. Т. 2. С. 434].

Если эта часть письма, по мнению журналиста, соответствует определению: «но не более того», то, хочется спросить его: «чему могла бы соответствовать фраза: «более того»?

Делая выводы, Анненко намекает на сведения о дальнейших взаимоотношениях Шибаева с Рерихами, очевидно, имея в виду письма Рерихов более позднего периода, или же письма Шибаева к П.Ф.Беликову, написанные им в последние годы жизни. Прежде всего, остановимся на письмах Е.И.Рерих более позднего периода.

Осенью 1948 года, после девятилетнего перерыва, связанного с войной, Елена Ивановна писала Александру Михайловичу Асееву:

«Владимир Анатольевич тоже женился, и сейчас он состоит во главе русского отдела при Университете в Дели. Мы с ним расстались в конце 39-го, а может быть, 40 года. Он покинул нас некрасиво, оскорбив Н.К., который столько ему дал, так напитал его. Ну, Бог с ним. Он имел трудные годы, но теперь он оперился. Мы с ним не видимся. Больно было бы встретиться. Преданность и признательность – редчайшие качества. «…» Видимо, Владимир Анатольевич отрёкся от Учения, ибо он вернул нам все книги Учения, и «Тайную Доктрину» Блаватской в моём переводе, и многие книги Н.К.» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 2008. Т. VIII. С. 90].

Позже, в письме за 21 апреля 1950 года Елена Ивановна предупреждала Зинаиду Григорьевну и Дедлея Фосдиков о душевном состоянии Шибаева:

«…озарение, о котором он писал мне, оказалось обретением им способности автоматического письма. «…» Это скорее проклятие, нежели благословение в руках слабого и нечестного человека. «…» Он старался доказать мне, что он пишет под воздействием Н.К., который приходит к нему в сопровождении Суворова!!» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 2008. Т. VIII. С. 353].

Как видно из этого письма, психический недуг, начавшийся у В.А.Шибаева в конце тридцатых годов, к началу 1950 года только усилился. В 1950 году Е.И.Рерих получила подряд несколько писем от В.А.Шибаева подобного характера, на которые она ответила в сдержанном тоне. 21 февраля 1950 года она написала Шибаеву так:

«Желаю Вам успеха в Вашей новой деятельности. Время от времени подавайте весточку о себе моему сыну в Бомбей – «Taj Mаhal» – ибо мы с Юрием сами на отъезде и ещё не ведаем дальнейшего нашего адреса» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 2008. Т. VIII. С. 327].

Таким образом, ни начало военных действий, ни вынужденная консервация института «Урусвати», ни постоянно откладываемое возвращение семьи Рерихов на Родину – не могли повлиять на отношение Рерихов к Шибаеву. Ведь это сотрудничество продолжалось уже двадцать лет. Даже при некоторых недостатках В.А.Шибаева, оно было необходимым и полезным. Но изменился сам В.А.Шибаев, и проявилось это в 1939 году.

2) «Говорить о полном «отступничестве» от Учения Живой Этики, о «предательстве» В.А.Шибаевым своих Наставников, о том, что забота Рерихов спасала его от тёмного подключения, «пока он сам не порвал светлую нить», нет ни каких оснований. Характерно, что и «письмо расставания» В.А.Шибаеву Н.К.Рерих начинает с обращения – «Добрейший Владимир Анатольевич…».

Вернёмся ещё раз к письму Рерихов за 9 ноября 1939 года, которое упорно не замечает Анненко:

«От книг Живой Этики отошёл. Появилась болезненная скрытность и невероятная подозрительность и даже, увы, привирание, и в больших размерах, так же как и поражающая изворотливость» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 2006. Т. VI. С. 500].

От книг Живой Этики отошёл и к тому же вернул Рерихам все книги Учения, «Тайную Доктрину» в переводе Елены Ивановны и книги Николая Константиновича – это ли не отступничество?

В уже упоминаемом письме Елены Ивановны к Фосдикам за 21 апреля 1950 года, где говорится о том, что, по словам Шибаева, он пишет под воздействием Н.К., который приходит к нему в сопровождении Суворова, читаем:

«Бедный Н.К., неужели Он сменил оболочку, чтобы продолжить работать с таким неудачным и предавшим его сотрудником? Неужели можно иметь такое малое понимание Учения?!» (Подчеркнуто – А.Ф.).

Итак, отход от Учения и предательство В.А.Шибаева имели место быть. Говорить о частичных проявлениях этих отрицательных качеств нелепо. Они есть или их нет. Но при этом, Рерихи были озабочены его судьбой, что подтверждается, например, возобновлением некоторых отношений между ним и Е.И.Рерих.

Анненко, пытаясь навязать свою точку зрения, даже обращение Николая Константиновича «добрейший Владимир Анатольевич» из «письма расставания» к Шибаеву, пытается обратить в «доказательство» временной остановки сотрудничества.

В годы работы с В.А.Шибаевым Николай Константинович обращался к нему в письмах, так же как и к другим близким сотрудникам, не иначе как «родной». Так его ещё в 1921 году Назвал Мастер Мориа : «Шибаев воспринимает новое учение сердцем – родным его можно назвать» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан, 2012. С. 22]. Но как же должен был обратиться Н.К.Рерих к человеку, жившему с ним под одной крышей одиннадцать лет и делившему трудности каждого дня, но однажды, оскорбившему его и Елену Ивановну, и нанёсшему предательский удар? Нет, уже не «родной», а «добрейший» и в этом формальном обращении вся боль Николая Константиновича за отпавшего сотрудника.

3) «На наш взгляд, имела место лишь временная остановка сотрудничества из-за накопившихся нерешенных личных проблем В.А.Шибаева. А также позиции Е.И.Рерих. Впоследствии отношения нормализовались, но вернуться к своему земному Учителю В.А.Шибаев не смог уже никогда». (Подчёркнуто – А.Ф.)

Из вывода Анненко следует, что после женитьбы Шибаева, т.е. после решения его личных проблем это сотрудничество восстановилось. Однако это не так. В письмах Е.И.Рерих за период с 1951по 1953 год можно видеть, что при поиске местонахождения некоторых документов она запрашивала Шибаева, но, как правило, через своих сыновей. Также Шибаев присылал иногда журналы с научными статьями, которые он получал для библиотеки Университета. Позже стали возможны и редкие встречи. В переписке со Святославом она упоминала Шибаева по фамилии или по имени и отчеству. В письмах этого периода уже не найти «родной» или «Яруя». Отношения Е.И.Рерих и В.А.Шибаева уже не могли подняться до уровня сотрудничества тридцатых годов.

Обращает на себя внимание фраза Анненко о «позиции Е.И.Рерих». Трудно даже представить, как Елена Ивановна могла помешать сотрудничеству. Но если Анненко говорит об определённой и чёткой позиции Елены Ивановны на «отступничество» Шибаева, то это, прежде всего, позиция Владыки.

Так, в уже приведённом здесь письме за 9 октября 1939 года, Елена Ивановна и Николай Константинович пишут: «Был получен совет от Великого Владыки, что ему нужно уехать, в силу его одержимости» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 2006. Т. VI. С. 501].

В письме к американской сотруднице К.Кэмпбелл за 9 марта 1950 года, Елена Ивановна сообщила о письме Шибаева и его «озарении», а также слова Владыки о Шибаеве: «Мне было Сказано, что в его словах сплошные ложь и лицемерие» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 2008. Т.VIII. С. 335].

В своих воспоминаниях Шибаев назвал дом семьи Рерихов – Ашрамом, а время нахождения в нём – «сказочным». И это была его правда. Но для Елены Ивановны общение с человеком, имевшим недостаточно гармоничное сознание, было тяжким бременем. Ещё в 1925 году Елена Ивановна писала сыну Святославу: «Очень устаю. Яруя отнял много сил – тяжёл» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 1999. Т.I. С. 37].

4) Были сделаны выводы в статье и по сотрудникам Рерихов. Они, как следует из слов Анненко, терялись в догадках, почему В.А.Шибаев покинул Кулу:

«Другое дело, как восприняли весть об «опале» другие сотрудники Рерихов, тем более, что официально было заявлено лишь о продолжительном отпуске. Слухи и домыслы о том, почему ближайший сотрудник Рерихов покинул долину Кулу, переполнили пространство от Харбина до Нью-Йорка, и отголоски этого дожили до наших дней. Впрочем, подобные случаи не редки. Как говорит поговорка, «жалует государь, да не жалует псарь. Добавила сложностей в понимании ситуации и репатриация родителей В.А.Шибаева из Риги в Германию (мать его была немкой). «Вы знаете, – писал Н.К.Рерих сотрудникам в США, касаясь этого, – что наша ориентация совершенно другая»» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан, 2012. С. 144].

Журналист Анненко берет на себя смелость говорить за сотрудников Рерихов?

Другие сотрудники «весть об «опале» В.А.Шибаева приняли в соответствии с сообщением Елены Ивановны и Николая Константиновича и руководствовались их предупреждениями. Так, председатель Латвийского общества Рериха Рихард Рудзитис, получив сообщение о В.А.Шибаеве, писал Елене Ивановне в 1939 году:

«Глубоко тронуло нас Вами переживаемое. Если Владимир Анатольевич при теперешнем своём настроении едет в Ригу, то нам предстоит немалая задача и ответственность. Понятно, будем относиться деликатно, но осмотрительно. Большое спасибо за подробную информацию. Но скорее надо полагать, что он не направится сюда…» [Письма с гор. Минск: Лотаць, 2000. Т .2. С. 435-436].

Как видим, один из «других сотрудников», являясь председателем самого многочисленного в то время общества Рериха, весьма взвешенно и тактично воспринял отход Шибаева от Рерихов.

Американские сотрудниками знали обо всех трудностях Шибаева более подробно, причём ещё с 1928 года.

В своей статье Анненко называет В.А.Шибаева земным вестником для Рерихов, ссылаясь при этом на слова З.Г.Фосдик из её дневника: «Яруя впервые сказал им [Рерихам] про Учителей, Белое Братство» [З.Г.Фосдик. Мои Учителя. М. 1998. С. 316-317]. Но почему-то он не замечает следующую запись буквально через несколько страниц: «Вчера к утру Е.И. слышала голос Учителя, говоривший с такой болью: «Яруя! Яруя». Это её ударило как ножом в сердце, и она почувствовала такую острую боль…» [З.Г.Фосдик. Мои Учителя. М. 1998. С. 328].

В дневнике З.Г.Фосдик есть ещё одна запись, сделанная ею со слов Елены Ивановны: «Она нам прочла [Е.И.Рерих], что было сказано в 1923 году Яруе в Сент-Морице: прорубить окно в Рос[сию] – быть смелее, быть смелым! Но ничего из этого не было им сделано» [З.Г.Фосдик. Мои Учителя. М. 1998. С. 389]. Но и эти слова были также «не замечены».

Что касается репатриации родителей В.А.Шибаева из Риги в Германию, которая, по словам Анненко, «добавила сложностей в понимании ситуации», и отношения к этому Рерихов, то в изложении журналиста это выглядит завуалировано и опять в пользу Шибаева. В письме же от 30.12.39, на которое ссылается Анненко, Николай Константинович пишет:

«Дедлей выражает удивление поступками В.А.Ш[ибаева] и не понимает, какие могут быть причины. Причин несколько, среди них находится и денежный вопрос, ибо он увидел, что нельзя рассчитывать на прибавку жалованья; другая причина тоже экстраординарная, именно его немецкая ориентация. Вы будете глубоко удивлены, узнав, что его родители из Риги репатриировались в Германию. Это объясняет многое. Вы знаете, что наша ориентация совершенно другая. Люди, которые свое личное благополучие ставят превыше всего, конечно, никогда не могут удержаться на пути Служения» [Н.К.Рерих. Письма в Америку. 1923-1947. М.: Сфера, 1998. С. 241].

Конечно, всё происходившее с В.А.Шибаевым было известно и сыновьям Рерихов. В письме за 16 марта 1950 года Елена Ивановна пишет о «новой деятельности» Шибаева и его одержании сыну Святославу:

«Родной Светуня, пересылаю тебе литературу рехнувшегося Владимира Анатольевича. Истинно, изумление моё было велико, когда я ознакомилась с его новой деятельностью. Несомненно, бедняга сошёл с рельс, и такое внезапное помешательство на почве одержания может кончиться плачевно. «…» Знаменательно также, что его новая деятельность для мира началась не под Знаменем Пакта Рериха, но с новой организацией Всемирного Совета Мира и с заменою Знамени Пакта знаком новой организации – знаком трёх концентрических кругов! Одна замена Знамени уже ясно показывает, чьих рук это дело» [Елена Ивановна Рерих. Письма. М.: МЦР, 2008. Т.VIII. С. 353].

Разрыв отношений Шибаева с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной оставил глубокий и болезненный след в каждом из них. О последствиях подобных явлений неоднократно предупреждает Учение Живой Этики:

«Уничтожение нити между Учителем и учеником может быть произведено лишь медленным процессом, но обычное стремительное предательство очень болезненно и Учителю и предателю. Истинно, мутится рассудок предателя, и через рану оборванной нити легче всего проходит одержание» [Иерархия. М.: МЦР, 2011. п. 157, С. 84].

Очевидно, что после ухода с земного плана Елены Ивановны, С.Н.Рерих поддерживал Шибаева в его благих начинаниях, пусть даже и незначительных, уводя, таким образом, от описываемых выше бредовых идей. Этим можно объяснить появление статей Шибаева по искусству, о жизни и деятельности Н.К.Рериха, создание Шибаевым подборки цитат «Искусство и наука мысли».

Препятствие на пути продвижения духа

Главное внимание в статье Анненко уделено отнюдь не письмам Рерихов, а двум письмам В.А.Шибаева к П.Ф.Беликову. В одном из них, написанном 17 мая 1972 года, Владимир Анатольевич сообщает Павлу Фёдоровичу о том, как закончилась его работа в Кулу:

«Об этом ходило много злостных толков, не только здесь, но и в Америке, даже среди очень близких мне сотрудников, и потому было бы желательно, чтобы Вы знали факты. Всё это, конечно, лишь между нами и абсолютно конфиденциально» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан, 2012. С. 144].

Какие же факты, по мнению Шибаева, не подлежали огласке? Он сообщает П.Ф.Беликову, что в начале Второй Мировой войны прекратилась американская поддержка Институту «Урусвати», и работы стало меньше, а поскольку он много лет не видел своих родителей, то отпросился в отпуск.

«…Николай Константинович меня, конечно, отпустил, о чём у меня есть документы и его личное письмо…» – пишет Шибаев – «Никогда я, даже временно, не расходился во мнениях, не отрицал ни его личных принципов, указаний и учений, ни высоких поучений Востока, которым он следовал, и я всегда уважал, чтил и преклонялся перед ним. То же относится и к Елене Ивановне [Рерих]…» [А.Н.Анненко. Н.К.Рерих. Дерзайте! Абакан, 2012. С. 144].

Описание взаимоотношений Шибаева с Рерихами в этом письме разительно отличается от того, что написано по этому поводу в письмах Рерихов. Почему журналист Анненко не раскрыл в своем «расследовании» всю правду, а наоборот постарался увести от нее, остается только догадываться.

И наконец, не менее странным выглядит тот факт, что рецензировать книгу «Н.К.Рерих. Дерзайте!» Алексей Анненко доверил историку с сомнительной репутацией А.И.Андрееву, известному по ряду книг «научно-критического» толка о Великих Учителях, Рерихах и Е.П.Блаватской. В последнем его сборнике «Рерихи: мифы и факты» Елена Ивановна и Николай Константинович представлены как «великие фантазёры», «религиозные агитаторы», «искусные лицедеи», «мистики» и т.д. Но Анненко, который много лет считает себя последователем Рерихов, это ничуть не смущает. Напротив, судя по его публикациям, он и ранее обращался к работам этого историка.

Со своей стороны А.И.Андреев не остается в долгу и, расхваливая литературный талант Анненко, отмечает в своей рецензии: «Так теперь мало кто пишет, и это, на мой взгляд, является ещё одним достоинством книги…».

Действительно, Анненко искусно использует свои журналистские способности, чтобы запутать читателей, сбить их с толку. Кроме того, он не упускает возможности пустить очередную стрелу в адрес Международного Центра Рерихов, предъявив ему претензию на отсутствие фотографий В.А.Шибаева в изданных письмах Е.И.Рерих. Балансируя от неприязни до открытой ненависти к руководству МЦР, он еще в 2010 году заявил: «…никто не может помешать тем, кто самостоятельно стремится осмыслить духовное богатство, которое связано с именем Рерих…» [А.Н.Анненко. Был ли масоном Н.К.Рерих? Разве это главное?! Абакан. 2010].

Кто же спорит? Но осмыслить это духовное богатство можно только в соответствии со своим сознанием. Если же сознанием руководят собственная значимость и завышенная самооценка, порожденные самостью, но называемые журналистом почему-то «самостоятельностью», это неизбежно приведет к искажённому пониманию основ Учения.

«Самость превосходства, – отмечено в одной из книг Живой Этики – есть одно из самых позорных проявлений несовершенства духа. Она не только разлагает все окружающее, но и остается самым препятствующим условием для продвижения» [Братство. 604].