Н.К. РЕРИХ. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове (Псковский погост). Из серии архитектурных этюдов. 1904

Выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

 

C 28 июня по 28 июля 2024 года в Тверском городском музейно-выставочном центре (ул. Срветская, 54) будет представлен выставочный проект Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвящённый 120-летию путешествия Н.К. Рериха по древнерусским городам России. Торжественное открытие выставочного проекта состоится 28 июня в 16-00.

Соорганизаторы проекта: Администрация города Твери, Тверской городской музейно-выставочный центр, Советский Фонд Мира, Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация.

Имя Николая Константиновича Рериха (1874-1947), всемирно известного русского художника, философа, путешественника, учёного и общественного деятеля, стало символом мира, культуры и созидания.

Летом 1903 года Николай Константинович, занимая должность секретаря Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной начал двухлетнюю экспедицию по Руси. Рерихи посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков, Калязин и другие. Отправным пунктом маршрута стал Санкт-Петербург, родной город художника.

По поручению Императорского общества поощрения художеств Н.К. Рерих создал целую коллекцию эскизов и этюдов русской старины. Он изучал древнерусскую архитектуру различных эпох и школ, исследовал старинную живопись, фрески, иконы, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания и песни.

Итогом поездки «по старине» стали новые картины, статьи Н.К. Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И. Рерих на маршруте экспедиции. В январе 1904 года архитектурные этюды Н.К. Рериха были представлены на выставке Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. В целом эта большая живописная серия насчитывала около 90 этюдов. В них широко было показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти картины искусствовед Сергей Эрнст.

В своих статьях Н.К. Рерих поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Художник увидел ужасающую картину разрушения исторического и культурного наследия Руси, встретил равнодушие чиновников и их нежелание сохранить для будущего древнее наследие. Путешествие «по старине» послужило началом широкой общественной деятельности Рериха в защиту культурного  достояния: «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных». Спустя несколько десятилетий им был разработан международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха, который стал первым договором в защиту культурных ценностей как в мирное, так и в военное время. Впоследствии он послужил основой для создания и деятельности ЮНЕСКО.

Выставочный проект популяризирует художественное и философское наследие Н.К. Рериха, дающее импульс для изучения героической истории России и родного края, памятников старины, воспитания патриотизма у молодежи и стремления трудиться ради великого будущего нашей Родины. Одной из главных задач проекта является привлечение внимания государственных и общественных организаций к проблеме охраны и воссоздания   разрушающихся архитектурных памятников в регионах России с целью сохранения нашего великого культурного достояния.