О наследии Рерихов

В 1990 году, выполняя волю своих родителей, С. Н. Рерих передал в Россию уникальное наследие своей семьи. Созданный по его инициативе за короткий срок усилиями энтузиастов общественный Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха (МЦР) успешно работает, осуществляет многогранную научно-культурную деятельность. Его залы привлекают всё большее число посетителей из России и других стран мира.

В то же время вокруг научно-культурного наследия семьи Рерихов в течение ряда лет происходят тревожные события. Носители старого невежественного сознания и тоталитарного мышления развернули информационную войну против Рерихов, их философского мировоззрения, которое отражает новое космическое миропонимание, привлекающее все большее число прогрессивных ученых и культурных деятелей. Приверженцы старого мышления стремятся дискредитировать имена и наследие Рерихов, Международный Центр Рерихов и рериховское культурное движение, используя для этого современные информационные технологии и психологические методы обработки массового сознания. В этом принимают участие отдельные писатели, журналисты, ученые, служители Русской Православной Церкви. Чиновники от культуры противодействуют развитию общественного музея, пытаются его уничтожить и захватить творческое наследие Рерихов.

Вопрос защиты имени и наследия Рерихов – это, по сути, вопрос защиты нового космического мировоззрения, в разработку которого Рерихи внесли огромный вклад. Нельзя допустить, чтобы это бесценное достояние было дискредитировано и опорочено. Как призывный набат, звучат слова Е.И.Рерих: «Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия».

Материалы, размещенные в данном разделе, отражают основные направления защиты имени и творческого наследия Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха.

Правда о Международном Центре Рерихов (PDF)

Документ размещён на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

Пресс-конференция Международного Центра Рерихов. Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия (30.01.2018)

Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха (09.02.2018)

Статья на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

О чем Рерихи предупреждали Россию. Непринятые вестники (фильм, 2017 год)

В 1926 году экспедиция русского художника Николая Рериха неожиданно отклонилась от намеченного маршрута, чтобы посетить Москву. Предупреждения, которые Рерихи должны были передать руководству страны, могли изменить весь ход исторического развития России. Об этом впервые рассказывается в новом фильме Международного Центра Рерихов, 2017 года.

Фильм Л.В.Шапошниковой «Зов космической эволюции» (2013)

Сборники документов «Защитим имя и наследие Рерихов»

Статьи

О Семье Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О Музее имени Н.К.Рериха на сайте Международного Центра Рерихов

О Живой Этике на сайте Международного Центра Рерихов

О защите имени и наследия Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О защите Рерихов и МЦР на сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха

Обращение культурной общественности в связи с публикацией интервью дьякона А.Кураева в газете «Тверская жизнь»

Губернатору Тверской области
Д.В.Зеленину

Главе г.Твери
О.С.Лебедеву

Органам государственной власти
Твери и Тверской области

Широкой общественности

В СМИ Твери и Тверской области

«О феномене Кураева, его беспардонности, циничности и лживости кто только не писал. Пишут академики, священники, православные публицисты, деятели науки и культуры… За всю историю церкви не было еще подобного примера, чтобы так безнаказанно «низший церковный чин» мог оплевывать известных деятелей культуры, науки, провоцируя противостояние патриархии с культурой и наукой, восстанавливать против православия своею хулою не только многие новые религии и новые духовные движения, но даже традиционные религии, исповедуемые тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных пространствах».
А.Владимиров. В поисках православия

Культурную общественность крайне тревожит тот факт, что Русская православная церковь (РПЦ) в ряде случаев относит гуманистическое философское наследие семьи Рерихов, представляющее ценность мировой и отечественной культуры, к сектантству, а культурно-просветительские Рериховские организации объявляет сектами.

Нам известно, что в среде искренне верующих православных христиан немало людей, доброжелательно относящихся к творчеству семьи Рерихов. Отношения РПЦ и Рериховского движения наверняка были бы не столь напряженными, если бы со стороны отдельных представителей РПЦ, таких как дьякон Андрей Кураев, не распространялась бы изощренная клевета на наследие Рерихов.

Гастролируя по стране и ближнему зарубежью, этот скандально известный богослов воздвигает стену лжи вокруг великих людей, жизнь и творчество которых утверждают высокие нравственные ценности, столь необходимые в наше время обществу.

Так, перед своими выступлениями в Твери 3 октября этого года дьякон Кураев дал интервью газете «Тверская жизнь» (№178, 28.10.2005), где в очередной раз оклеветал наших выдающихся соотечественников.

При этом дьякон был верен себе – он не назвал ни одного достоверного источника в доказательство своих слов. И не смог бы назвать, поскольку таковых источников просто нет. Зато есть самоотверженность уникальной семьи, посвятившей свою жизнь служению России. И свидетельством этого служат многочисленные статьи, картины и огромная общественная деятельность семьи Рерихов, направленная в защиту культуры.

Кураев с циничной легкостью ставит знак равенства между рериховским философским наследием, имеющим огромный культурный потенциал, и сомнительными оккультными практиками. Хотя каждому, кто знаком с работами семьи Рерихов, прекрасно известно, что сами они эти практики осуждали и критиковали. Их философские труды не имеют никакого отношения к экстрасенсорике, магии, спиритизму, низкому грубому оккультизму.

Нужно заметить, что для своей обличительной деятельности А.Кураев избирает совершенно ненаучный метод анализа. Он рассматривает философские системы с точки зрения догматов христианской религии.

Мало того что Кураев в своих публичных выступлениях использует бесчестные приемы ведения полемики (склейка разрозненных цитат; искажение исходного авторского смысла; отрыв документов от исторического контекста; игра смысловыми интонациями и нюансами и т.д.), он не стесняется дополнять свои измышления пошлым юмором и анекдотами. Православный священник, выразитель взглядов русского духовенства, позволяет себе высказывания типа «Человек – такая скотина, везде нагадить может», «В самой сути христианства есть нечто скандальное». Иисусова молитва «Отче наш», по понятиям дьякона, «сухое перечисление нужд» и т.д.

Использование крупиц разнородных сведений вперемешку с софистикой и глупыми разглагольствованиями, вульгарные выражения, которые употребляет Кураев в своих выступлениях, вызывают сомнения в том, что этот человек вообще верит в Бога. Если бы православие было таким, каким его представляет Кураев, то можно было бы лишь пожалеть православную церковь и ее прихожан.

Характерно, что Кураев, будучи большим любителем поспорить, никогда не ввязывается в споры с профессиональными религиоведами или идеологами других конфессий. Объясняется это просто: все серьезные оппоненты Кураева отмечают его крайнее невежество, неграмотность даже в элементарных вопросах религиоведения, приверженность к словесной эквилибристике, что, естественно, не вызывает уважения у профессионалов.

Возникает вопрос: с какой целью дьякон Кураев сознательно лжет, заражает аудиторию своим нигилизмом и агрессией? Ответ можно найти в его фундаментальной установке: истинно лишь православие, все остальные религии и учения – от дьявола, а все, кто с этим не согласен, – сектанты. Таким образом, выступая от лица РПЦ, Кураев фактически лишает людей возможности выбора, блокирует любые попытки реализации свободы вероисповедания. Конечно же, эта скандальная репутация Кураева приводит к закономерному результату: ему отказывают в выступлениях не только отдельные организации, но целые города и даже области. Чтение его лекций, например, запрещено в Санкт-Петербурге и Калужской области. В Оптиной пустыни, в Славяногорском монастыре запрещена даже продажа книг этого лживого богослова.

К сожалению, труды Кураева иногда безответственно используются некоторыми представителями власти для оценки философского наследия семьи Рерихов и культурно-просветительской деятельности рериховских организаций. Между тем такой известный во всем мире культурный и научный центр, как Международный центр-музей имени Н.К.Рериха (МЦР), имеет многочисленные документы и материалы, которые дают возможность опровергнуть любую клевету, касающуюся жизни и деятельности семьи Рерихов и их философского наследия. Ученые центра могут дать ответы по всем вопросам, касающимся творчества Рерихов и их трудов. К тому же в Твери много лет работает Рериховская организация, которая активно сотрудничает с МЦР, воплощает идеи Рерихов в своей культурно-просветительской работе и готова предоставить достоверную информацию по рериховской теме.

Мы убеждены, что невежественные нападки на известных деятелей русской культуры способны привести к уничтожению культуры как таковой. Разрушительная деятельность Кураева, несовместимая с христианскими принципами, способствует росту гражданской напряженности в обществе и может привести к самым неожиданным негативным последствиям.

В связи со всем вышесказанным мы обращаемся к губернатору Тверской области с требованием принять меры, с тем, чтобы в дальнейшем не допускать клеветнических публикаций и публичных выступлений дьякона Кураева в Тверском регионе.

Т.В.Житкова,
журналист,член Международной ассоциации писателей и публицистов, г.Рига
Ш.А.Амонашвили,
доктор психологических наук, академик, РАО, завлабораторией МГПУ, г. Москва
Л.В.Кудряшова,
доктор философии, консультант-эксперт Постоянной комиссии по культуре, делам молодежи
и спорту при Верховной раде Автономной республики Крым, г.Симферополь
(Всего 50 подписей)
Опубликовано в газете «Вече Твери» 18.10.2005