Более двух тысяч лет назад Платон написал: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте». Сегодня трудно говорить не только об абсолютной красоте, но и о красивых образах. С экранов телевизоров мы видим только воинствующее бескультурье. Не ПРЕКРАСНОЕ, а безобразное становится для нас привычным на телевидении, в печати, в местах досуга… А канал, который действительно несёт КУЛЬТУРУ – один! В обществе преобладают грубость, невежество, мещанство, откровенное растление моральной и духовной сферы человека. Всё, чем нас пичкают информационные СМИ – БЕЗОБРАЗИЕ! Если есть безобразие, значит, нет ОБРАЗА! Прекрасного образа! Когда я смотрю телевизор, мне кажется, что Красота просто исчезла из нашего понятия, нашего лексикона, нашей жизни. Кругом насилие, разврат, стяжательство, обман… Нами руководит серость и необразованность. Сейчас немодно быть культурным: правильно и красиво говорить, уметь вести себя в обществе, знать классическую литературу, музыку… Разве это поможет тебе стать богатым? Куда как лучше быть пронырливым, вездесущим, изворотливым. С таким багажом уж точно не пропадёшь в жизни. А культура… Так есть мобильный телефон! На него можно получить, например, знаменитые произведения из Эрмитажа и других музеев. Может, это и неплохо, а вот правильно ли? Учит ли такое приобщение к Культуре ценить и сохранять её? Можно ли, сидя на диване, между прочим просмотрев жалкие копии уникальных и бесценных картин, понять всю ценность того или иного произведения искусства? Каждое произведение Культуры бесценно, как жизнь человека, и неповторимо. Чтобы понять это, надо соприкоснуться с ним, почувствовать его ауру, подышать его воздухом. Да, за свою недолгую жизнь человек не может увидеть всего богатства, накопленного человечеством. Но каждый найдёт для себя что-то бесценное и родственное, трогающее за душу и заставляющее благоговейно трепетать пред гениальным творением человеческой мысли и рук человеческих. Недавно мне подарили книгу, в которой рассказывается о Чудесах Света. Сначала их число равнялось семи: египетские пирамиды, «Висячие сады» Семирамиды, Зевс Олимпийский, храм Артемиды Эфесской, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк… Время и человек не пощадили эти чудные творения. Сады были затоплены мощными наводнениями, от землетрясения пострадали Колосс и Маяк, храм Артемиды разрушали дважды, статуя Зевса сгорела, а мавзолей разобрали крестоносцы для постройки крепости… Сохранились лишь пирамиды. Говорят, что они вечные. А так ли это? Ведь человечество уже близко подобралось к ним. И в Египте сейчас так неспокойно… Не постигнет ли их та же участь, что и остальные шесть Чудес Света? Не придётся ли моим потомкам только читать о них, так как это делаю я сейчас? Ведь такие утраты невосполнимы и не восстановимы, так как каждый памятник культуры индивидуален, каждый памятник разрушается навечно. Можно воссоздать макет, но не дух разрушенного… Когда-то по обету Александра I, который он дал в 1812, был построен храм Христа Спасителя, чтобы "вечно напоминал бы отдалённому потомству о доблестных делах его предков". Строили Храм всем миром! Он имел особый смысл, особый статус: это был храм-памятник войне с Наполеоном. Но потомкам, выросшим под красными флагами безверия, понравилось место. Быть тут Дворцу Советов! Это важнее для народа! И в итоге построили бассейн. Да, сейчас Храм Христа Спасителя отстроили заново. Он снова засиял в своей красе. Но это всё равно макет! Нет в нём документальности, нет в нём духа эпохи, нет в нём людской боли и слёз от потери близких! Памятники – это ориентиры формирования нашей исторической памяти. Как писал Д.С.Лихачёв, «памятники – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятники культуры прежде всего». К сожалению, на земле становится тесно для памятников архитектуры, потому что строителей притягивают красивые места, где они расположены, а значит, можно «поживиться». Эта участь постигла многие культурные памятники Москвы, Санкт-Петербурга. А моя родная Тверь? Что сделали с ней серые, бездарные люди? Во что превратили один из самых красивых городов России? С болью рассматриваю старые фотографии Твери. Спас Златоверхий, церковь Жён-мироносиц, церковь Симеона Столпника, церковь Козьмы и Демиана, Владимирская церковь, Ильинская церковь, церковь Александра Невского, Жёлтиков монастырь, Отроч монастырь… 53 разрушения! Вот уж точно «Красное колесо наехало на Тверь!» – так называлась одна из заметок в газете. Как поднялась рука человеческая на такое! Что эти люди оставили нам, своим потомкам? Серые, безликие, безобразные (потому что нет в них образа, нет красоты, нет индивидуальности) многоэтажки – такие же безобразные, как и их души. Пытаюсь по сохранившимся фотографиям представить облик Твери, той Твери, в которой все храмы остались невредимыми. Красиво! Необыкновенно красиво! Может быть, и души у нас были бы красивее, глядя на такую красоту. Ведь Платон говорил именно об этом! Получается, что разрушая Красоту вокруг себя, мы разрушаем свои души. В Твери сейчас восстанавливают церкви, отстраивают их заново: Храм Александра Невского, например. Говорят, и Спас Златоверхий восстановят. Это необходимо, это здорово! Но дух той, старой Твери не вернуть! Уже не вернуть! А ведь можно было сохранить! Нужно! Необходимо! Архиважно! Чтобы не оскудели душой! Чтобы чтили старину, традиции, культуру! Чтобы несли её всем живущим на Земле! Д.С.Лихачёв в своих «Письмах о добром» писал, что утрата культурных связей с прошлым грозит человеку гибелью точно так же, как и потеря здоровья физического. Эти слова своего рода нравственный завет нам, молодым. Потому что не может некультурный человек жить в мире с самим собой, своими соседями, не может построить процветающего государства. Вы спросите, как же наука? Но ведь именно наука изобрела атомную и водородную бомбу! Наука – бездуховна! Культура же, по словам Н.К.Рериха, «воспринимает все открытия и улучшения жизни ‹…› и защищает историческое прошлое народа». Произведения искусства бесценны, они принадлежат всему человечеству, ибо воплощают в себе весь духовный потенциал, накопленный землянами. Они – итог эволюции человеческой расы, человеческого разума, человеческой души. У них один адрес хранения – планета Земля!!! У них один хозяин – человек, у которого нет расовой принадлежности, нет страны проживания! Культурные ценности общечеловечны! И эти сокровища человечество накапливало тысячелетиями! Упорным трудом! В творческих муках! И их потери невосполнимы! В 20-е гг. прошлого столетия Н.К.Рерих выдвинул предложение о защите культурных ценностей, «обороне всего самого ценного, чем живо человечество». Его идеи легли в основу Пакта мира (Пакт Рериха) и Гаагской конвенции 1954 г. Но одними документами сокровища не защитить. Это надо понимать сердцем, душой. Каждым сердцем и каждой душой! И начать надо с себя, чтобы не превратиться в героев рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка», у которых одна радость в жизни – праздники… Праздники разрушения! Эти праздники разные, но сегодня все собрались для того, чтобы плюнуть… на «Джаконду», знаменитую и бесценную Мону Лизу! Сначала плюнуть, а потом уничтожить! Стереть с лица Земли! И маленький мальчик Том, грязный и оборванный, голодный и замёрзший, счастлив от того, что спас от вандалов кусочек картины – саму УЛЫБКУ! Страшный рассказ. Это предупреждение нам, живущим: посмотрите, во что вы можете превратиться, если не будете ценить самое бесценное – КУЛЬТУРУ! Без Культуры нет будущего не только у конкретной нации, но и у всего человечества в целом! Без Культуры в лучшее будущее не войти! Без Культуры его просто нет! «Культура, как растение – у неё не только ветви, но и корни», – сказал когда-то Д.С.Лихачёв. Корни находятся глубоко под землёй, до них тяжело достать, а вот тоненькие, хрупкие веточки надо беречь как зеницу ока, холить и лелеять. Именно тогда в душах людей появятся Любовь, Уважение, Знание и Память. А память, по мнению Дмитрия Сергеевича, – это не только сохранение прошлого, это забота о будущем. Нашем с вами будущем! МОЁМ БУДУЩЕМ! --- Горбачёва Веста, 9А класс, МОУ СОШ №9, руководитель – С.В.Бурдинская. 1 место в конкурсе сочинений «Почему каждая страна должна охранять сокровища культуры?», возрастная группа от 13 до 17 лет