Что есть культура? Какова её роль для каждого человека и страны в целом? Что означает понятие «культурный человек» и модно ли сегодня быть культурным? Что такое ценности культуры? С этих вопросов началась встреча со старшеклассниками школы, на которой присутствовали руководитель Тверской областной Рериховской культурно-просветительской общественной организации (ТОРОО) Анатолий Лысиков, сотрудник ТОРОО Наталья Буракова и руководитель поэтического театра школы № 49 Твери, режиссёр, педагог, поэтесса Татьяна Чечина. Взрослым было интересно услышать мнение молодёжи и узнать её взгляд на важные понятия в жизни страны и общества.
Конечно, даже старшеклассникам сложно с ходу ответить на подобные вопросы, тем более в беседе с незнакомыми людьми, но ребята быстро включились в разговор.
Максим: Культура – это духовная жизнь человека.
Айтадж: Поведение человека.
Никита: Совокупность духовных и общественных достижений человека.
Ясно, что невозможно говорить о культуре, не уточнив самые важные, глубинные её понятия, ведь многие из них в наши дни искажены или сведены к обыденности. Поэтому и разговор складывался как детализация, раскрытие множества аспектов культуры.
Т.Чечина: Меня порадовало, что ребята при определении культуры сразу начали с понятия духовности – это уже близость какого-то нового времени. Культурное наследие, поведение, все наши достижения в области искусства и приобщение ко всем его видам – театр, литература, поэзия, живопись – конечно, тоже входят в понятие культуры. Но все эти ценности, и в том числе этика, не оживут и не будут для нас определяющими, пока мы не разберёмся, что есть по сути культура в духовном смысле. Сейчас, к счастью, можно говорить о духе, и об этом детям говорят в рамках школьных предметов. Но как дух проявляется в жизни, в бытии человека? Я думаю, что выражается он в красоте, любви, совести… А что ещё ценное мы могли бы положить в нашу внутреннюю чашу культуры?
Старшеклассники: Человечность, доброта, добро.
А.Лысиков: Я хочу уточнить: если есть добро, значит, есть и зло? Если взять две чаши и посмотреть, чего сейчас больше на весах человечества – добра или зла?
Старшеклассники: Поровну. Чаши постоянно колеблются. 50/50
Михаил: Мне кажется, что каждый человек сам решает для себя: он больше относится к добру или к злу. Поэтому говорить обо всех людях обобщённо не правильно. Человек сам определяет для себя, кто он есть.
Т.Чечина: У меня вопрос к Михаилу. Конечно, каждый решает внутри себя лично. Вот вы решили, что следуете добру, но придут те люди, которые выбрали зло, и они вам не дадут жить счастливо с вашими убеждениями.
Михаил: Нужно всё же попытаться сделать так, чтобы получилось, и есть люди, которые могут помочь. Но всё же каждый человек зависит от себя, и каждый отвечает сам за себя.
Т.Чечина: Разве человек может изолироваться от общества, от жизни близких людей?
Михаил: Он должен выбирать круг своего общения и от этого будет исходить добро либо зло.
Дальнейший диалог всё чётче прорисовывал грани культуры, открывая для ребят такие непопулярные в наше время понятия, как благородство души, великодушие, общее благо. Старшеклассники согласились с тем, что в современном глобальном мире, с его широко разветвлёнными взаимодействиями, не получится построить свой отдельный светлый культурный мир, не заботясь обо всём земном сообществе, об общем благе.
Термин благородство тоже был рассмотрен с разных сторон. Кто-то из школьников сказал: благородство – это когда ты делаешь больше для других, чем для себя. А взрослые напомнили, что красивое понятие – благородство души – в старые времена расшифровывали как дух, рождённый от высоких создателей. Благорождённый человек – сын Божий, несущий в своём духе его искру.
Максим назвал ещё одну черту, присущую культурному человеку – умение сдерживаться, владеть собой, и завязалось обсуждение: при помощи чего мы можем взращивать в себе добрые, полезные, позитивные, светлые качества.
Т.Чечина: Мы затронули чрезвычайно важную тему – это воля, которая не позволит нам в жизни стать марионетками в руках какого-то невежественного режиссёра. Если мы не сможем стать волевыми людьми в хорошем смысле этого слова, т. е. отстаивать в себе качества хорошего человека, то грош нам цена. В конце жизни придётся сказать: я не стал личностью, я сам себя не уважаю.
Максим: Мы не станем личностью, пока у нас нет свободы.
Соня: Сейчас мы зависим от родителей, от школы, пока у нас нет свободы.
Т.Чечина: Да, и от родителей, и от педагогов, и от правил. А где у нас полная, абсолютная свобода?
Ева: Свобода в мыслях. Нас никто не может ограничить в наших мыслях.
Т.Чечина: Да, очень верно. Тот мир внутри нас – это наш микрокосм, в котором мы абсолютно свободны. Но как только мы начинаем выражать этот мир мыслей и чувств, мы уже вынуждены считаться со свободой другого человека.
А.Лысиков: У меня вопрос к ребятам: по прошествии дня вы анализируете свои мысли, действия, поступки? Ведь применяя инструменты под названием мысли или чувства, человек может себя либо улучшать, либо ухудшать.
Ева: Я сравниваю себя сегодняшнюю, свои мысли, поступки с тем, какие они были год назад, например.
А.Лысиков напомнил слова мудреца о том, что человек – это процесс, и ребята добавили, что они понимают это как процесс самосовершенствования, осознания себя.
Коснулся разговор и такого аспекта культуры, как речь, слово. Т.Чечина рассказала о прекрасном празднике «Чистое слово», который несколько лет назад был инициирован Тверской рериховской организацией. К сожалению, не поддержанный школами в должной мере, он не получил широкого развития. А ведь речь – это та область культуры, в которой можно приложить свои усилия на общее благо. Слово – это выраженная мысль. Чистое слово происходит от чистого мышления. Если у нас есть воля, мы не будем потакать дрянным словечкам, которые, как уже доказано учёными, несут разрушительную энергетику не только для человека, но и для всего живого.
Татьяна прочла ребятам своё стихотворение «Слово». Его главный посыл – человек создан творческой личностью с высочайшей искрой в глубине своего сознания. Он подобен Богу, получив в завершение Семи циклов Творения право творчества «восьмого дня». Но человек может творить зло и разрушение и погубить планету и человечество, а может создать прекрасную жизнь.
Говорят, в начале было Слово –
у Всевышнего. И слово было Бог.
Огненная сущего основа,
первозвук и первовздох.
Торжество проявленного мира!
Первомысль творила первоплоть
в волнах лучезарного эфира.
Словом Бытие творил Господь…
Се непостижимое творенье
всяк по-своему готов понять:
в русле знанья или заблужденья.
Только вряд ли можно отрицать,
что, имея право Дня Восьмого,
продолжая созиданья нить,
наше человеческое слово
ту же творческую мощь хранит.
Но прислушаемся к повседневной речи,
что и как слетает с наших уст:
мутно катится поток беспечный,
форма вяла, смысл постыдно пуст,
жалит острота сужденья злого,
барабанит дробь пустых сердец!..
Если уж началом было слово,
то потеря слова есть почти конец…
Но ещё не ночь. Хотя и вечер...
Как же сумрак ночи избежать?
Защищая слово человечье,
можно Божий Дом не потерять.
Состоялся хороший разговор. Взрослые и молодёжь услышали друг друга и почерпнули много полезного для себя. Хочется надеяться, что слово Культура уже не будет для ребят отвлечённым понятием.