В бреду страстей, в обмане их свершенья
Людской душе, распятой в их игре,
Уже не раз потир Преображенья
Являл свой свет на звёздном алтаре.
Юргис Балтрушайтис
В 2015 году весь мир отмечает столетие со дня смерти одного из величайших композиторов в истории музыки Александра Николаевича Скрябина. В Твери это событие тоже не осталось без внимания: 29 ноября в рамках выставки «Сияние миров незримых», проходящей в Тверском городском музейно-выставочном центре, состоялась лекция «Скрябин и русский космизм», которую прочитал один из ведущих скрябиноведов России, кандидат искусствоведения Андрей Иванович Бандура (г.Москва).
Явление космизма зародилось в пространстве русской культуры Серебряного века – в науке, философии, искусстве, – и Скрябин был основоположником этого течения в музыке. Поэтому разговор о нём в окружении картин современных художников-космистов был особо символичным.
Несмотря на то, что за сто лет творческое наследие композитора было досконально изучено, а сочинения его прочно вошли в репертуар исполнителей во всём мире, Скрябин всё же остается одной из наиболее недопонятых, а отчасти и мифологизированных фигур в истории музыки. Причиной тому, вероятно, довольно сложная система его мировоззрения, без понимания которой невозможно до конца осознать всю глубину его творчества и поистине революционный прорыв в музыке XX века. Скрябин создал свой звуковой Космос, постичь который в силах только вдумчивый и глубокий слушатель. А талантливый лектор Андрей Бандура стал для тверского слушателя опытным проводником в этот мир света и высокой гармонии.
Невозможно в короткой заметке передать всё многообразие и глубину тех тем, которые были затронуты на встрече. Но одна из них запечатлелась в сознании особо. Свет и радость – эти понятия с определённого момента стали главным девизом в творчестве Александра Николаевича. Он научился сам постоянно пребывать в радостном состоянии духа и щедро делился им в своих произведениях. «Искусство должно быть праздничным, – говорил Скрябин, – должно поднимать, чаровать». И это удивительным образом совпало с атмосферой выставки. Дело в том, что одной из особенностей космизма является преображение окружающего мира через преображение себя. Скрябин очень хорошо понимал, что невозможно передать в музыке то состояние, которое ты сам не испытал. И он активно работал над собой. Горя идеей Мистерии – преображения мира, – он начинал с себя. «Хочешь изменить мир – измени себя». Эта старая истина словно заново открывается, когда попадаешь в поле воздействия скрябинского духа. Все мы, независимо от степени своей талантливости, можем – и должны! – стать творцами, творцами собственной жизни, творцами самих себя. Преображая себя, мы преображаем окружающий нас мир. А бесконечным источником вдохновения на этом пути являются для нас величайшие подвижники духа. И один из них, несомненно, – Скрябин.
Сергей Левин,
композитор,
артист Тверской академической филармонии