19 февраля в Центральной городской библиотеке им. А.И.Герцена прошёл Круглый стол «Неотложная забота общественности о Культуре – необходимость времени», организованный Тверской областной Рериховской общественной организацией. Собраться и обсудить насущные вопросы неравнодушных людей побудили проблемы в области культуры и, в частности, та непростая ситуация, которая сложилась вокруг общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве.
Во многих странах Европы очень развита и поддерживается на уровне государства общественная форма культуры. Участники Круглого стола задались вопросом, почему в нашей стране пока этого не происходит?
Николай Константинович Рерих, великий русский художник, ученый, путешественник, общественный деятель, автор и инициатор первого международного договора о сохранении культурного наследия человечества, известного как Пакт Рериха, придавал большое значение роли общественности в сохранении и развитии культуры. «Дело культуры, – писал он, – никогда не может быть лишь делом только правительства стран. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния».
Солидарным с Н.К.Рерихом в этом вопросе был и наш современник, выдающийся деятель культуры Дмитрий Сергеевич Лихачёв, который, обращаясь в 1993 году к Президенту РФ Б.Н.Ельцину, писал: «Я глубоко убежден: культура должна быть в общественном ведении в первую очередь и во вторую уже – в ведении государства». Оценивая критическое состояние культуры в конце прошлого века в нашей стране, он говорил о необходимости широкой мобилизации общественности на спасение российской культуры. В этом процессе важная роль отводится музеям, в том числе и общественным. Именно музеи привлекают в свою культурную деятельность самые широкие круги общественности.
Но в нашей стране в настоящее время Министерство культуры РФ продолжает оставаться монополистом в сфере культуры и поддерживает исключительно государственные формы ее деятельности. И хотя законодательная база предполагает возможное существование негосударственных музеев, необходимые условия для их развития государством пока не созданы. Ярким доказательством этого служит 25-летняя история общественного музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), которому государство не оказывало никакой поддержки в течение всех этих лет. Более того, чиновники от культуры всячески препятствуют его развитию, добиваясь полного прекращения многогранной научно-культурной деятельности Музея. В этих действиях выражено их отношение к богатейшему культурному наследию семьи Рерихов, которое старшие Рерихи завещали русскому народу, а их сыновья передали в Россию. (О труднейшей борьбе за сохранение и популяризацию уникального наследия наших великих соотечественников говорится в статье вице-президента МЦР А.В.Стеценко «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах» *).
В выступлениях на Круглом столе было отмечено, что нынешнее руководство Министерства культуры никак не прореагировало на 140-летний юбилей Н.К.Рериха в 2014 году, который был объявлен Годом культуры в нашей стране. А между тем, его гуманистическая деятельность известна всему миру, а миротворческая идея Рериха «Мир через Культуру» – основа Пакта Рериха – сегодня чрезвычайно востребована в мире и необходима для России.
Журналист Татьяна Чечина поделилась своим мнением о том, что в минувший год Культуры Россия ничего внятного по поводу культуры не получила. Сейчас идет Год литературы, и это можно считать второй попыткой глубоко осмыслить культуру, её суть, так как русская литература, её лучшие произведения, лучшие писатели – это все тоже культура. Это красота, широкое поле познания через сюжеты, через образы, и, конечно, философия и высокая этика. Рерихи с их богатейшим литературным наследием имеют самое непосредственное отношение и к Году литературы в России. В очерках Н.К.Рериха многогранно раскрывается его уникальная концепция Культуры. Внимание к Рерихам, к их наследию всё более возрастает. В этом году исполняется 80 лет Пакту Рериха, который был подписан в 1935 г. История Пакта очень интересна и значительна, также как и сама суть этого договора, у которого две стороны: защитная и просветительская, направленная на пробуждение у людей истинного понимания явления культуры как изменения сознания. Это озаренное сознание делает человека совсем другим, меняет его отношение к окружающему миру, к взаимоотношениям между людьми, к пониманию своей сути и своей миссии, а также миссии нашей планеты как космического явления. Сейчас стоит задача формирования нового космического мировоззрения – этого требует новая ступень Эволюции. Во всей глубине мы можем познакомиться с такими важными знаниями в философском наследии Рерихов и в учении Живой Этики.
Продолжая разговор о Пакте Рериха, председатель Тверской Рериховской организации А.Г.Лысиков рассказал о проведении уникального Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность», стартовавшего в 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и продолжившего свое шествие по странам Европы и Латинской Америки – в Швейцарии, Германии, Аргентине, Уругвае, Чили. Организаторами проекта выступили Международный Центр Рерихов и Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов при поддержке Министерства иностранных дел РФ. В 2014 – начале 2015 г.г. выставка с большим успехом прошла по многим российским городам. Это стало возможным благодаря именно общественности – рериховским организациям. Выставка экспонировалась и у нас в Твери, вызвав большой интерес её жителей и предоставив возможность провести многочисленные творческие встречи, фестивали и программы с детьми и молодежью.
На выставках, которые проводит Тверская Рериховская организация, очень легко говорить с подрастающим поколением о культуре, о красоте и их значении для человека, потому что дети всё это тонко чувствуют. Энергетика прекрасного развивает свободу их мышления, раскрывает их творчество, утверждает их мировоззренческий выбор в сторону добра и мира.
О важности воспитания ребенка с ранних лет на основах истинной культуры сказал в своем выступлении и тверской композитор Сергей Левин. Веками в сознании нашего народа воспитывалось отношение к государству как к непререкаемому авторитету, а личная инициатива не поощрялась. В ХХ веке мало что изменилось – власть решала всё. А вот в 90-е годы прошлого века был период, когда страна встала на распутье – куда двигаться, что развивать? И в эти же годы для России было открыто мировоззрение Рерихов. Но сегодня наблюдается тенденция возвращения к тому пути, по которому мы шли веками – снова воля общества и человека игнорируются. Видимо, Министерству культуры лучше знать, какими быть обществу и человеку в нашей стране? И то, что происходит сегодня с общественным Музеем им. Н.К.Рериха – это противостояние отдельных государственных чиновников именно философии Рерихов и выраженной в ней концепции Культуры, где говорится о необходимости изменения мышления у человека будущего. По мнению С.Левина, начинать надо с воспитания детей и не упустить возможность взрастить культурного, свободомыслящего, благородного человека, которому в будущем предстоит и руководить государством, и строить страну высокой культуры.
Но общество не должно бездействовать и ждать, пока это новое поколение будет воспитано. Необходимо незамедлительно способствовать изменению отношения государства к общественной инициативе в сфере культуры. К этому призывает и Президент России В.В.Путин в своих выступлениях и обращениях. Об этом же говорится и в таком документе, как «Основы государственной культурной политики», недавно представленном российскому народу. Но всё это пока только на словах и на бумаге. На деле мы видим совершенно противоположное отношение чиновников к уникальному общественному Музею, единственному в своем роде не только в нашей стране, но и в мире.
Очевидно, что необходима серьёзная доработка Федеральных законов о культурной политике, разработка конкретных нормативов и регламентация отношений с общественными формами культуры. Важно поднимать общественное мнение по этой проблеме. Эти предложения вошли в Резолюцию Круглого стола, которую приняли его участники.