Я – Дух, и жизнь моя не здесь.
Тут – лишь этап, фрагмент, мгновенье,
Включившее земную твердь
В Маршрут иного назначенья.
…
В мгновенье жизнь утратила границы
И засверкала мириадами миров –
Увидел дух, проснувшись сильной вольной птицей,
Вселенную поверх земных основ.
…
Только сердце человека
Неземною дышит тайной,
Устремляясь век от века
В бесконечность мирозданья.
…
Строчка за строчкой звучали стихи – о духе, о сердце, о путях эволюции, о странниках-поэтах, о беспредельности исканий, о бесконечном совершенствовании: 14 февраля 2015 года в Лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра проходила встреча с московской поэтессой Анастасией Разводовской. Заявленная тема встречи «И в сердце мир соединен…» была и простой и сложной одновременно: что может быть проще мысли о целостности мира и что может быть сложней следования путём сердца?
Слово на этой встрече было не единственным действующим лицом: мысли музыки прокладывали мосты в пространство, где можно понимать и быть понятым независимо от того, на каком языке человек думает. Анастасии Разводовской в этот вечер помогал воплощать задуманное композитор, член союза композиторов России Сергей Левин. Его музыкальные сочинения принимали эстафету у поэтического слова. Вместе они двигались к единой цели.
Но звучали не только стихи и музыка: звучали необычные картины необычного художника Микалоюса Чюрлёниса. В зале, где собрались почитатели поэзии, продолжалась выставка репродукций его картин. И к вопросу целостности мира его живопись добавляла нечто противоречивое – «двоемирие», как отмечали исследователи его творчества. Обособленное существование предметного мира и мира иного, разделённых у Чюрлёниса «прозрачностью иного, более высокого измерения» [Л.В.Шапошникова. Земное творчество космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. С. 381]. Слияние, соединение этих миров рождало новые формы, новую красоту. Значение сердца в процессе такого соединения невозможно отрицать.
Но кто-то, не придавая значения сердечным сигналам, скажет: «Стихи, музыка, картины. И что здесь необычного?» – Необычно многое.
Человек захотел соединить мир в своем сердце, когда кругом раздор, раздражение, войны, конфликты, катастрофы, непонимание.
Человек решился выразить своё желание единого мира в творчестве, в искусстве слова, возможности которого так ограничены.
И ещё: много ли готовых неустанно соединять разорванную ткань мира? – Меньше, чем требуется.
Потому будем приветствовать каждое стремление к Единству, Высшей гармонии и Красоте. И пусть чаще в Твери (и не только в Твери) звучат необычные стихи, музыка и картины. Так общими усилиями придёт мир – через культуру, через сердце.