Кащенко Максим «Одинокий великан» (Возрастная группа 7 – 9 лет. 1 место. МОУ СОШ №50. Преподаватель Морозова Е.В.) Большую часть каждого лета я провожу у бабушки в деревне. Это деревня Раевское Максатихинского района Тверской области. Давным-давно это было большое село. Кстати, село отличалось от деревни, до 1917 года, не величиной или численностью населения, а именно наличием церкви с колокольней и звонницей. Село являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. После закрытия или разрушения церкви село снова называли деревней. Затем эти различия исчезли. На главной площади деревни возвышается красный великан. Самое большое и высокое здание во всей округе. Храм построен из красного кирпича. Но это не всегда было так. Возведенный в 1794 году храм был меньше размером и стены были оштукатурены в белый цвет. Изветшав, старый храм стал разрушаться, и в 1900 году было получено разрешение на его перестройку. Но только в 1910 году храм приобрел свой окончательный вид. Это было грандиозное сооружение с колокольней и тремя приделами – Благовещения, святого Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского. В Раевской волости было двенадцать деревень, более трехсот дворов и свыше трех тысяч жителей. В семи деревнях были построены часовни: 1. Успенской Божьей Матери в деревне Хмелево; 2. Великомученицы Параскевы в деревне Андрониха; 3. Великомученика Георгия в деревне Филюзи; 4. Святых Флора и Лавра в деревне Бахарево; 5. Казанской Божьей Матери в деревне Асташиха; 6. Вознесения Господня и Архистратига Михаила в деревне Андрияниха; 7. Святого пророка Ильи в деревне Пархово. Эти часовни, как дети великана, разбежались по Раевской волости и застыли, маленькие, но величественные и таинственные. Моя мама родилась в деревне Бахарево. Воспитывать ее помогала бабушка из деревни Асташиха. Через Филюзи идет дорога, по которой мы едем в деревню из Твери. Поэтому многие из этих часовен мама помнит. Очень жаль, что много лет назад и церковь и часовни были заброшены. Деревянные домики часовен либо сгорели, либо разрушены временем, либо разграблены. Красный великан, замерший на холме у южного въезда в деревню, очень долго сопротивлялся ветрам, дождю, морозам и варварскому отношению людей. Его заколоченные окна напоминают печально закрытые глаза. В советские годы храм использовался как музей, библиотека, клуб, а затем и как продовольственный склад. Каждый раз храм переделывали под свои нужды. Внутри до сих пор стоит кирпичное строение, в котором располагался морозильник для мяса. Однажды храм был и вовсе заброшен. Все окна заколочены, двери закрыты. Сейчас храм наполовину разрушен и совсем не похож на фотографии из архива. Колокольня лишилась верхнего яруса. Исчезли боковые главы с куполами. Кровля провалилась, а дожди и непогода уничтожили роспись на стенах, превратили в труху деревянные полы. Иконостас бесследно исчез, как и богатое убранство храма. Кованые кресты ржавеют, сброшенные в высокую траву. И только плакучие березы, окружающие здание, все так же красивы, но очень печальны. Странно. Как рассказывают старожилы, люди всем миром собирали яйца для раствора, на который клались кирпичи при строительстве. Так почему же они так варварски отнеслись к тому, что некогда любили. Как мне рассказывали родители, это произошло в советские годы, когда приняли закон 1918 года об отделении церкви от государства. Около семидесяти лет церковь была под запретом. Священники и простые граждане арестовывались и судились за принадлежность к церкви. Иногда людей даже расстреливали. Страх надолго разлучил людей с церковью. Здания церквей были очень большими и крепкими. Поэтому их часто использовали под нужды государства. Иногда в них были даже спортивные залы. Но шли года. Советской власти, как и Советского Союза не стало. По всей России стали восстанавливать церкви. Все больше людей крестили своих детей. Я, моя сестра и мои родители – крещеные. Не очень часто, но мы ходим в церковь. Сейчас и красный великан в деревне Раевское обрел новую семью. В нем появился настоятель – отец Андрей. Постепенно храм восстанавливают. Это делается на пожертвования. Покрыт главный купол и часть крыши. Открыты и застеклены некоторые окна, восстановлены двери. Настилаются полы. Регулярно проходят службы. Великан потихоньку оживает. Пройдет еще очень много лет, пока храм обретет былое величие. Дорога, от таблички «Памятник архитектуры. Охраняется государством», висящей у главного входа, до полного восстановления, очень длинная. С моста идет дорога в гору, А на горе - какая грусть... Лежат развалины собора, Как будто спит былая Русь! (Рубцов Н.М.) У государства нет денег на восстановление церквей. Сейчас надежда только на добровольные пожертвования. Для этого создаются сайты, на которых рассказывается история церквей. Старосты храмов выкладывают в сети фотографии и отчеты о проделанной работе. Разыскивают в архивах фотографии, проекты и описания убранства алтарей и иконостасов, ищут спонсоров. Когда-нибудь церковь оживет, и соберет под главным куполом свой приход. И, может быть, станет опорой восстановления окрестных деревень.