Кочнева Елизавета «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Бернове» (Возрастная группа 13 – 15 лет. 3 место. МОУ Гимназия №8. Преподаватель Свердликовская Н.В.) У каждого храма есть свое имя. А кроме того своя жизнь и судьба. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Бернове имеет солидный возраст, ей уже более 300 лет. Это одна из старейших церквей в Старицком районе и Тверской области. История церковной летописи каменной Успенской церкви ведется с 1687 года, хотя есть архивные свидетельства о том, что в Бернове до нее существовал с середины 16 века деревянный храм. Церковь Успения Пресвятой Богородицы постоянно привлекала к себе внимание исследователей. Особый интерес к ней, как к памятнику архитектуры, возник после открытия музея А.С.Пушкина, когда шумные потоки туристов хлынули на берновскую землю. Одни отмечали удачное расположение здания, очень органичного самого по себе и столь же органично вписавшегося в окружающий ландшафт. Другие удивлялись тому, что церковь, состоящая из разных по стилю двух частей, образует единое целое. Она словно вылеплена, а не построена. На фоне деревянных домиков, построенных рядом, она поражает нас пышностью и великолепием. Ее архитектура гармонирует с окружающим пейзажем. Нет сомнения, что здание проектировали и строили с любовью мастера своего дела. Они, словно, знали, что строят не на года, а на века. Силуэт храма удивительно строен и пропорционален. Все здание кажется легким, стремительно направленным к небу. Узкие вертикальные рельефы на стенах, оттененные игрой светотени, скрадывают тяжесть высоких стен зданий, кажутся зрителю невесомыми, нарядными и чарующе красивыми. Эту красоту и воздушность смог создать лишь тот зодчий, кто использовал все возможности белого известнякового камня, использованного в строительстве и отделке храма. В этом камне отразились благородные замыслы высокого искусства. Посмотрев на церковь внимательно, нельзя не заметить различие архитектурных стилей основного здания и его приделов с колокольней. Летняя церковь невелика, ее фасад очень интенсивно декорирован. Безупречная пластика стен, упорядоченный ритм окон, внешняя эффектность, даже парадность здания – таково барокко. Эта часть храма Успения Божией Матери построена в 17 веке. Другая половина здания состоит из двух приделов: левого – во имя Николая Чудотворца и правого – во имя Пресвятой Троицы. Приделы венчаются колокольней. Здесь уже новое направление в архитектуре – классицизм. Эта часть храма сдержанна и величава. Здесь нет многоликого декора, но отмечается строгая симметрия, что несет в себе ощущение спокойного достоинства и гармонии. Эта часть храма возведена в начале 19 века. Строительство храма было завершено в 1827 году. Берновская церковь пережила вместе со страной разные времена. Ее пощадила революция 1917 года. Не была она разрушена и во время Великой Отечественной война. Но в 1965 году церковь закрыли, из нее убрали иконы, церковную утварь. В храме горели костры, настенная живопись закоптела и была утрачена. Храм превратили в склад для зерна. Спустя 25 лет церковь вернули верующим, и началось ее возрождение. Заново были оштукатурены и окрашены фасады. Вспыхнули и засияли голубые купола с золотыми звездами и золочеными крестами. Изменился храм и внутри: возведен новый иконостас, переписаны вновь святые образа. Радует прихожан торжественный колокольный звон. История храма продолжается, а мы ее настоящее.