О наследии Рерихов

В 1990 году, выполняя волю своих родителей, С. Н. Рерих передал в Россию уникальное наследие своей семьи. Созданный по его инициативе за короткий срок усилиями энтузиастов общественный Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха (МЦР) успешно работает, осуществляет многогранную научно-культурную деятельность. Его залы привлекают всё большее число посетителей из России и других стран мира.

В то же время вокруг научно-культурного наследия семьи Рерихов в течение ряда лет происходят тревожные события. Носители старого невежественного сознания и тоталитарного мышления развернули информационную войну против Рерихов, их философского мировоззрения, которое отражает новое космическое миропонимание, привлекающее все большее число прогрессивных ученых и культурных деятелей. Приверженцы старого мышления стремятся дискредитировать имена и наследие Рерихов, Международный Центр Рерихов и рериховское культурное движение, используя для этого современные информационные технологии и психологические методы обработки массового сознания. В этом принимают участие отдельные писатели, журналисты, ученые, служители Русской Православной Церкви. Чиновники от культуры противодействуют развитию общественного музея, пытаются его уничтожить и захватить творческое наследие Рерихов.

Вопрос защиты имени и наследия Рерихов – это, по сути, вопрос защиты нового космического мировоззрения, в разработку которого Рерихи внесли огромный вклад. Нельзя допустить, чтобы это бесценное достояние было дискредитировано и опорочено. Как призывный набат, звучат слова Е.И.Рерих: «Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия».

Материалы, размещенные в данном разделе, отражают основные направления защиты имени и творческого наследия Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха.

Правда о Международном Центре Рерихов (PDF)

Документ размещён на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

Пресс-конференция Международного Центра Рерихов. Преднамеренное разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха: итоги и последствия (30.01.2018)

Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К.Рериха (09.02.2018)

Статья на сайте Международного центра Рерихов (центра-музея им. Рериха).

О чем Рерихи предупреждали Россию. Непринятые вестники (фильм, 2017 год)

В 1926 году экспедиция русского художника Николая Рериха неожиданно отклонилась от намеченного маршрута, чтобы посетить Москву. Предупреждения, которые Рерихи должны были передать руководству страны, могли изменить весь ход исторического развития России. Об этом впервые рассказывается в новом фильме Международного Центра Рерихов, 2017 года.

Фильм Л.В.Шапошниковой «Зов космической эволюции» (2013)

Сборники документов «Защитим имя и наследие Рерихов»

Статьи

О Семье Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О Музее имени Н.К.Рериха на сайте Международного Центра Рерихов

О Живой Этике на сайте Международного Центра Рерихов

О защите имени и наследия Рерихов на сайте Международного Центра Рерихов

О защите Рерихов и МЦР на сайте Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха

Испытание культурой

Великий русский художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих высказал мысль, утверждавшую, что главным испытанием для человечества будет испытание восприятием культуры. По-видимому, Министерство культуры РФ это испытание проходит именно сейчас.

16 февраля состоялось заседание коллегии Министерства, на которой, в частности, рассматривался вопрос «О проекте концепции Музея семьи Рерихов». Речь шла о создании государственного музея Рерихов в качестве филиала Государственного музея Востока (ГМВ) в московской усадьбе Лопухиных, в зданиях которой располагается и 26 лет успешно работает общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР). В качестве докладчиков на коллегию было приглашено руководство ГМВ. Однако руководству МЦР Министерство культуры такой возможности не предоставило, предпочитая решать судьбу общественного Музея, не входящего в его юрисдикцию, в отсутствие его законных представителей, что само по себе является нонсенсом в правовом государстве.

Справка и презентация, подготовленные музеем Востока для представления на коллегии, а также выступления докладчиков грубо исказили историю создания общественного Музея имени Н.К.Рериха и передачи Святославом Николаевичем Рерихом Международному Центру Рерихов наследия своих родителей. Было заявлено о том, что, якобы, только сейчас «появилась реальная возможность осуществить заветную мечту Николая Рериха, позднее поддержанную его сыном Святославом, о создании на родине художника музея, посвящённого его творчеству и культурно-философскому наследию его семьи». Это настоящее лукавство.

Конечно, Министерству культуры известна подлинная история создания общественного Музея имени Н.К.Рериха, а хитрый приём ГМВ призван ввести в заблуждение широкую общественность. Ещё в 1989 году, передавая бесценное наследие семьи Рерихов в Россию, С.Н.Рерих единственным условием создания Музея имени Н.К.Рериха ставил его общественный, а не государственный статус, хорошо понимая, что успешная работа этого музея возможна лишь вне узких чиновничьих рамок подчинения Министерству культуры и Государственному музею Востока.

Советское правительство закрепило данные художнику гарантии о создании Советского Фонда Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха в Постановлении Совмина СССР № 950 от 04.11.1989 г. и предоставило под Музей выбранную С.Н.Рерихом историческую усадьбу Лопухиных – памятник архитектуры XVII–XIX веков в центре Москвы, находящийся на тот момент в полуразрушенном состоянии. После распада СССР Советский Фонд Рерихов по согласованию с С.Н.Рерихом был переименован в Международный Центр Рерихов. Обязательства же государства по предоставлению помощи в восстановлении усадьбы остались невыполненными, и её реставрация происходила исключительно за счёт пожертвований общественности и средств мецената.

Восстановленная усадьба с расположенным в ней общественным Музеем имени Н.К.Рериха стала жемчужиной Москвы, успешно работающим культурным и научным центром, как о том мечтали Рерихи. За реставрацию усадьбы Лопухиных в 2007 году Музей был удостоен национальной премии «Культурное наследие», а также премии Европейского Союза по Культурному Наследию «European Union Prize for Cultural Heritage / Europa Nostra Awards 2010» в номинации «Самоотверженный труд» за выдающиеся достижения в вопросах сохранения архитектурного, природного, археологического и художественного наследия Европы.

Несмотря на то, что Россия является правопреемницей Советского Союза и ответственность за обещания, данные С.Н.Рериху в 1989 году, распространяется и на нынешних руководителей государства, с 1990-х годов Министерство культуры с подачи ГМВ ведёт, по сути, не объявленную войну с общественным Центром-Музеем с намерением отобрать наследие и «выселить» его из отреставрированной усадьбы. Используя административное право, Министерство добилось через суд непризнания МЦР правопреемником Советского Фонда Рерихов, хотя сам С.Н.Рерих неоднократно утверждал это правопреемство документально, и суды дважды это подтверждали.

Государственный музей Востока лукавит и когда позиционирует себя как хранителя одного из крупнейших в России собраний картин Рерихов. На самом деле большую часть данного собрания ГМВ составляют картины, ему не принадлежащие, оставленные С.Н.Рерихом в 1974 году в России после проведения с огромным успехом выставок, посвящённых 100-летию со дня рождения Н.К.Рериха и 60-летию С.Н.Рериха. Министерство культуры СССР позднее передало их в ГМВ на временное хранение. Согласно воле С.Н.Рериха, коллекция должна была быть передана в общественный Музей имени Н.К.Рериха после его создания. С уходом из жизни С.Н.Рериха она была присвоена ГМВ и до сих пор незаконно им удерживается, нарушая тем самым волю собственника. Картины, находясь в запасниках, почти не выставляются ни в ГМВ, ни на передвижных выставках.

Исходя из концепции Музея семьи Рерихов, озвученной ГМВ на коллегии Минкультуры, его задачами являются «сохранение и презентация на основе современных музейных технологий всего многообразия художественного и культурно-философского наследия Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, С.Н.Рериха; активизация изучения художественного наследия Н.К. и С.Н.Рерихов; популяризация наследия семьи Рерихов; создание на основе музея площадки для гармоничного развития личности».

Однако по всем этим направлениям вот уже 26 лет ведёт успешную деятельность общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха: издан многотомный каталог живописных и графических произведений всех членов семьи Рерихов, хранящихся в музее; осуществляется работа по научной реставрации полотен Н.К.Рериха и С.Н.Рериха; работают научный и искусствоведческий лектории; ведётся обучение детей и взрослых различным художественным техникам и приёмам живописи в нескольких творческих мастерских; с 1994 года ежегодно проводятся представительные международные научно-общественные конференции по насущным вопросам культуры, философии, искусства; работает научная библиотека, открытая для всех желающих; ежедневно проходят концерты камерной музыки, литературно-музыкальные композиции, авторские поэтические вечера.

Помимо всего перечисленного, в общественном Музее имени Н.К.Рериха проводятся выставки современных художников-космистов, выставки детских рисунков, экскурсии, занятия с детьми. Для примера сравним число передвижных выставок, организованных обоими музеями. С 1978 года Государственный музей Востока провёл и принял участие в 35 выставках, на которых были представлены работы из собрания Музея. С 1991 года общественный Музей имени Н.К.Рериха провёл более 500 передвижных выставок во многих городах России и ближнего зарубежья. Как говорится, почувствуйте разницу.

С огромным успехом в ознаменование 80-летия Пакта Рериха – договора о сохранении культурного наследия планеты – с 2012 года проходит по миру международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», организованный Международным Центром Рерихов. Выставку приняли в 16-ти зарубежных странах и более 100 городах России.

Получается всё, что только собирается осуществлять вновь создаваемый государственный Музей семьи Рерихов, уже многие годы реализуется общественным Музеем имени Н.К.Рериха. Его широкая многогранная исследовательская, культурно-просветительская и миротворческая деятельность высоко оценена Генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой и Генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном.

Но, видимо, для Министерства культуры это не имеет никакого значения. Оно отвергает независимую общественную форму культуры, прогрессивность которой доказана достойной многолетней деятельностью МЦР как в нашей стране, так и на международном уровне. Сие ведомство приняло на коллегии решение о создании государственного музея Рерихов на площадях общественного Музея имени Н.К.Рериха, что, несомненно, ставит под угрозу разрушения этот успешно действующий музей. А точнее, под благовидным предлогом происходит захват государственным ведомством того, что им не создавалось, и на что оно не имеет ни этических, ни юридических прав.

Проверку на восприятие культуры Минкульт провалил. А что же общественность? Снова промолчим? Здесь уместно вспомнить другие слова Н.К.Рериха: «Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. <...> Культура защищает историческое достоинство народа». Общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов защищает наше достоинство.

Выбор неизбежен – на чьей ты стороне – невежества или культуры?

Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация
Тверское Информационное Агентство
18 февраля 2016