Страница 1 из 4
Бойся клеветника как злого еретика.
Кто о ком за глаза худо говорит, тот того боится.
Русские пословицы
«…к оскорблениям она привыкла, со злословием она встречается ежедневно; клевете она улыбается в молчаливом презрении».
Е.П.Блаватская
В начале июня 2010 года в Риге побывал индолог, доктор филологических наук А.Н.Сенкевич, приглашённый для доклада в рамках известного в Латвии гуманитарного семинара «Seminarium Hortus Gumatitatis», темой которого были объявлены «Корни оккультизма Елены Блаватской». Накануне расширенный Совет семинара с участием А.Н.Сенкевича обсуждал проблему функционирования института гуру в традиционном и современных обществах. Параллельно в июньском номере рижского журнала «Патрон» вышло его интервью под названием «Новую землю чистыми руками ещё никто не создавал».
Поводом для встреч и интервью послужила новая книга Александра Сенкевича «Блаватская», вышедшая в 2010 году в издательстве «Молодая гвардия» в знаменитой, основанной Ф.Павленковым, серии «Жизнь замечательных людей», которая в этом году празднует своё 120-летие. Основатель серии, обладай он способностью прозревать сквозь толщу времён, был бы неприятно поражен тем, как по воле издательства и автора книги жизнь замечательной женщины, Елены Петровны Блаватской, основательницы Теософского Общества, отмечающего, кстати сказать, свой 135-летний юбилей, была умышленно искажена и замарана. Её альтруистическую и героическую деятельность на благо человечества автор книги представляет аттракционом, чем-то вроде бизнес-проекта, который должен был приносить основательнице Теософского общества немалые дивиденды. А личность Е.П.Блаватской – выдающегося ученого-мыслителя, бесстрашной путешественницы, замечательной пианистки, одаренной художницы – истолкована настолько превратно, что даже отдаленно трудно узнать её облик. Она, чьё бесстрашие и подвижничество, бескорыстие и истинное сострадание поражали современников, выставлена в книге Сенкевича беспринципной, безнравственной, самомнительной и корыстной авантюристкой. Подмена мотиваций позволяет ему нивелировать и переиначивать те исторически важные моменты её деятельности, которые ставят Е.П.Блаватскую в ряд самых крупных деятелей планеты.
Выдвигает ли А.Н.Сенкевич какие-либо веские доказательства? Никаких, кроме придуманных им же самим и вложенных в уста и мысли своей героине. Отразить высокий и тернистый путь поисков и достижений нашей выдающейся соотечественницы, её вклад в развитие космического мышления автору книги априори было не под силу, и он пошёл самым лёгким путем – путем неадекватных фантазий и бессовестных домыслов. Что ж, книга Сенкевича «Блаватская» вполне попала бы в топ конкурса «Лучшая клеветническая книга года», если бы таковой существовал.
Как же могло случится, что в череде многих томов увлекательных и поучительных для многих поколений книг в юбилейном для серии «ЖЗЛ» году появилась одна, полностью перечеркивающая её идею и смысл? И как могло случиться, что популярный в Риге философский семинар положил в основу рассмотрения столь скандальное издание? Ни научности, ни строгой доказательности, ни отточенности формулировок и законченности мысли, ни одной попытки определить проблемы, поставить вопросы и раскрыть заявленные темы, основываясь на достоверных исследованиях в речи профессора Сенкевича замечено не было, что никак не соответствовало представлениям о вдумчивом и серьёзном ученом. Но зато их участникам довелось выслушать рассказы о встречах с известным востоковедом в публичном доме, про «девочек», про «эротичность» розенкрейцерства и восточной философии и тому подобное. Почтенная публика так ничего и не узнала ни о корнях оккультизма, ни о самом оккультизме как таковом, ни о том, чем же он отличается от «оккультизма Е.П.Блаватской». Доктор наук А.Н.Сенкевич не смог проанализировать и обобщить свои же, весьма своеобразные, представления о Елене Петровне Блаватской. За него это попыталась сделать ведущая, заявив: «Все мы родом из детства».
Елена Петровна Блаватская. Мощнейший импульс, который она дала мировой науке и культуре, обогатил человечество совершенно новыми, невиданными открытиями и достижениями в разных отраслях знания, искусства, философии. Её идеи напитали творчество величайших гениев планеты, послужили источником поисков, размышлений и вдохновения для творцов и мыслителей Серебряного века России, давшего мировой культуре такое уникальное явление, как русский космизм. Появление в конце XIX-го века фундаментальных трудов Е.П.Блаватской – «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» – подготовило общественное сознание к восприятию Живой Этики, философии Космической реальности, связанной с именами наших великих соотечественников Е.И. и Н.К.Рерихов.
Членами основанного ею Теософского общества были знаменитые ученые: изобретатель Томас Эдисон, основатель Французского астрономического общества, замечательный исследователь и популяризатор астрономии Николя Камиль Фламмарион, выдающийся физик и химик Уильям Крукс, лауреат Нобелевской премии, поэт и драматург Р.Б.Йейтс.
«Тайная Доктрина», освещающая вопросы космогенезиса, космической эволюции, антропогенезиса была настольной книгой Альберта Эйнштейна и Александра Скрябина. Общеизвестно, какой внушительный и неоспоримый вклад внесли эти гении в мировую науку и культуру. Уже этих двух великих имен достаточно для того, чтобы задуматься о значительности и ценности высказанных Еленой Петровной Блаватской идей.
С конца XIX-го века и по сей день экспериментальная и фундаментальная науки подтверждают те удивительные предвидения, которые содержатся в трудах Елены Петровны Блаватской. Об этом уже много писалось, я же упомяну лишь некоторые научные открытия, предвосхищенные «Тайной Доктриной». Так, например, идеи о существовании «бесконечной эволюции и инволюции или очередного поглощения Космоса» и о «выворачивании» Вселенной из атома получили теоретическое подтверждение в 1922-м году, когда гениальный советский математик, физик, геофизик и метеоролог, автор книги «Мир как пространство и время», А.А.Фридман «на кончике пера», как принято говорить, открыл процесс расширения и сжатия Вселенной, что было вскоре, в 1929 году подтверждено знаменитым американским астрономом Э.Хабблом, открывшим эффект красного смещения галактик, т.е. расширения звёздной системы. Альберт Эйнштейн признал, что модель нестационарной Вселенной А.А.Фридмана есть «наиболее общая схема, дающая решение космологической проблемы». Вскоре бельгийский ученый-богослов, астроном Ж.Леметр разработал теорию возникновения Вселенной из одного «атома-отца» или первоатома, которая получила затем название теории «Большого взрыва».
Современная космология принимает как данность и множественность миров, за что четыре века назад крупнейший итальянский мыслитель, философ и поэт Джордано Бруно был публично сожжен на костре по приговору папского суда, кстати, не отмененного до сих пор.
Исследования в области физики микромира убедительно доказывают утверждение «Тайной Доктрины» о бесконечной делимости атома. Следует напомнить, что ещё в начале прошлого века атом считался твердым, неупругим, а следовательно и неделимым. В 1932 году были открыты первые элементарные частицы, на сегодняшний день их известны десятки, но и это только начало, приближающее к осознанию того, что каждый атом, согласно вышеупомянутому труду, есть «Вселенная в себе самом и для себя». Физики признают, что последние научные открытия ставят перед ними и философские вопросы: какова природа Вселенной, что такое сознание, откуда у человека способность к познаванию и т.д.
Е.П.Блаватская первой заговорила о сотрудничестве и братстве человечества без различия расы, религии, социального положения. Своим блистательным литературным талантом она пробудила любовь к Востоку и его философии. Она побудила к исследованию не открытых и не изученных наукой природных сил, а также психических и духовных сил в человеке. То, что клеветники называли и называют применительно к ней мистификацией и фокусами, было реальным проявлением этих неизведанных возможностей Природы.
Тем не менее, Елена Петровна прекрасно сознавала, что определенный круг лиц, особенно ортодоксальные материалисты и служители культа, узнав о шокирующих их сознание истинах, ранее хранимых в тайне, объявят новое учение «наиболее еретическим и губительным для всех». Наше время подтверждает справедливость этих слов.