В свете истинной культуры

27 декабря в тверской школе №34 завершил свою работу культурно-просветительский проект «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». В этот день на закрытие выставки «Вестники Красоты» собрались учащиеся и педагоги школы, организаторы проекта – сотрудники Тверской Рериховской организации.

«Выставка заканчивается, и от этого немного грустно, – сказала директор школы Вера Петровна Панкова. – Но в то же время радостно от того, что вы, ребята, узнали о таких выдающихся личностях, как отец и сын Рерихи, напитались той красотой, которую излучают их картины, раскрывающие философию жизни. Я думаю, после этой выставки у вас появился ещё больший интерес к искусству и желание вносить творчество в любой свой труд».

Председатель Тверской Рериховской организации Анатолий Григорьевич Лысиков, обращаясь к школьникам, подчеркнул, что картины Рерихов, возможно, не всегда понятны с первого взгляда, и для того чтобы их расшифровать, необходимо знание. Всё творчество этих великих художников пронизано идеями философского Учения Живой Этики, которое пришло на Землю через супругу Николая Константиновича – Елену Ивановну Рерих, выдающегося мыслителя ХХ столетия. Современные учёные называют это Учение философией космической реальности. В своём выступлении А.Г.Лысиков отметил: «Ваша школа необычайно тёплая, приветливая, и заслуга в этом в первую очередь ваших педагогов: они несут свет и добро. Наша выставка объединилась с этим светлым пространством и осталась в нём. И пусть память о ней побуждает вас всегда устремляться к созидательному творчеству и красоте».

Но во все времена красота, запечатлённая в лучших творениях человечества, повергалась уничтожению вандалами, нещадно разрушалась во время войн. Вячеслав Александрович Грибков, актёр Тверского академического театра драмы, пожелал ребятам быть рыцарями красоты и защищать её носительницу – культуру. А для этого необходимо осознавать, что такое культура.

Эта тема была предложена старшеклассникам на Круглом столе, который завершил программу «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Молодые люди постарались ответить на вопросы: что включает в себя понятие Культура; кто такой культурный человек, и всегда ли можно назвать образованного человека носителем культуры; кто для них является примером культурного человека. Отрадно отметить, что отвечая на последний вопрос, ребята назвали своих учителей.

В рамках проекта состоялся конкурс сочинений, в котором были заявлены две темы: «Что такое истинная культура?» и «Сохранение старины – дело государства или каждого человека?» Организаторы конкурса предлагали детям поразмышлять о том, какую важную роль в нашей жизни играет культура и что именно она способна привести к миру на Земле, а также привлечь их внимание к мысли, что за сохранение культурного наследия, своей красотой формирующего и обогащающего наш внутренний мир, ответственны все – и государство, и каждый отдельный гражданин.

На конкурс подали сочинения учащиеся вторых, четвёртых и шестых классов. Несмотря на свой юный возраст, ребята высказали по этим темам вполне зрелые суждения.

Зайцев Артём, 2 «Б» класс: «Каждый из нас может и должен бережно относиться к памятникам и старинным вещам – не ломать, не разрушать, не рисовать на стенах. Ещё каждый может по мере своих возможностей сделать пожертвование на ремонт какого-нибудь старинного здания или просто бесплатно помочь своим трудом».

Миронов Артём, 4 «Б» класс: «Я думаю, что истинная культура должна нести в себе духовный мир, знание, а также воспитание в себе лучших человеческих качеств как доброта, уважение, честность, искренность, трудолюбие, целеустремлённость. … Чем больше людей в нашей огромной стране будут обладать такими качествами, тем светлее, прекраснее будет наша Россия».

Осипова Анна, 6 «В» класс: «Истинная культура человека состоит из личных положительных качеств каждого, его воспитания с детства, поведения в течение всей жизни, отношения человека к искусству, к истории своей семьи и страны».

Жукова Елизавета, 6 «А» класс: «Время неумолимо. Оно «работает» против старины. Мы, государство и каждый его гражданин, должны сделать всё возможное, чтобы наши потомки смогли восхищаться творениями наших предков. … Необходимо изменить своё отношение к старинным объектам. Это не рухлядь и не развалюхи. Это часть нашей истории!»

Мешкова Дарья, 4 «В» класс: «Культура человека не в умении носить красивую одежду, не в количестве посещений библиотеки, и даже не в большой квартире... Культура у человека в Сердце!!!»

Прокофьев Иван, 6 «Г» класс: «Если всем городом сдать по десять рублей, то можно будет отреставрировать один памятник. Один, но с какой гордостью он будет стоять!»

Все участники конкурса на закрытии выставки были награждены грамотами.

Мероприятия, прошедшие в школе №34 показали, что у тверских школьников есть желание размышлять и рассуждать о культуре и красоте, а также искать способы конкретного приложения своих сил к сохранению культурного наследия. А у организаторов выставочного проекта и педагогов живёт в душах надежда, что, став взрослыми, ребята будут ответственными людьми с активной гражданской позицией.

Ирина Вахонина,
Наталья Буракова,
сотрудники Тверской Рериховской организации


Прочтите: