«Дни Рериха» в школе №52 г.Твери. К закрытию выставки «Культура – основа жизни»

29 октября завершила работу выставка «Культура – основа жизни», посвящённая 80-летию подписания Пакта Рериха – международного договора о защите культурных ценностей, подготовленная Тверской Рериховской организацией и более полутора месяцев проходившая в МОУ СОШ №52 города Твери. Она стала не просто выставкой, а большим проектом, включившим в себя несколько мероприятий. Куратор проекта в школе, учитель биологии Валентина Ивановна Литвиненко, назвала его – «Дни Рериха», что совершенно справедливо: ведь всё происходящее в его рамках было так или иначе связано с творчеством, идеями и подвижнической деятельностью на благо мира Николая Константиновича Рериха.

В Международный день мира, 21 сентября, в школе прошло мероприятие, посвящённое этому очень значимому в наше напряжённое время дню. По решению Генеральной Ассамблеи ООН этот праздник отмечается ежегодно как день отказа от насилия и прекращения огня. К сожалению, сегодня он не знаменуется миром во всём мире, но проводимые в этот день образовательные и общественные информационные акции приближают будущее, в котором не будет места войне, утвердится сотрудничество и доброжелательное отношение народов друг к другу. Ученики пятых-восьмых классов представили свои презентации, посвящённые творческим и общественным свершениям нашего великого соотечественника Н.К.Рериха, а также презентации на тему «Мир моими глазами». Многие участники презентаций подготовили интересный материал и ребята слушали с большим вниманием.

Для учащихся с третьего по десятые классы на выставке «Культура – основа жизни» прошли экскурсии, знакомящие с жизнью, творчеством, мировоззренческими взглядами Н.К.Рериха. Во время экскурсий ученики, особенно младших и средних классов, активно включались в разговор о том, что для них означает понятие «культура», считают ли они, что ценности культуры надо хранить, оберегать и почему. Часто ребята приходили к общему мнению, что невозможно представить жизнь без красоты, которую несут все грани искусства, и что культурным человеком можно назвать того, кто стремится к знаниям, творчеству и утверждает в себе положительные качества. Экскурсии проводили не только сотрудники Тверской Рериховской организации, но и преподаватель математики и черчения Валентина Викторовна Самсонова, а для младших школьников – учащиеся седьмых-восьмых классов.

По инициативе учителя русского языка и литературы Ольги Владимировны Корниенко состоялась встреча тверской поэтессы Татьяны Чечиной с учениками третьего и шестого классов. Диалог получился очень искренним и дружеским, в нём были прояснены многие вопросы: где истоки поэтического и любого другого творчества; из какого пространства мы черпаем своё вдохновение; нужно ли мечтать детям и взрослым; как не отступать перед жизненными трудностями; почему слово может ранить больнее острого меча; как вырастает человек с большой буквы? В результате общения складывался образ цветка, лепестки которого – качества души, расцветающие в человеке. Т.Чечина пожелала юным собеседникам почаще вглядываться в эти лепестки и рисовать свой внутренний портрет самыми яркими красками.

Очень значимым событием проекта стал Круглый стол, названием которого был выбран призыв Н.К.Рериха «Мир через Культуру», являющийся главной идеей Пакта Рериха. Помимо педагогов и старшеклассников в нём приняли участие сотрудники Рериховской организации. Ребята из шести команд, обобщив предложенный материал, подготовили краткие сообщения по следующим темам: «Феномен культуры. Культура и цивилизация», «Человек – носитель культуры», «Человек и культура», «Мир через культуру», «Н.К.Рерих – сын России, гражданин Вселенной», «Роль культуры в развитии человечества». Был показан фильм «Пакт Рериха. Мир через Культуру», созданный Международным Центром Рерихов. В последующем обсуждении происходил совместный поиск ответа на самый сложный вопрос современности: возможен ли мир через культуру?

Мнения школьников разделились и были высказаны практически диаметрально противоположные точки зрения. Одни утверждали, что мир через культуру – задача, по-сути, невыполнимая: ведь всегда найдётся человек-разрушитель, который убеждён, что культура ему не нужна. А также, что современное человечество недостаточно духовно и интеллектуально развито, чтобы воспринять идеи Рериха, и не осознаёт опасности полного разрушения Земли в результате военных конфликтов. Другие ребята говорили о том, что возможности воплощения в жизнь призыва великого гуманиста «Мир через Культуру» есть. Они выражаются в необходимости с рождения воспитывать в людях уважение и интерес к культуре и истории своей страны и мира. И, прежде всего, отмечали старшеклассники, нужно начинать с себя: умножать красоту в себе и вокруг, всемерно беречь культурное наследие.

Эту мысль поддержали взрослые участники Круглого стола, подчеркнув, что миротворчество это не мир везде, а процесс творения мира, и это один из самых важных моментов Пакта Рериха. «Если идею Рериха принимают все присутствующие, – сказал Анатолий Григорьевич Лысиков, председатель Рериховской организации, – и никогда, ни при каких обстоятельствах не станут разрушителями, это не так уж мало. Человеческое безразличие, и тем более войны, разрушают памятники культуры – исчезает и их энергетика, тем самым сужая поле культуры. А его нужно поддерживать. Как? Позитивно мыслить об этом, распространять эти миротворческие идеи».

Интересный диалог продолжился и на закрытии выставки. Ребята не хотели расходиться, задавая взрослым всё новые вопросы, споря и соглашаясь друг с другом. В завершение организаторы проекта выразили надежду, что художественное творчество Н.К.Рериха, его философия и идеи, устремляющие к культуре и миру, надолго останутся в сфере интересов школьников, и они будут снова и снова обращаться к неисчерпаемому рериховскому наследию.

Вера Шушунова,
Наталья Буракова,
сотрудники Тверской Рериховской организации


Прочтите: