О Дне Культуры

День Культуры своими корнями уходит в двадцатый век. Молодое дерево охранения культурных ценностей растет на почве Международного договора, известного как Пакт Рериха. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне главы ряда стран американского континента подписали документ, содержащий основные принципы охраны ценностей культуры. В дальнейшем Пакт Рериха стал основой Договора 1954 года, подписанного в Гааге представителями многих государств мира. Гаагская конвенция расширила основание для действенного сотрудничества стран и народов в деле охраны культуры. Сохранение культуры – залог позитивного развития, залог существования планеты. Забота о культуре – главное дело в современном мире. Широкое осознание этого положения станет поворотным моментом в истории нашей планеты.

Виталий Чуркин: Рерих предвосхитил события века
Открытие в ООН выставки, посвящённой 80-летию подписания Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, известного как Пакт Рериха (сайт ООН)


Послание Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна участникам церемонии открытия в ООН выставки, посвящённой 80-летию подписания Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (на английском языке) (сайт ООН)

Материалы о Пакте Рериха (сайт Международного Центра Рерихов)

Символическое подписание Пакта Рериха студентами из стран Латинской Америки, стран Карибского бассейна, Африки и Азии (сайт Международного Центра Рерихов)

«Мир через культуру, красоту и созидание. В кафедральном соборе Буэнос-Айреса состоялось освящение Знамени Мира Николая Рериха» (Российская Газета (Федеральный выпуск) №6202 от 9 октября 2013 г.)

Журнал «День Культуры» (Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов)

Участники Круглого стола «Диалоги о Культуре»

Круглый стол «Диалоги о культуре»

«Диалоги о Культуре» – под таким названием 17 апреля прошёл Круглый стол в МОУ СОШ №50 г. Твери. Он стал одним из мероприятий Программы празднования Дня Культуры в Твери и Тверской области.

Участниками Круглого стола стали школьники 8-х – 10-х классов. Готовясь к разговору, они по совету своих учителей по русскому языку и литературе познакомились с содержанием Пакта Рериха – первого в мире международного договора о защите культурных ценностей, 80-летие которого отмечается в этом году, узнали о символе Пакта – Знамени Мира; прочитали очерки Н.К. Рериха, раскрывающие ведущую роль культуры в жизни человека и общества.

Мысли о культуре великого гуманиста Н.К.Рериха оказались понятны и близки ребятам, но разговор на Круглом столе не стал пересказом их. Школьники искренне говорили о личном понимании значения культуры, опираясь на свой пока ещё не богатый жизненный опыт.

Виктория: «Культура открывает мне глаза на мир. Когда смотришь на него глазами художников, музыкантов, то мир сразу меняется: то, что казалось серым и обыденным, становится интересным, замысловатым. Понимаешь, что самые обычные мелочи, простые вещи могут приносить радость сердцу».

Ника: «Культура играет очень важную роль в моей жизни. Я занимаюсь в художественной школе, и мне доставляет огромное удовольствие рисовать каждый день, это формирует мой внутренний мир».

Алина: «Культура намного шире, чем только искусство, это и наука. Как искусство, так и наука направлены главным образом на то, чтобы человек мог расти, то есть добывать для себя информацию, которая принесла бы пользу и ему, и обществу, если он создаст что-нибудь значимое».

Максим: «Для меня культура – это верность Отечеству, то есть патриотичность, желание что-то делать для своей родины, при необходимости защищать её».

Другие участники Круглого стола сделали очень важное дополнение: истинный патриотизм всегда предполагает уважительное отношение к другим народам, их культурам. На примере событий на Украине было показано, как важно, чтобы любовь к родине не переросла в фанатизм, шовинизм.

На Круглом столе были подняты очень важные вопросы, связанные с постановкой жизненных целей, с искажённым понятием культуры в современном обществе (субкультуры, культура досуга, пития и т. д.), с обеднением современной речи, широким применением ненормативной лексики. Главный смысл рассуждений ребят сводился к пониманию, что критерием правильности наших поступков, устремлений, увлечений, самовыражения является красота. Только культура, связанная с ней красота, меняет сознание человека и в конечном итоге влияет на качество жизни.

Как предложение к дальнейшему размышлению о ценностях жизни в конце разговора прозвучала мысль Н.К.Рериха о восходящих ступенях становления культурного человека: невежество, цивилизованность, образованность, интеллигентность, духовное утончение, и только после этого человек приобретает способность к синтезу и высокую культурность…