М.К.Чюрлёнис

Вестник. Программа, посвящённая М.К.Чюрлёнису

17 января в уютном лекционно-выставочном зале Тверского городского музейно-выставочного центра, вот уже несколько дней наполненном волшебным, необыкновенным тёплым светом картин Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, прозвучали вдохновенные слова о коротком и трудном, но ярком и напряжённом, как вспышка молнии, земном пути великого мастера. Свою авторскую программу о литовском художнике и музыканте, посвящённую 140-летию со дня его рождения, представили зрителям горячие почитатели творчества Чюрлёниса – Татьяна Левина, культуролог, лауреат фестивалей авторской песни, и Сергей Левин, композитор, член Союза композиторов России, хормейстер камерного хора «Русский партес» Тверской академической областной филармонии.

Вслед за известным современным искусствоведом и музыкантом Михаилом Казиником авторы программы называют Чюрлёниса Вестником. Одна из первых профессиональных работ художника – картина «Весть». На ней изображена огромная, сильная птица, летящая в лучах утреннего солнца и несущая весть о чём-то прекрасном. Этот образ более всего отражает самую суть творческой личности Чюрлёниса.

Он стал основоположником литовской профессиональной музыки, создателем совершенно неповторимого направления – музыкальная живопись, оставил множество картин глубокого философского содержания.

Получив от отца – сельского органиста – основы музыкальной грамоты, Константинас учится на протяжении всей своей жизни. В 13 лет он ученик оркестровой школы мецената князя Огинского, с 18-и лет обучается в Варшавской консерватории по классу фортепиано и композиции, много пишет – кантату для хора и оркестра, фуги, маленькие пьесы для рояля. По окончании консерватории в Варшаве, отказавшись от заманчивых предложений работы, дающей свободу не думать о хлебе насущном, Чюрлёнис продолжит учёбу в Лейпцигской консерватории. Им уже написана симфоническая поэма «В лесу», с которой начинается история литовской профессиональной музыки.

Тогда же Чюрлёнис увлекается живописью. Гармония и красота природы влекли его, и ему казалось, что музыка не в состоянии полностью передать все оттенки красок, которые он видит в деревьях, морской воде, цветах, в облаках, плывущих по небу. Он снова становится учеником: поступает в Школу изящных искусств в Варшаве. Героем его первой самостоятельной картины снова станет лес – «Музыка леса».

Тяга к познанию у Чюрлёниса невероятна. Его интересует не только музыка и живопись, но и знания вообще. В круг его чтения входят произведения Рабиндраната Тагора, Фридриха Ницше, Фёдора Достоевского, Ветхий Завет, книги по астрономии и космогонии (теории о происхождении Вселенной), философии Древней Индии.

Константинас работает не жалея себя, пытаясь найти свой путь в искусстве, какую-то таинственную грань, где бы воедино слились музыка и живопись. Скоро он найдёт эту грань. Появятся целые циклы картин – живописные сонаты, – разворачивающиеся во времени и пространстве по законам музыкального жанра. Среди них сонаты Весны, Лета, Ужа, Пирамид, Солнца, Моря, Звёзд.

Но отправной точкой поиска станет картина «Истина», написанная художником в 30 лет. В центре картины мы видим горящую свечу в руке загадочного персонажа. Кто это – творец, искуситель, держатель судьбы?.. На свет со всех сторон слетаются мотыльки. Или это души людей, похожие на ангелов, летят прямо на огонь, обжигают тонкие крылышки и всё же летят в поиске ответов на свои вопросы, в поиске Истины? С этого момента Чюрлёнис понимает, в какую сторону он должен двигаться. Теперь он пытается осмыслить закономерности, которые управляют Человеком и Космосом, микрокосмом и макрокосмом, стремится ощутить ту главную силу, которая господствует в Мироздании.

Результатом раздумий художника над этими вопросами стали циклы картин «Потоп», «Знаки Зодиака», «Сотворение мира», триптих «Путешествие королевны», картины «Сказка о королях», «Дружба» и другие. Рассказ об этих произведениях, приближающий к пониманию планетарной миссии Чюрлёниса – творца Новой Красоты – прозвучал в сопровождении его удивительной музыки.

Зрители услышали о встрече Чюрлёниса с его будущей женой, молодой писательницей Софией Кимантайте, об их совместных планах по написанию первой литовской оперы, о жизни в Петербурге, куда художник уехал в надежде найти понимание и реализовать свои творческие замыслы. Его заметили и поддержали М.Добужинский, Л.Бакст, Н.Рерих, К.Сомов – передовые петербургские художники того времени. Но Чюрлёниса глубоко ранило, что во многих близких к искусству кругах его творчество было встречено, по выражению Н.Рериха, с «окаменелым скептицизмом».

Несмотря на это Чюрлёнис много работал, не поспевая за неудержимо несущимся вихрем идей. Его сжигал огонь творчества. По собственному признанию, он отдавал работе «24–25 часов в сутки». Не доедал, не высыпался, и все же не сдерживал себя.

Его картина «Жертва» в чём-то автобиографична. Художник принёс всего себя в жертву ради воплощения своих возвышенных мечтаний. Мы видим, как Высокий Дух, каким был Чюрлёнис, спускается в наш мир, чтобы принести людям весть о прекрасных мирах. «Идти без устали...» – в этом был смысл жизни художника. Такой напряжённый ритм и подорвал его здоровье. На фоне огромного нервного истощения Константинас заболел. Лечение не помогло. Его не стало, когда ему не исполнилось и тридцати шести лет.

Сразу после ухода Чюрлёниса зазвучало слово «гениальный». Через год состоялся торжественный вечер его памяти в Санкт-Петербургской консерватории, где были исполнены симфонические поэмы; более 200 картин экспонировалось на нескольких выставках. В Литве было организовано общество художников имени Чюрлёниса. Спустя годы Н.К.Рерих написал о нём: «Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. И пришла она, эта легкокрылая гостья, не для того, чтобы только переночевать около произведений Чюрлёниса, но чтобы озарить его творения навсегда».

Вдохновенно и волнующе на всём протяжении вечера звучала музыка Чюрлёниса в записи и в живом исполнении. Ольга Рулёва, преподаватель Тверского педагогического колледжа, исполнила Мазурку, Вариации, Прелюдии и Фугу композитора.

Финальным аккордом программы стала песня Татьяны Левиной, посвящённая Чюрлёнису, как попытка понять и осмыслить необыкновенную миссию этого величайшего творца, этого явленного свидетеля реальности миров высших измерений:

Кто твоей рукой водил,
Кто тебе огонь дарил,
Светлый, чистый и светлый?
Ты прозрел творенья суть,
Ты увидел звёздный путь,
Смертный, ты стал бессмертным.

Авторы программы «Вестник» только приоткрыли зрителям богатый внутренний мир музыканта и художника, таинственный процесс его творчества, удивительные послания великого духа, скрытые в живописных образах его полотен. Но до конца понять творчество Микалоюса Константинаса Чюрлёниса каждый может только сам, напрягая в этом порыве свою душу.