Мы не сможем понять очень многое, может быть, самое существенное, если не поверим и не почувствуем, что над нами есть Живые Небеса, и мы часть их. От Живых Небес мы получаем «явления всех вдохновений». Они, – эти беспредельные дали Вселенной, – дарят состояние надземное, в котором переживаем прилив необычной мощи сил творчества. Творческая Вселенная, внутри которой мы существуем, есть источник нашего вдохновения на творчество».
Ш.А.Амонашвили
О сложной и одновременно простой тайне творчества, о вдохновляющих на это творчество силах и энергиях размышляли педагоги, собравшиеся из разных уголков России, Украины, Беларуси, Киргизии, Грузии, Казахстана, стран Прибалтики на Одиннадцатые Международные Педагогические Чтения, посвящённые теме «Учитель, вдохнови меня на творчество».
В Московском городском педагогическом университете в течение трёх январских дней (9, 10, 11 января) в процессе работы лабораторий и мастер-классов, в общих встречах участники Чтений разносторонне исследовали процесс зарождения вдохновенного творчества, его облагораживающее влияние на души детей и самих педагогов, на весь мир образования.
Обращение нынешних учителей к идеям классиков гуманной педагогики, философов, мудрецов, мечтателей и поэтов, художников жизни, к опыту современных педагогов-новаторов приводит к осознанию, что лучшее творчество – это творчество вдохновлённое. Появляется уверенность в том, что во вдохновении можно упражняться и со временем научиться удерживать это чудесное состояние.
Вдохновению нам нужно учиться у наших детей – эта мысль звучала лейтмотивом Чтений. Дети всё делают вдохновенно – смеются, плачут, дерутся, играют, живут. Они свободны, как может быть свободен только вдохновлённый человек.
Человек оказывается постоянно вдохновлён, если мыслит возвышенно. Вдохновлённый человек это счастье для окружающих.
В очередной раз наполнялась общая чаша педагогического опыта. Учителя начальных классов, гуманитарных и естественных наук дарили друг другу искры своих нахождений: как вдохновляться, чем дышать самому учителю, чтобы вдохновить ученика.
Оказывается, источником вдохновения может служить и сам предмет, и живое созерцание природы, и чувство удивления миром, и сияющие глаза ребёнка. Большое вдохновение учителям дают революционные изменения научной парадигмы. Педагоги должны стать смелее и найти способ донести детям новейшие мысли передовой науки, стараться выходить за рамки своего предмета, связывать законы познания окружающего мира с законами нравственности. Вдохновить значит – вдохнуть новое. И это новое постоянно надо искать, чтобы на каждом уроке ребёнок стал первооткрывателем давно открытого наукой.
Три дня напряженной работы педагогами выводилась формула, как вдохновлять учеников, как найти вдохновение в себе самом и удержать его. И вновь, через индивидуальное творчество каждого участника Чтений, мир образования получил мощный импульс к обновлению.