«Маршрут начинался в Сиккиме, где какое-то время тому назад обитали Учителя. Затем продолжился в Индии, стране высокой культуры, которая формировалась с глубокой древности и донесла все ценное до наших дней. После Индии был китайский Синьцзян, где у членов экспедиции возникли большие неприятности. Пришлось обратиться в советское консульство в Урумчи за помощью. Помощь была оказана, и экспедиция двинулась дальше, пересекла границу Советского Союза и достигла Москвы. Но в Москве Рерихи не достигли нужной им цели. Затем они, проехав почти через всю страну, достигли Алтая, где задержались около месяца. Следующей страной была Монголия, после которой экспедиция вошла в Тибет. Там она была арестована и в самых тяжелых условиях провела зиму на плато Чантанг, где погиб их караван. К весне 1928 года они вырвались из тибетского плена и через Трансгималаи вошли снова в Сикким, описав на планете Земля загадочный круг своего маршрута. <...>
После Центрально-Азиатской экспедиции в гималайской долине Кулу, где поселились Рерихи, возник созданный ими Институт Гималайских исследований «Урусвати», что значило «Свет утренней Звезды». Все четверо приняли самое активное участие в работе Института. Это был не просто очередной Институт в Гималаях, а уникальное учреждение, работавшее по принципам новой науки, теорию познания которой мы находим в эволюционном импульсе Живой Этики. В основе этой теории лежит космическое сознание, с точки зрения которого должны были рассматриваться все научные проблемы и вестись научные исследования. Этот Институт был первым зерном той новой науки, которая должна была стать фундаментом космического творчества на Земле».
Л.В.Шапошникова
«В истории мировой культуры есть одно необъяснимое явление, когда выдающиеся художники и музыканты, ваятели и зодчие, артисты, писатели и поэты со страстью и волнением, с упорством и самоуглублением проникают в сферы человеческого духа, внешне, казалось бы, далекие от создаваемых ее творцами культурных ценностей. К таким «другим областям» относится наука, традиционно «выносимая за скобки» так называемых «творческих профессий».
А.Г.Назаров
Учёные и художники, исследователи и просветители, организаторы и подвижники
Николай Константинович Рерих – историк, археолог, этнограф, руководитель двух экспедиций: Центрально-Азиатской (1924-1928) и Маньчжурской (1934-1935), основатель международного научного центра: Института Гималайских исследований «Урусвати» («Свет Утренней звезды») (Индия). В числе научных интересов Н.К.Рериха: «широкие проблемы путей культурного взаимодействия различных народов, механизм преемственности в формировании многослойных традиционных культур <...>, поиск древнейших источников, создававших целые культурные общности» [Л.В.Шапошникова. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры]. В числе его трудов: «Искусство и археология», «Каменный век на озере Пирос», «Сердце Азии», «Знамя Мира», «Нерушимое», «Алтай – Гималаи: [Путевой дневник]», «Древние источники», «Урусвати», «Культура и цивилизация», «Шамбала». Н.К.Рерих – великий художник и великий гуманист, писатель и поэт. Николай Константинович Рерих по-новому оценил значение Прекрасного для всех сфер жизни человека.
Елена Ивановна Рерих – философ, подвижник новой науки космического мышления; участник Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928). Основной труд: Учение Живой Этики. В числе других её работ: «Космологические записи», «Изучение свойств человека», «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Преподобный Сергий Радонежский», перевод с английского языка двух томов труда Е.П.Блаватской «Тайная доктрина». Е.И.Рерих – основатель Института Гималайских исследований «Урусвати». Елена Ивановна Рерих считала возможным в будущем создать на основе «Урусвати» «город Знания» – научный центр с участием учёных всего мира и с программой исследований во всех областях науки. Е.И.Рерих – одарённый художник. Художественное творчество (графические работы, рисунки) Елены Ивановны Рерих осталось на втором плане, как дополнительное средство запечатления уникального опыта её жизни.
Юрий Николаевич Рерих – востоковед: тибетолог, индолог, монголист, исследователь Центральной Азии, участник Центрально-Азиатской (1924-1928) и Маньчжурской (1934-1935) экспедиций. Ю.Н.Рерих изучал этнографию, религию, историю, литературу и языки Востока. В 1928-1939 гг. руководил Институтом Гималайских исследований «Урусвати»: был его бессменным директором. В 1957-1960 гг. работал в России, в Институте востоковедения АН СССР: заведовал сектором философии и истории религии Индии и Пакистана, работал над составлением тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями, преподавал индийские языки (в том числе: санскрит) и тибетский язык. Возродил отечественную школу тибетологии. Заложил основы номадистики (кочевниковедения). В числе его трудов: «Тибетская живопись», «По тропам Срединной Азии», «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «Проблемы тибетской археологии», «История Средней Азии», «Индология в России», «История буддизма в Монголии», перевод с тибетского на английский язык книги «Синий Дэбтэр» («Голубые Анналы») в двух томах. В числе научных интересов Ю.Н.Рериха: вопросы взаимодействия культур, проблема древнего индоевропейского наследия в Азии. Юрий Николаевич Рерих – одарённый художник, но свою жизнь отдал науке.
Святослав Николаевич Рерих – философ, искусствовед, естествоиспытатель. С.Н.Рерих руководил в Институте «Урусвати» исследованиями по истории искусства и культуры народов Азии. В числе его трудов: «Искусство долины Кулу», «Искусство и Жизнь». Также в Институте «Урусвати» С.Н.Рерих являлся руководителем секторов кристаллографии, орнитологии, тибетской медицины, фармакопеи и ботаники. Создал в Кулу (Индия) плантацию лекарственных растений (эфиромасличных трав) для изучения их свойств, в Бангалоре (Индия) – промышленную плантацию эфироносных деревьев. Занимался сбором материалов и изучением тибетской медицины. Вёл исследовательскую работу по изучению условий интродуцирования лекарственных и других полезных растений в другие страны. С.Н.Рерих – выдающийся художник. Искусство и наука были для него магнитами, равными по силе.
«Чтобы охватить все стороны деятельности С.Н.Рериха как естествоиспытателя, входящего в плеяду крупных ученых-натуралистов, и «написать об этом истинно», нужно начать систематическое историко-научное исследование его творчества. Но только методами науки невозможно охватить его многогранную сложную личность подлинного творца – и в естественнонаучном знании, и в искусстве. В личности С.Н.Рериха, возможно, осуществился тот редкий в истории науки и истории культуры синтез, когда логическое, рациональное начало науки и духовное, иррациональное начало искусства сливаются в неделимое и образуют великую космическую Целостность Жизни...» [А.Г.Назаров. С.Н.Рерих – естествоиспытатель-космист].
Вселенная Рерихов – это вселенная художников и учёных, исследователей и просветителей, организаторов и подвижников новой науки, высокоодарённых, высокодуховных людей, несущих в себе новое космическое мироощущение. Вселенная открыта. Первые шаги по её изучению сделаны. Впереди беспредельность научных исследований, новые открытия и... Рерихи.