О наследии Рерихов

В 1990 году, выполняя волю своих родителей, С. Н. Рерих передал в Россию уникальное наследие своей семьи. Созданный по его инициативе за короткий срок усилиями энтузиастов общественный Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха (МЦР) успешно работает, осуществляет многогранную научно-культурную деятельность. Его залы привлекают всё большее число посетителей из России и других стран мира.

В то же время вокруг научно-культурного наследия семьи Рерихов в течение ряда лет происходят тревожные события. Носители старого невежественного сознания и тоталитарного мышления развернули информационную войну против Рерихов, их философского мировоззрения, которое отражает новое космическое миропонимание, привлекающее все большее число прогрессивных ученых и культурных деятелей. Приверженцы старого мышления стремятся дискредитировать имена и наследие Рерихов, Международный Центр Рерихов и рериховское культурное движение, используя для этого современные информационные технологии и психологические методы обработки массового сознания. В этом принимают участие отдельные писатели, журналисты, ученые, служители Русской Православной Церкви. Чиновники от культуры противодействуют развитию общественного музея, пытаются его уничтожить и захватить творческое наследие Рерихов.

Вопрос защиты имени и наследия Рерихов – это, по сути, вопрос защиты нового космического мировоззрения, в разработку которого Рерихи внесли огромный вклад. Нельзя допустить, чтобы это бесценное достояние было дискредитировано и опорочено. Как призывный набат, звучат слова Е.И.Рерих: «Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия».

Материалы, размещенные в данном разделе, отражают основные направления защиты имени и творческого наследия Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха.

Правда о Международном Центре Рерихов (PDF)

Документ размещён на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

Пресс-конференция Международного Центра Рерихов. Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия (30.01.2018)

Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха (09.02.2018)

Статья на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

О чем Рерихи предупреждали Россию. Непринятые вестники (фильм, 2017 год)

В 1926 году экспедиция русского художника Николая Рериха неожиданно отклонилась от намеченного маршрута, чтобы посетить Москву. Предупреждения, которые Рерихи должны были передать руководству страны, могли изменить весь ход исторического развития России. Об этом впервые рассказывается в новом фильме Международного Центра Рерихов, 2017 года.

Фильм Л.В.Шапошниковой «Зов космической эволюции» (2013)

Сборники документов «Защитим имя и наследие Рерихов»

Статьи

О Семье Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О Музее имени Н.К.Рериха на сайте Международного Центра Рерихов

О Живой Этике на сайте Международного Центра Рерихов

О защите имени и наследия Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О защите Рерихов и МЦР на сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха

Отзыв о фильме «Искатели. Бездонный колодец Валдая»

19 декабря 2014г. на телеканале «Культура» в телепередаче «Искатели» вышел документальный фильм режиссёра Олега Бараева «Искатели. Бездонный колодец Валдая».

Перед началом работы над фильмом О.Бараев обратился к Тверской областной Рериховской общественной организации с просьбой оказать содействие в предоставлении ему определенной информации о Н.К.Рерихе. Съёмки фильма проводились в Бологовском крае, где по сюжету центральным местом должны были стать Мшенские родники. Как известно, имя Николая Константиновича тесно связано с этими местами. На Валдае он проводил археологические раскопки, в Бологое произошла его встреча с будущей супругой Е.И.Шапошниковой, а в своём очерке «Чаша неотпитая» художник воспел чистоту и мощь Мшенских источников, тем самым открыв это чудо природы широкому кругу читателей в России и во всём мире.

Мы предоставили необходимые для работы материалы о Н.К.Рерихе и до просмотра фильма не знали, как будет выстроен его сценарий. Но О.Бараев заверил нас, что он понимает значимость личности Николая Константиновича, и всё будет сделано достойно.

Фильм вышел, и оказалось, что Н.К.Рерих представлен в нём как археолог и учёный-мистик, который искал путь древних викингов «из варяг в греки», но неожиданно отклонился от общепринятого направления этого пути, чтобы найти некое «место силы» на Валдайской возвышенности. Хотя ни один из участников фильма, дающих интервью, не подтверждал в своих словах мистицизм художника и не говорил о его поисках «центра Мира», тем не менее, линия сценария выстраивалась именно в этом направлении. Создалось впечатление, что высказывания практически всех участников фильма – это один сюжет, а идея автора – параллельный, отличный от него сценарий, построенный на предположениях и домыслах. В результате, рериховское понимание символа «Чаши неотпитой», вокруг которого и выстраивался фильм, осталось нераскрытым и представлено в искажённом виде.

Очерк «Чаша неотпитая» глубоко символичен. «Чашей неотпитой» великий мудрец Н.К.Рерих называет Русь – сильную, могущественную, загадочную, глубокую, как Мшенский источник, богатую духовными накоплениями своего народа, которые ко времени проявятся и станут основой России. Именно такой России предначертано эволюционно повести за собой весь мир, и многовековой дух нашего народа должен пробуждаться, а не затуманиваться мистическими выдумками, уводящими от реальности.

Несомненно, что каждый имеет право на своё мнение. Но если оно высказывается публично, к тому же с трибуны, представляющей культуру нашей страны, то ответственность должна быть огромна и подразумевает очень глубокое предварительное исследование темы.

Образ Николая Константиновича Рериха – творческой личности и духовного подвижника – стал легендой. Святослав Николаевич Рерих – сын художника, так отзывался об отце в одном из своих писем: «На выставку Н.К. я пришлю Его Картину “Клад захороненный”. Сколько в ней глубокого смысла, сколько в жизни Н.К. именно этого “Клада захороненного” – до времени!» [1].

И это время пришло. Вот уже более двух десятилетий к Н.К.Рериху вновь и вновь обращаются искусствоведы, философы, писатели, историки. Художник открывается с новых необъятных сторон, именно как личность уникальная. Невозможно охватить всё его многогранное творчество, не поднявшись сознанием на определённую высоту.

Николай Константинович был прост, реалистичен, в высшей степени искренен, не искал никаких тайных сил, как мы писали О.Бараеву в нашей предварительной с ним переписке, и как сказала об этом в фильме сотрудник нашей организации В.В.Шушунова. Не понимая Рериха и покрывая своё невежество, некоторые люди называют его мистиком, человеком загадочным, непонятным, необъяснимым. Сам Николай Константинович в очерке «Мистицизм» писал: «В разных странах пишут о моём мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чём эти люди так стараются. Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова – мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское мист – то есть туман. Всё туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определённости и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдаётся, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределённость – вредоносна» [2].

Говорили о недопустимости считать Рериха мистиком и современники художника. Так, в 1926 году русский искусствовед и художественный критик М.В.Бабенчиков сказал: «Не называйте Рериха мистиком. Не возводите хулу на знание, недоступное вам» [3].

Жизнь и творчество Н.К.Рериха надо рассматривать с научной точки зрения. Его картины символичны, а всё творчество пронизано идеей единства человека и космоса. Показательно, что академик А.Л.Яншин, президент Российской экологической академии, советник президиума Российской Академии Наук, давая в своё время интервью газете «Наука в Сибири», отмечал близость идей Рериха и крупных выдающихся исследователей: «Н.К.Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из космоса. То есть рядом с фамилиями К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, конечно, должна быть поставлена фамилия Н.К.Рериха» [4].

Очень важно правильно понимать масштаб сделанного Николаем Константиновичем для мировой культуры. От этого в большой степени зависит и правильное понимание событий, происходящих на планете, поскольку жизнь и творчество Н.К.Рериха имеют планетарное значение и не укладываются в рамки обычных человеческих представлений. Николай Константинович – высочайший дух. Такие люди приходят на землю как бы из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. И, как правило, их идеи для многих новы и непонятны. Лишь в веках осознает человечество глубочайшее историческое значение личности Н.К.Рериха, открывающего людям сокровища их духа.

М.В.Бабенчиков отмечал: «Слепы те, кто видит в Рерихе только живописца. Мудры, видящие в нём одного из величайших вождей нашей эры…» [5]. Остаётся с сожалением констатировать тот факт, что в Год культуры телеканал «Культура» не нашёл возможности достойно отметить 140-летний юбилей признанного во всём мире водителя и защитника культуры, великого сына России, всю свою жизнь самоотверженно трудившегося для народа русского и через все свои пути пронёсшего беспредельную любовь к Родине. Многие годы находясь вдали от неё и предпринимая всё возможное для возвращения, он писал: «Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизречённые красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах – мы будем оборонять... И не только в праздничный день, но в каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим о Родине, о её счастье, о её преуспеянии всенародном» [6].

В своё время Л.Н.Толстой, высоко оценив дипломную работу Николая Рериха – картину «Гонец», напутствовал молодого художника словами: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» [7].

Остается пожелать команде телепередачи «Искатели» высоко держать руль в сфере Культуры, в основе которой, по утверждению Н.К.Рериха, лежат Любовь, Красота и Знание.

Тверская областная Рериховская общественная организация

Примечания

  1. Непрерывное восхождение: к 90-летию со дня рождения П.Ф.Беликова. М.: МЦР, 2001. С. 179.
  2. Рерих Н.К. Листы дневника (1942-1947), М.: МЦР, 2002. Т. III. С. 579.
  3. Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 117.
  4. Наука в Сибири. 1984, 11 октября. С. 3.
  5. Держава Рериха. М.: «Изобразительное искусство». 1994. С. 115.
  6. Николай Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 212.
  7. В.П.Князева. Николай Рерих. С-Пб., 1994. С. 53.