Недалеко от Петербурга у родителей Н.К.Рериха была усадьба со звучным и загадочным названием Извара. В окрестностях ее располагалось множество древних курганов. В 80-х годах ХIХ века в этих местах вел масштабные раскопки ассистент медико-хирургической академии Лев Константинович Ивановский. Рериху было 9 лет, когда он познакомился с Ивановским и буквально заболел археологией. Он самостоятельно начал раскапывать курганы.
Первое официальное разрешение Императорской археологической комиссии на проведение раскопок Николай Рерих получил в 1894 году. Раскопки он проводил на Плитной Горке и у Серебряного ручья на земле Изварской казенной дачи Царскосельского лесничества. Последнее же разрешение на его имя было выдано 6 апреля 1910 года на проведение раскопок в пределах Новгорода и Новгородского уезда. Археологическими исследованиями Николай Константинович продолжал заниматься и позже, но проводил их на землях частных владений по договоренности с их собственниками.
К своим археологическим исследованиям Н.К.Рерих относился не только как ученый, но и как художник, поэт: «Щемящее приятное чувство первому вынуть из земли какую-нибудь древность, непосредственно сообщиться с эпохой, давно прошедшей. Колеблется седой вековой туман, с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед нами заманчивое тридесятое царство; шире и богаче развертывается чудесная картина» [1].
Свои очерки-отчеты о проведенных археологических работах («На кургане» 1898 г., «Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца» 1899 г., «Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой» 1903 г., «Каменный век на озере Пирос» 1904 г.) Николай Константинович иллюстрировал фотографиями, своими собственными рисунками. Это не только подробный отчет, но и зарисовка непосредственных впечатлений исследователя. Поэтому очерки интересны не только специалистам, но и любознательному читателю.
Там, где Рерих проводил раскопки, он всегда подробно расспрашивал местных жителей о преданиях, легендах их края. В них он видел источники информации: «Самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание – есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков».
В результате археологических исследований Н.К.Рерихом была собрана уникальная научно обработанная коллекция предметов каменного века, насчитывающая около 100 000 единиц. В нее входили не только предметы из России, но и из Европы. Коллекция значительно пострадала во время Октябрьской революции 1917 года. Но часть ее все-таки сохранилась и ныне находится в Санкт-Петербурге в одном из крупнейших музеев мира – Эрмитаже.
Многие археологические исследования Н.К.Рерих проводил в Валдайском и Вышневолоцком уездах, значительная территория которых ныне входит в состав Тверской области.
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- Л.В.Шапошникова. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. М. 1998. Стр. 34.
Озеро Глубокое. Подлипье
Летом 1899 года Н.К.Рерих по поручению Императорского Русского археологического общества проводил раскопки в Порховском, Старорусском и Валдайском уездах Новгородской и Псковской губерний.
Расположенные по течению главных рек погребения в виде громоздких памятников-сопок в Новгородской и Псковской губерниях к тому времени были достаточно исследованы. Имелось много сведений и о жальниках – древних захоронениях, обложенных сверху камнями. А вот невысокие курганы, считавшиеся переходными от сопок к погребениям жальничным, исследованы были недостаточно. «В обеих губерниях таких курганов было раскопано, в общем, изрядное количество, но эти раскопки в большинстве казались случайными, разной тщательности, так что результаты их давали пеструю картину и недостаточно намечали связь с древностями соседних областей» [1]. «Целью раскопок 1899 года можно было бы положить определение погребальных обрядов и типа вещей у новгородских славян между временем сопок и жальников, т. е. приблизительно от XI по XIII век» [2], – говорилось в записке профессоров Н.И.Веселовского и А.А.Спицына, представленной ими в Императорское Русское археологическое общество. Эта записка определила планы и задачи археологических работ, проводимых Рерихом.
Результаты проделанной работы были отражены молодым исследователем в его подробнейшем отчете «Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца», иллюстрированном рисунками автора.
Рерих знал о существовании в Валдайском уезде погребений интересовавшего его типа. Но у него не было открытого листа на право производства археологических раскопок в данной местности в отличие от Порховского и Старорусского уездов. Ему «хотелось хотя [бы] раскопками на каких-либо частных землях ознакомиться с местными древностями» [3]. В этом ему помог князь П.А.Путятин, на землях которого на берегу озера Глубокое в районе деревни Глубочиха как раз находились невысокие курганы. Озеро это соединялось с озером Бологое небольшим каналом, прорытым в 1894–1895 годах по инициативе князя, и находилось от Бологое в 10 километрах.
Оказалось, что часть курганов обрушилась в озеро, оставшиеся же уже были исследованы ранее. Курганы имели расплывчатую форму и не имели каменного кольца у основания. Высота их доходила до 1,5 аршин [4], а в диаметре они достигали 6–9 аршин.
Николай Константинович все-таки провел тщательное исследование одного из курганов. Погребение наполовину обвалилось, но на уровне материка на обширном кострище молодой исследователь обнаружил несожженный костяк в сидячем положении. Лицо его было обращено на восток, около левой голени стоял горшок грубой обработки. Подобные погребальные горшки, как правило, при раскопках оказывались разбитыми, этот же оказался целым. Он был пуст, в нем не было даже следов какого-либо содержимого. Рядом больше никаких предметов обнаружено не было.
Курганы на берегу озера Глубочиха Николай Рерих датировал ХII веком: «Предметы из некоторых других глубочихинских насыпей, раскопанных ранее кн. П.А.Путятиным, окончательно убеждают в полной аналогии этих курганов с порховскими и петербургскими, отнесенными к ХII веку» [5].
В том же районе при деревне Подлипье Николай Константинович зарисовал древнюю могилу.
По этому поводу в его работе «Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца» читаем: «В местности Глубочихи при д.Подлипье, тоже на берегу озера, расположен интересного вида небольшой жальник, раскопка которого, к сожалению, не могла состояться, так как посреди его стоит почитаемая местными крестьянами часовня, и сам он считается старым кладбищем. Несколько могил окружены каменным кольцом, другие отмечены двумя валунами на В. и З., а 4 могилы устроены очень тщательно: обложены крупными продолговатыми валунами и плитами, на В. и З. помещены, стоймя, очень большие камни до 1/2 арш. вышины. Одна из таких могил была зарисована».
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- Н.Рерих. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца. (Записки Императорского русского археологического общества. 1899. Т. ХI. Вып. 1–2).
- Там же.
- Там же.
- 1 аршин = 71,12 см.
- Н.Рерих. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца (Записки Императорского русского археологического общества. 1899. Т. ХI. Вып. 1–2).
Озеро Пирос
На границе Тверской и Новгородской областей находится озеро Пирос.
В 1904 году Рерих вместе с сыном князя Путятина Михаилом Павловичем на его берегах сделал значительные находки орудий и гончарства, датированные первым веком до н. э.
Поводом для обследования окрестностей озера послужило огромное количество кремней в двух местах на берегу озера. На них обратил внимание М.П.Путятин, проезжая случайно мимо. Большое количество кремней свидетельствовало о когда-то бывшей в этих местах стоянке древнего человека и сулило возможность ценных находок.
В работе «Каменный век на озере Пирос» Рерих дал обстоятельный отчет о проделанной на озере работе и подробно описал сделанные находки. В этой же работе он так описывает озеро: «Озеро Пирос является обширным водохранилищем, входящим в состав Мариинской системы. Шлюзы на р. Березай, близь впадения в нее р. Валдайки, образовали озеро до 10 верст протяжения. Очертания озера случайны и изменчивы. Берега извилисты; много узких, длинных «рогов» (мысов) и глубоких заливов. Вся картина изменяется в зависимости от погоды и от надобности воды для общей потребности водяной системы» [1].
Обследование берегов озера в 1904 году было затруднено особенно дождливым летом, поднявшим обычный уровень воды в озере.
Главные находки были сделаны на широких пляжах песчаного берега в 3-х пунктах озера, где когда-то река Валдайка впадала в реку Березайка. Это районы деревень Велье и Рютино. Пробные раскопки берега за пляжной полосой оказались безрезультатными. Тогда было сделано предположение, что предметы выносятся озером из затопленного места.
Для Н.К.Рериха и М.П.Путятина было важно «найти очаг находок, чтобы найти их не случайно, а среди культурного слоя». Исследователи проделали огромную работу: «по берегам произведены были многочисленные пробы, ямы, канавки, просекание пластов пашни…». И только в одном месте раскопки возвышения среди болотистого берега привели к обнаружению культурного слоя. Он был значительно поврежден: верхняя его часть разрушена пашней, а покатость холма способствовала усиленному смыву его в озеро.
Тем не менее в культурном слое были обнаружены некоторые орудия и гончарство, «хотя хороших экземпляров при этом найдено не было».
Найденные на озере Пирос кремневые орудия и гончарство Николай Константинович определил «как однотипные с находками из Бологовской стоянки каменного века в собрании кн. П.А.Путятина», но отметил и отличающиеся экземпляры. Прежде всего, среди них была янтарная подвеска.
В 1902 году, проводя раскопки курганов на берегу озера Шерегодро в Новгородской губернии, Рерих уже находил янтарные подвески среди кремневых орудий. Тогда на заседании Русского Археологического общества было высказано предположение, что находка янтарных подвесок «могла скорее относиться к началу бронзового века, нежели к каменному, и каменные орудия в курганах скорее пережиток или случайность».
Обнаружение сходной подвески среди орудий каменного века на озере Пирос говорило о возможности датировать янтарные украшения, найденные на озерах Пирос и Шерегодро, одним временем с находками Бологовской стоянки и о древней связи наших предков с прибалтийскими народами. Н.К.Рерих отмечал, что «все три пункта находок <…>, т.е. Бологое, Пирос, Шерегодро, приурочиваются к древнему пути на север в направлении на Устюжну».
Исследование побережья озера в окрестностях деревни Заостровье не дало археологических находок. Но, возможно, каменистый берег близ деревни привлек Н.К.Рериха как художника, и именно его в 1908 году он изобразил на картине «Озеро Пирос. Камни».
При обследовании берегов озера около деревень Островно, Узмень, Старое были обнаружены несколько жальников. Один из них был обследован и сделана пробная раскопка. На озере Пирос восточные и западные концы жальников были отмечены огромными валунами.
Кроме озера Пирос были обследованы берега реки Валдайка. Оказалось «к течению р. Валдайки приурочено много курганов разной величины от очень больших сопок до насыпей в пол-аршина». Раскопка трех курганов показала, что погребение производилось в сидячем положении.
Основоположник археологической науки в России видный историк А.А.Спицын дал высокую оценку работе Н.К.Рериха на озере Пирос и поздравил его со счастливыми находками, давшими богатый и точный материал.
С профессором Спицыным Рерих был знаком со студенческой скамьи. Учась одновременно на юридическом факультете Университета и в Академии Художеств, он еще посещал и лекции на историческом факультете. Интерес любознательного студента к истории, археологии был замечен профессором. Именно он дал рекомендацию молодому Николаю Рериху при вступлении в Русское Археологическое общество.
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- Н.К.Рерих. Каменный век на озере Пирос. (Записки Императорского русского археологического общества. 1905. Т. II).
Лялинское городище
Помню, как в одном тверском городище[1] мы нежданно, негаданно нашли превосходную готскую эмалевую пряжку. Каким вихрем занесло ее туда? Да, да сколько на Руси предстоит знаменательных находок!» [2]. Какое именно городище имел в виду Николай Константинович пока остается загадкой.
Известно, что в 1904 году Рерих обнаружил древнее поселение на берегу озера Зиряево в Вышневолоцком уезде. В Записках отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества даны его описание и зарисовка, сделанные Николаем Константиновичем: «Извилистое плесо озера, начинающегося от станции Академической около имения и деревни Лялиной, образует длинный мыс, очень возвышенный, доходящий высотою до 5–6 саж [3]. Внешний конец мыса, неприступный со стороны озера, дал место городищу. Как показано на рисунке, городище отделяется от остальной части мыса двойным рвом, из которых внутренний настолько глубок, что, несомненно, перерезал почву ниже уровня озерной воды. И теперь стенки рва столь отвесны и глубоки (до 4-х саж.), что перейти через него было бы трудно, если бы не было моста. С наружной стороны также двойной вал, а за ним низкая ровная площадка. Бока городища очень отвесны. Валы, вследствие песчаного грунта, сильно опали, но все-таки достигают до 2 арш. Начатая раскопка в боковом оползне обнаружила угольные вкраплены; тут же найден черепок с сетчатым орнаментом» [4]. Недалеко от остатков древнего поселения Н.К.Рерих начал раскопку невысокого расплывчатого кургана.
Под слоем дерна был обнаружен слой булыжников, а ниже – кострище. Но работу пришлось прекратить по требованию управляющего Лялинским имением, на земле которого находилось городище.
В 2004 году члены Тверской Рериховской организации побывали в районе Лялинского городка и сделали его промеры. Несмотря на то, что валы древнего городка сильно «осели», а рвы более пологи, чем сто лет назад, весь вид его говорит о необычности этого места. Озеро, как и в древности, защищает мыс с трех сторон и хранит его тайны.
Кафтинское городище
Недалеко от города Бологое находится озеро Кафтино. Озеро вытянуто с севера на юг. Длина его береговой линии составляет 93 км, глубина достигает 5,4 м. На берегу озера расположены многочисленные памятники каменного века. Есть среди них и городище.
Летом 1905 года Николай Константинович при содействии князя П.А.Путятина и с участием его старшего сына Михаила Павловича провел раскопки городища у деревни Кафтинский городок. В Записках отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества сообщается: «Городище расположено в 150 шагах от берега Кафтинского озера, на мысу, имеющем до 12 арш. длины и до 7 саж. вышины. Это самая высокая точка местности на расстоянии 50 верст вокруг. На городище Н.К.Рерихом были произведены небольшие раскопки, показавшие, что культурный пласт сполз сверху на скаты, далеко от вершины. Еще на середине ската он имеет всего 1/4 арш. толщины, а ниже доходит до 2 арш. массивности. Пласт плотен и проникнут угольками. Вала нет» [5]. Несколько скупых, сухих слов. Но какую бурю чувств в душе художника и исследователя вызывало соприкосновение с древними поселениями, можем судить по словам из очерка «По старине», словам полным поэзии и уважения к нашим прародителям: «…я видел много древних городищ и урочищ <…> Какие это славные места! Почему древние люди любили жить в таком приволье? Не только в стратегических и других соображениях тут дело, а хорошо жил и чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях. И гордо светились на все стороны вежи [6]. Если же приходилось древнему скрываться от постороннего глаза, то не знал он границы трущобности места, запирался он бездонными болотами, такими ломняками и буераками, что у нас и духу не хватит подумать осесть в таком углу» [7].
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- Городище – остатки древнего укрепленного поселения.
- Николай Рерих. Листы дневника. Т. 3. М. 1996. Стр. 581.
- 1 сажень = 2,13 м.
- Записки отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. Т.VII. 1905 г. Выпуск 1.
- Записки отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. Т.VII. 1907 г.
- Вежа – у древних славян башня, сторожевая вышка, укрепление.
- Н.К.Рерих. Избранное. М. 1990. Стр. 97.
Озеро Мстино
Тем же летом 1905 года Н.К.Рерих обследовал берега озер в окрестностях города Вышний Волочок (районный центр Тверской области), входивших в состав Вышневолоцко-Мстинской водной системы: Мстино, Ключино, Тубосс, Дивинец. В письме князю П.А.Путятину он писал: «Теперь мне выясняется целый район из девяти бывших озер в уездах Валдайском и Вышневолоцком. Говорю, что условия наши исключительны: все эти озера вошли, как водохранилища, в состав системы шлюзов Мстинских и Волжских, устроенных Петром Великим. Вследствие шлюзов реки и озера далеко выступили за свои прежние границы и размыли стоянки каменного века, бывшие на их прежних берегах» [1]. Из-за этого обстоятельства предметы каменного века были вынесены на берега озер или обнажились на мелководье. Среди множества находок, по форме мало чем отличающихся от сделанных ранее Н.К.Рерихом и другими археологами, выделялись три поделки, похожие на человеческие фигуры. Найдены они были на озере Мстино.
Годом раньше, проводя раскопки на озере Пирос, Николай Константинович обнаружил очень похожую поделку – ассиметричную фигуру человека, у которой оказались сломаны одна рука и одна нога. Была она сделана из светлого камня, обратная сторона гладкая, по краям ретушь. А вот как Рерих описывает фигурки, обнаруженные на озере Мстино:
«№1. Некоторая часть головки отломана; ясно, что она не выступала в виде отчетливого закругления… Кремень серый. Фигурка обработана, видно, из тонкого ножичка, и потому задняя часть совершенно плоская и слегка вогнутая; края ретушированы и здесь…
№2. Фигурка из серого кремня (изображение женское). Обратная сторона гладкая, слегка вогнутая, почти не ретушированная, лицевая – очень выпуклая, без граней. Правая нога преднамеренно уменьшена, голова целая.
№3. Фигурка из кремня желтоватого тона, тонкая. Обратная сторона гладкая, передняя без граней. Поломок нет».
Находки человеческих фигурок на озерах Пирос и Мстино указывали на присутствие тяги к творчеству даже у человека каменного века, на существование искусства и в то далекое время. Н.К.Рерих утверждал: «Понимать каменный век как дикую некультурность – будет ошибкою неосведомленности. <…> В дошедших до нас страницах камня нет звериной примитивности. В них чувствуем особую, слишком далекую от нас культуру» [2].
Его доклад «Находки в Новгородской губернии каменных фигурок, изображающих людей» на заседании отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества вызвал в научном мире острую полемику о подлинности находок. Особенно критически был настроен профессор Н.И.Веселовский. Но в 1906 году он провел самостоятельные раскопки в окрестностях озера Мстино и тоже нашел кремневые человеческие фигурки. В подлинности своих находок он не сомневался и представил их как собственное открытие.
В 1906 году Н.К.Рерих посетил Европу. В музее Рима были представлены кремневые фигурки из окрестностей Вероны подобные тем, что обнаружил Рерих в Валдайском и Вышневолоцком уездах нашего края. Западные ученые тоже высказывали сомнения по поводу подлинности веронских находок. Видно, сомнения их не рассеялись, даже когда они познакомились с результатами исследований Николая Константиновича. Об этом Рерих пишет в своих заметках: «Ныне в Париже я показывал французским ученым результаты моих последних исследований озерной области. Они особенно интересовались нашими фигурками. Но, пожимая плечами, спрашивали, уверен ли я, что это не подделки? Насколько они уверились моими сообщениями, мне неизвестно» [3].
Принимая во внимание количество найденных кремневых человеческих фигурок, тем более найденных разными людьми в различных местах, наверное, можно с большой долей уверенности говорить об их подлинности.
Доисторический конгресс
В 1905 году на юге Франции в городе Перигё проходил международный Доисторический конгресс. Николай Константинович не смог лично в нем участвовать, но представил на конгресс коллекцию предметов каменного века, собранную им в основном при раскопках около озер Мстино и Кафтино. Она насчитывала полторы тысячи экземпляров. В письме П.А.Путятину он писал: «Я очень сожалею, что по краткости времени я не могу представить конгрессу большее количество вещей, которые еще уложены в ящиках и не могут быть так скоро разобраны и нашиты. У меня остается еще масса отличных экземпляров» [4]. Во Францию коллекцию привез Михаил Павлович Путятин, а представил конгрессу и прочитал сопроводительное письмо Н.К.Рериха Павел Арсеньевич Путятин, который привез и свою археологическую коллекцию. Предметы каменного века, найденные в результате археологических исследований в России, впервые демонстрировались перед учеными всего мира. Их очень заинтересовали коллекции Н.К.Рериха и П.А.Путятина. Коллекции получили высокую оценку на страницах выходившего в Париже авторитетного археологического издания «Антропология»: «Князь засвидетельствовал Конгрессу свою несомненную симпатию, привезя из своей далекой страны великолепную коллекцию, собранную на берегу озера. В ней представлены кремневые орудия самых различных форм и редкостного совершенства; многие отмечают, что они напоминают образцы из долины Нила, некоторые выполнены в форме силуэтов животных. Имеются также очень оригинальная подвеска и гончарные изделия эпохи неолита с любопытными орнаментами в виде отпечатков» [5].
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- В.Л.Мельников. Князь П.А.Путятин и его бологовская усадьба. Вышний Волочек. 2000. Стр. 46.
- Малая рериховская библиотека. Н.К.Рерих. Об искусстве. М., 2005. Стр. 29 (Очерк «Радость искусству»).
- Н.К.Рерих. Мелкие заметки. Записки отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. 1907 . Т. 7. Вып. 2.
- Петербургский рериховский сборник. I. С-П. 1998. Стр. 158.
- Там же. Стр. 108.
Рай-городок
В письме от 30–31 июля 1908 года, написанном Николаем Константиновичем из Германии Елене Ивановне в Бологое, читаем: «Нельзя ли, чтобы князь до моего приезда достал мне разрешение покопать Рай-городок. Или у него уже есть разрешение?» [1].
Рай-городок – так называется место, где когда-то находился славянский сторожевой пост, созданный еще во времена междоусобиц Великого Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества. Место это находится в семи километрах от города Бологое на территории турбазы «Озерная» на берегу озера Глубокое. Рай-городок представлял насыпную горку высотой около 30 метров и являлся сложным инженерным сооружением. В 1879 году археолог Н.В.Калачев вместе с князем П.А.Путятиным и слушателем археологического института А.А.Туган-Мирзою-Барановским осмотрели Рай-городок. Калачев снял размеры этого древнего сооружения, а Туган-Мирза-Барановский зарисовал его. Рисунок Барановского и описание Рай-городка Калачевым были помещены в третьем томе «Сборника археологического института» (1880 год). Из этого описания следует, что в основании городка Райки, как его называет Калачев, находился пологий холм. Ров шириной и глубиной около двух метров был первой линией защиты внутреннего пространства сторожевого поста. Сразу за ним сначала шел земляной вал высотой около двух метров и затем ров шириной и глубиной три метра. За вторым рвом наши предки устроили круто поднимающуюся насыпь (угол подъема 35°–40°) высотой около четырех метров с верхней площадкой в диаметре тридцать метров. Центральная часть площадки была углублена и обнесена валом высотой и шириной 1,5–2 метра. За валом устроены две небольшие площадки в диаметре около трех метров, каждая из которых тоже была защищена валом высотой и шириной около полутора метров. С этих площадок дозорные обозревали окрестности. Высота Рай-городка позволяла видеть местность вокруг на 12–15 километров вдаль. Далее Калачев сообщал: «На другой стороне Глубокого озера, как раз против Райка, лежат еще два городка, не имеющие, впрочем, особых названий и менее высокие. Кроме того, на западном берегу Бологова озера, в саду помещика Смяровского, в усадьбе Красотка, есть еще городок или курган. Какое назначение имели все эти городки – не беремся решать» [2]. Предположение о назначении городков сделал А.И.Савельев в письме к А.А.Туган-Мирзе-Барановскому. Выдержки из этого письма помещены в «Сборнике археологического института». «Если мы примем в соображение, что означенные земляные окопы находились не вблизи старинных городов, ни на торговых путях, ни на волоках, ни в узле «пошлых путей», и проч., то становится ясным, что эти окопы (городки) составляли так называемые сторожевые посты, в которых можно было обозревать местность на дальнее расстояние, и, в случае приближения неприятеля, своевременно давать знать об угрожающей опасности. На предположение, что они были не что иное как сторожевые военные пункты, наводит еще то, что они имеют стесненное внутреннее пространство, невыгодное для постоянного поселения и неудобное для надлежащей обороны, – стало быть городки эти могли служить для помещения караульных, и только для временного их помещения. Известно, что в местности, где находятся эти городки, во времена очень давние, двигались русские дружины за своими князьями, враждовавшими между собою, наприм., когда Суздальские князья (Юрий и Андрей), первенствуя на северо-востоке России, силою хотели покорить себе Новгородцев, и проч.» [3].
В наше время валы и рвы, защищавшие сторожевой пост, осыпались. Зимой лыжники катаются с крутой горки, летом на ее склонах растут грибы. Но передается в народе из поколения в поколение рассказ о молчаливых братьях-дозорных по прозвищу Колпаки, которые несли службу в Рай-городке. Обладали они огромной физической силой, были ловкими и выносливыми. Забавляясь, разгибали руками подковы, перебрасывали топор через озеро из рук в руки. Благодаря им в любое время суток по озеру передвигался плот-паром по протянутой с берега на берег цепи.
Николая Константиновича Рериха всегда особенно интересовали места, с которыми связаны народные предания, легенды. И, конечно, такое место как Рай-городок не могло его не заинтересовать. Но неизвестно, выполнил ли его просьбу князь Путятин, и удалось ли Рериху провести археологические раскопки в Рай-городке.
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- ОР ГТГ, ф. 44, № 224.
- Сборник археологического института (в пяти книгах). Под ред. Н.В.Калачева. 1880. Книга 3. Стр. 53.
- Там же. Стр. 54.
Ефим из Ключино
В нескольких очерках Н.К.Рериха упоминается имя Ефима из деревни Ключино [1], что находится на реке Цне в десяти километрах от Вышнего Волочка. Ефима Рерих нанял себе в помощники во время проведения раскопок на вышневолоцких озерах. С ним у Николая Константиновича сложились дружеские, душевные отношения. Они даже переписывались друг с другом. Об этом свидетельствует фраза из написанного 30 июля 1908 года письма Рериха жене: «Удивляюсь, что нет писем от Ефима – ведь там вода в зависимости только от шлюзов» [2].
В июне 1913 года по дороге на лечение в Кисловодск художник с умилением писал о вышневолоцких местах Елене Ивановне: «Родная моя Ладушка! Еду мимо Березки; видел Окуловку. Жаль, что мы не в Березке. <…> На Кавказ-то мало тянет, хоть бы уж не так плохо вышло. <…> Уж очень хороши наши, наши озера, уж очень мы хорошо ездили! А как поехал мимо Ключино, даже чуть не заплакал, об этом уже совестно было в открытке писать» [3]. Нахлынувшие на Николая Константиновича чувства, наверное, были связаны и с Ефимом.
«Время завтракать; хотим остановиться; но скачут какие-то всадники и зовут ехать дальше. Там приготовлен дастархан от киргизских старшин. На узорных ярких кошмах очень картинно разложены горки дынь, арбузов, груш, яиц, жареных кур и посреди – запеченная половина барана. Круглые с дырками и ямочками желтые лепешки точно сорвались с картины Питера Эртцена. Это напомнило милое Ключино, Новгород, раскопки каменного века и радушного Ефима. И здесь те же кафтаны и бороды, и пояса цветные, и шапочки, отороченные мехом волка или речным бобром. И трудно себя уверить, что эти люди не говорят по-русски» [4]. В далеком Китайском Туркестане такую запись сделал Рерих 9 октября 1925 года в путевом дневнике, который он вел во время Центрально-Азиатской экспедиции. Николай Константинович обладал удивительной способностью подмечать все, что объединяет, роднит людей разных национальностей, будь то внешний облик или проявление чувств.
Напишет в путевом дневнике о Ефиме Рерих и 20 мая 1926 года, когда экспедиционный караван подойдет к границе с Россией: «В чем-то почти неуловимом уже чувствуется близость России. Шире ли улицы селений; больше ли пашен; чище ли постоялые дворы? Опять сидим в маленькой глинобитке. В комнате хлопочут касатки – под балкой их гнездо. И опять вспоминаем Подольскую или Казанскую губернию. Вспоминаем Ефима из Ключино» [5]. Видно, Ефим для Николая Константиновича был воплощением всех лучших качеств, присущих русскому народу.
Николаю Константиновичу и Елене Ивановне вместе с Ефимом довелось пережить один из трагических моментов их жизни. Узнаем об этом из очерка «Западни»: «Однажды в поисках каменного века посреди бурного Новугородского озера потекла лодка. Вода быстро прибывала. Пробовали заткнуть течь – не помогло. А ветер крепчал. Гребцы сумрачно переговаривались. Один греб изо всех сил, а другой вместе с нами двумя откачивал воду:
– Не доедем.
– Говорил, нужно было взять у Кузьмы новую лодку.
– Не доехать. Сиверко захлестывает.
– А плавать умеете?
– Нет, не умеем.
– Ну, тогда еще хуже.
Моя милая Лада и тут проявила твердость и спокойствие:
– Все-таки глупо тонуть, – только и сказала, а сама работала не хуже гребца. Вот у кого учиться мужеству. И почему это слово от мужа, когда пример часто придет от женщины?» [6]. Общими усилиями им удалось справиться со стихией: «Не прошло и часу, как мы причалили к илистой косе. Где тут обсушиваться, когда на песке блеснули вымытые волнами стрелки и скребки.
– Спину-то, Елена Ивановна, пожалейте. Не поденная работа, – улыбается Ефим, а сам легко ступает в лаптях по топкому илу. Славный Ефим!» [7]. Как много заключено в этом «Славный Ефим!»… Очерк написан в 1937 году, более чем через тридцать лет после работы с Ефимом, и все эти годы жила память о мужике из деревни Ключино.
С уважением пишет о нем Рерих и в очерке «Радостно»: «Прекрасно, если искусство проникает в толщу народную. Истинный прогресс народа, когда для него, даже в труднейшие дни, искусство остается утешительным прибежищем. Такой народ преуспеет. В наших встречах с народом много раз радовала чуткость к прекрасному, верный глаз к краскам, истинная любовь к художеству. Сколько друзей искусства мы встречали в деревне! Яков, Ефим, Андрей, Петр – множество мудрых тружеников радовали своими разумными беседами» [8].
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- В Ключино находится стеклозавод «Красный май», рядом выстроен поселок «Красномайский».
- Петербургский Рериховский сборник. Вып. II–III. Самара. 1999. Стр. 227 (ОР ГТГ, ф. 44, № 221).
- Там же. Стр. 342 (ОР ГТГ, ф. 44, № 404).
- Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. Рига. 1992. Стр. 130.
- Там же. Стр. 261.
- Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М. 1995. Стр. 127.
- Там же. Стр. 128.
- Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М. 1996. Стр. 109.