Клюев Павел «Речной вокзал» (Возрастная группа 16 – 17 лет. 1 место. МОУ СОШ №3. Преподаватель Нилова О.А.) Тверь – уникальный город России, он расположен на слиянии трёх рек – Волги, Тверцы и Тьмаки. Городов на слиянии двух много: Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и другие, – а трёх – только Тверь. Как было бы здорово, если бы именно эта особенность ландшафта радовала глаз жителей и гостей нашего города! Именно так и было в XIX веке. Город Тверь богат архитектурным наследием, оставшимся после самодержавной России и Советского Союза. Правда, большинство памятников архитектуры было утрачено после Октябрьской революции и появления СССР, то есть было взорвано много храмов, соборов в Твери и Тверской области в 1920–1930-х годах. Взамен утраченного было построено множество зданий с советской символикой, но и они чем-то красивы по-своему (отреконструированные после войны Городская областная библиотека имени Горького и Тверской областной театр драмы). Поэтому я хочу рассказать об одном из памятников архитектуры постройки конца 1930-х годов – о Речном вокзале. Постройка вокзала была приурочена к окончанию строительства легендарного канала имени Москвы или канала Москва-Волга (в период строительства канала с 1933 года по 1937 год было загублено немало заключённых). Здание построено к 1938 году на месте бывшего Отроч монастыря, в удобном расположении – на стрелке Волги и Тверцы. Достаточно красивое здание (в сталинские времена не скупились на украшениях зданий, используемых в обычной повседневной жизни порой небогатыми слоями населения – вокзалы, станции метрополитена и др.): центральная часть – трёхэтажное здание со шпилем смотрит как раз на слияние двух рек. Если смотреть с воды, то можно хорошо увидеть, что от центра расходятся два крыла, расположенные симметрично относительно друг друга и параллельно рекам. Если смотреть сверху, то можно заметить, что вокзал построен не обычной коробкой, а стрелкой, указывающей, с одной стороны, на слияние торговых путей, то есть рек, а с другой стороны, – на восток, что тоже является чем-то символичным, но только для России. Через вокзал был сквозной проход на причалы. На первом этаже располагались кассы пригородного направления (маршруты Тверь – Ржев, Тверь – Углич (естественно, с остановками по маршруту следования)), удобный зал ожидания, комната отдыха. Заходя на третий этаж, мы попадаем в очень просторный ресторан «Река». Ресторан был расположен в очень хорошем месте: с одной стороны, можно было бы отобедать после длинной дороги (только от Углича на рейсовом теплоходе на подводных крыльях типа «Ракета» поездка составляла не меньше восьми часов). С другой стороны, во время приёма пищи можно любоваться отличными видами города (круговая панорама позволяла смотреть, наслаждаться видами со всех четырёх сторон). Что касается двух крыльев здания вокзала – северного и западного, то через них есть удобные арочные проходы напрямую к причалам. В них тоже были кассы на катера пригородного сообщения и залы ожидания и, по совместительству, отдыха. На входе в каждое крыло были установлены по бокам от лестниц железные, чёрные, большие якоря. Перед вокзалом расположена большая привокзальная площадь, что делает подъезд автотранспорта к вокзалу очень удобным, чтобы забирать пассажиров. Говоря о причалах, то до 1969 года к берегу возле причала из года в год в апреле пригоняли несколько барж, сооружая из них причалы, а в октябре-ноябре месяце в связи с окончанием навигации причалы-баржи вновь увозили в порт до следующей навигации. Но с 1969 по 1976 года был причал в форме буквы «Г», то есть причальная стенка была расположена одновременно и на Волге и на Тверце. Интересно, что катера на подводных крыльях начали работать в Твери только после постройки причала. Но не будем отвлекаться от нашего объекта исследования. Помимо катеров Речной вокзал мог обслуживать большое количество круизных туристических судов, проходящих через Тверь либо транзитом, либо только до нашего города. Здание даже чем-то похоже на маяк, направляющий суда по верному курсу. Для того кто любит речной транспорт, установленный порядок на речном вокзале являлся «раем». Здание речного вокзала оставалось в полном порядке до падения социалистического строя в 1991 году. Рейсы постепенно сокращались по пригородным сообщениям по причине их убыточности, суда передавались в другие города, а собственно здание речного вокзала переставало со временем функционировать. Официально последние рейсы катера сделали в начале 2000-х годов, и то не дальше Судимирок (вблизи Иваньковского водохранилища – Московского моря). Самое интересное, что здание ни разу не реконструировалось со времён постройки (1938), поэтому со временем оно разрушалось, и городские власти не хотели обращать внимание на эту проблему. Удивительно: снаружи здание разрушалось, осыпалось, один из больших железных якорей бесследно исчез, а внутри всё осталось практически неизменным, то есть осталась советская лепнина на стенах, некоторые люстры остались нетронутыми, освещение на стенах – бра – тоже осталось неизменным, но вход на второй и третий этажи стал закрытым в связи с их аварийностью. Никаких мер по исправлению ситуации не предпринималось. Но к 2012 году постепенно обстановка стала меняться: облагородили сквер между причалом и зданием вокзала, сделали самому зданию внешний косметический ремонт (замазали некоторые ямки в стенах, кое-что подкрасили; главное, что починили шпиль и установили подсветку на крыше, освещающую как раз этот острый шпиль). Также немного отремонтировали причальные стенки, как со стороны Волги, так и со стороны Тверцы. Всё это исправление плачевного состояния речного вокзала было приурочено к Дельфийским играм, которые проводились в здании Тверской областной библиотеки имени Горького в период с 12 по 18 мая 2012 года. Но вы думаете, чем же связаны эти игры и речной вокзал – участники этого состязания, примерно в составе одной тысячи шестисот человек, прибыли на СЕМИ четырёхпалубных теплоходах в Тверь. Это немыслимое количество для причала – «Капитан Пушкарёв», «Семён Будённый», «Фёдор Шаляпин» в первом ряду; «Михаил Фрунзе», «Валериан Куйбышев», «Сергей Кучкин» в другом ряду – эти два ряда располагались у волжской причальной стенки; «Александр Пушкин» – у тверецкой стенки. Эти теплоходы были чем-то в роли гостиниц, что очень облегчало жизнь участникам игры – они приплыли на судах в Тверь, проживали на них во время состязания, уплыли обратно домой, не покидая каюты. Дельфийские игры показали, что если проводить какие-либо состязания в Твери и участники приплывут в город на речных судах, то речному вокзалу часто будут проводить косметический ремонт, а впоследствии могут организовать и капитальный – только в далёком будущем. Но для того чтобы власти обратили внимание на разваливающееся здание речного вокзала, необходимо привлечь внимание общественности, показать несколько документальных репортажей о самом здании и о его плачевном состоянии по федеральным каналам, проводить репортажи, журналистские расследования по радиоканалам Твери и Тверской области, по возможности и всей России. Фактически здание речного вокзала не использовалось последние десять лет: арт-проект М.Гельмана (организация выставок) – упущенная возможность для изменения культурного пространства нашего города. Таким образом, сохранение здания речного вокзала – одного из символов Твери – задача первостепенной важности, и её разрешение возможно только сообща – благодаря инвестициям нашего края, также необходимо привлечение государственного капитала и, при большой удаче, – иностранного капитала. Сохранив один памятник архитектуры, произведем «эффект домино», то есть мрачные постройки на фоне красочного отреконструированного здания речного вокзала тоже подвергнутся реконструкции – город Тверь станет более облагороженным. 2014 год – год Культуры в России – проблема использования культурного наследия для развития нашего государства. Поэтому сохраняйте памятники архитектуры по всему миру, не дайте загубить великую русскую культуру и мировую!