Сыновья
Летом 1902 года Николай Константинович проводил археологические раскопки в Боровическом, Демянском, Крестецком и Валдайском уездах Новгородской губернии. Молодым хотелось быть поближе друг к другу, и они сняли на лето в тех местах дачу. Елена Ивановна поселилась в местечке Кунево в трех километрах от станции Окуловка Новгородской губернии. Рерих часто приезжал к жене, а когда не мог, писал письма, писал очень часто. В Кунево 16 августа 1902 года родился старший сын Рерихов, которого назвали Юрием [1]. Через 11 дней он был крещен в Бологое в Покровской церкви.
В Государственном архиве Тверской области в книге записей гражданского состояния по бологовской церкви Покрова Пресвятой Богородицы Валдайского уезда Новгородской духовной Консистории за 1902–1904 годы есть запись, удостоверяющая, что 3 августа (по старому стилю) 1902 года родился, а «14 августа крещен сын Георгий художника с правом на чин десятого класса Николая Константиновича Рериха и его жены Елены Ивановны (оба православные). Восприемниками были: князь, Предводитель вышневолоцого дворянства, статский советник Павел Арсеньевич Путятин и вдова санкт-петербургского нотариуса Мария Васильевна Рерих. Таинство крещения произвели священник Александр Скородумов и псаломщик Петр Фелицин» [2].
Младший сын Рерихов, Святослав, родился 23 октября 1904 года в Петербурге.
Родители, особенно Елена Ивановна, уделяли много времени воспитанию сыновей. В письме Валентине Леонидовне Дудко Елена Ивановна пишет: «Вы спрашиваете, каковы мои сыновья? Могу сказать – с самого детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путем. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своем понимании, и мы сходимся на конечном предуказанном пути. Оба в силу даровитости – трудные. Оба большие труженики…В детстве я очень следила за их наклонностями, вкусами и чтением. Никогда не давала в детстве им читать пошлейшие рассказы для детского возраста. Любимым чтением их были книги, популярно изложенные лучшими профессорами по всем отраслям знания…» [3].
Рерихи воспитывали в детях уважение к труду, наблюдательность, творческую инициативу и самостоятельность, интерес к старине. Они брали с собой сыновей во многие путешествия и поездки. Стремления мальчиков к творчеству и познанию поощрялись и развивались. У них были свои мастерские, даже свои огородные грядки. В семье царил дух равенства и взаимоуважения, не было и намека на наказание детей. Со стороны родителей оказывалась нужная, ненавязчивая помощь, давались советы.
Учились Юрий и Святослав в частной гимназии Карла Мая, которую в свое время окончил и их отец. Гимназии была присуща особая атмосфера. Учителя уважительно относились к воспитанникам, а ученики в свою очередь с большой теплотой относились к педагогам. Тон таким отношениям задавал основатель и директор гимназии Карл Иванович Май. Он же подавал пример, как сделать уроки не только познавательными, но и увлекательными. На его уроках географии чертились огромные, ярко раскрашенные карты, пластилином лепились рельефные изображения. В гимназии устраивались праздничные шествия, во время которых ученики, проявляя выдумку и изобретательность, изображали географические объекты – реки, горы, страны и т.п.
Юрий с раннего детства мечтал о карьере военного. Его любимыми игрушками были оловянные солдатики. Когда он подрос, стал интересоваться военной литературой, изучать историю войн, воинские уставы. Но не эти занятия определили жизненный путь Ю.Н.Рериха. В гимназические годы его увлекла история Востока. Этому увлечению, ставшему делом жизни, способствовало знакомство и занятия с выдающимся русским египтологом академиком Б.А. Тураевым. Позже он начнет изучать монгольский язык и литературу с известным монголистом А.Д.Рудневым. В пятнадцать лет Индия вошла в круг его интересов. В семнадцать лет он поступил на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете, где изучал персидский язык и санскрит. К этому времени он свободно владел многими европейскими языками, хорошо знал греческий и латинский. Изучение санскрита он продолжил в Гарвардском университете, одном из престижнейших университетов Америки. Там же он начал изучать китайский язык и древний язык пали. Завершил свое образование Юрий Николаевич в Школе восточных языков при Парижском университете, крупнейшем центре европейского востоковедения, где он углубленно занимался санскритом, тибетским, монгольским, китайским, иранским языками. Ему всегда был свойственен комплексный подход к делу: не меньше языкознания его интересовала история, культура, археология, этнография народов и стран, языки которых он изучал. Нужные знания он приобретал, работая в библиотеках, посещая музеи, лекции. В 1923 году Ю.Н.Рерих блестяще закончил Парижский университет со степенью магистра индийской филологии. А через два года вышел в свет его первый научный труд – «Тибетская живопись».
В 1924–1928 годах Николай Константинович Рерих осуществил беспрецедентную Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой часто проходил по труднодоступным горным местам и захватил страны Индию, Китай, Монголию, Тибет, Россию. В ней участвовал и Юрий Николаевич. Знание Юрием языков, в том числе многих редких тибетских диалектов, позволило собрать ценнейший материал и избежать многих опасностей на маршруте.
По окончании экспедиции в 1928 году Рерихи организовали Институт гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «свет утренней звезды». Находился он в Индии в долине Кулу, в районе западных Гималаев на высоте 2 тысячи метров. Необходимость систематизации и осмысления богатейшего материала, собранного во время Центрально-Азиатской экспедиции, обусловила создание института, но далеко не ограничила этим его работу. Перед институтом была поставлена задача широкого исследования интереснейшей области Индии, богатой памятниками истории, культуры, духовными накоплениями народов, живущих на этой территории. Интересна она была и своей флорой и фауной. Деятельность института изначально была нацелена на широкие международные связи. С ним сотрудничали десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки. Институт имел отделения ботаники, орнитологии, этнографии, археологии, биохимическую лабораторию с отделом изучения рака, занимался гуманитарными исследованиями, издательской деятельностью. Возглавил институт «Урусвати» Юрий Николаевич.
В 1934–1935 годах Юрий участвовал в экспедиции по Маньчжурии и Внутренней Монголии, возглавляемой Н.К.Рерихом и организованной по инициативе Департамента земледелия США. По возвращении из экспедиции он приступил к созданию фундаментального труда «История Средней Азии», в котором представил культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований Евразии – пространства, простирающегося от Кавказа на западе до Большого Хингана на востоке и от Гималаев на юге до Алтая на севере.
В разные годы им были написаны и опубликованы такие значимые работы, как «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (1930),«По тропам Срединной Азии» (1931), «К изучению Калачакры» (1932), «Лахульский диалект тибетского языка» (1933), «Сказание о царе Гесэре из страны Линг» (1942), а также многочисленные статьи по вопросам тибетологии, лингвистики и культурного наследия Азии. В 1946–1949 годах он перевел на английский язык знаменитый трактат по истории буддизма в Тибете «Голубые Анналы» и сделал к нему комментарий. Труд этот принес Юрию Николаевичу мировую славу. Уже после его безвременной кончины был опубликован тибетско-англо-русский словарь с санскритскими параллелями, который Ю.Н.Рерих считал одним из главных трудов своей жизни.
За выдающиеся научные достижения Ю.Н.Рерих был избран членом королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ.
Последние два с половиной года жизни Юрия Николаевича прошли в Москве.
Ю.Н.Рерих скоропостижно скончался 21 мая 1960 года на 58 году жизни полный сил и творческих планов.
Святослав пошел по стопам отца, стал художником. При этом его всегда, с самого раннего возраста, интересовала жизнь во всех ее проявлениях. «Светкина любовь ко всему живому простирается и на дождевых червей, улиток и прочих мерзостей. Набрал этой гадости целую массу, все ведерки и банки заняты этой коллекцией, и не позволяет выбрасывать» [4], – читаем в письме Елены Ивановны к мужу. Письмо было написано 21 июня 1909 года предположительно из деревни Березки (Вышневолоцкий район Тверской области), где Рерихи жили несколько летних сезонов. Святославу шел тогда пятый год. В семь лет он уже изготавливал гербарии, коллекции насекомых (стрекоз, бабочек), собирал камни. В 1912 году в письме, датированном 2 июля, уже он сам написал отцу: «Милый папочка. Как ты поживаешь? Я собрал коллекцию камней из Славянки. Я нашел 20 камней. В Славянке я нашел перламутра кусочек, красный с черным камень и какой-то камень песочного цвета со слюдой: два кварца, по определению дяди Бори» [5]. Как видим, наблюдательность – так необходимое художнику и исследователю качество – с детства была присуща Святославу Николаевичу.
Несмотря на многочисленные детские увлечения Святослава, в семье всегда считали, что его призвание – кисть и краски. Но неожиданно для всех, поступив в Лондонский университет, он выбрал архитектурный курс. Свое образование Святослав Николаевич продолжил на архитектурном отделении Колумбийского университета в Нью-Йорке, а затем в аспирантуре Гарвардского университета, расположенного в Кембридже – пригороде Бостона. Одновременно он занимался на скульптурном отделении Массачусетского университета в Бостоне и, конечно, продолжал рисовать. Широта интересов – это семейная традиция Рерихов. Святослав Николаевич имел хорошую подготовку и солидный объем знаний в области архитектуры, скульптуры, графики, живописи, истории культуры и естественных наук.
По инициативе Н.К.Рериха в США были созданы крупные культурные организации: Мастер Институт объединенных искусств, объединение американских художников «Пылающие сердца» и Международный центр искусств «Венец мира». В их работе участвовали многие известные американские художники, музыканты, ученые, писатели, деятели культуры и просвещения. В налаживании работы этих учреждений отцу очень много помогал Святослав.
Когда родители и старший брат приступили к осуществлению давно задуманной экспедиции по Центральной Азии, Святослав взял на себя решение многих вопросов, связанных с деятельностью культурных учреждений, созданных Н.К.Рерихом. Компетентность, оперативность в решении рабочих проблем были оценены сотрудниками – в 20 лет его выдвинули на пост директора Международного центра искусств «Венец мира» и на пост вице-президента Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, который был организован вскоре после того, как Николай Константинович покинул Американский континент.
Оторванный от семьи совсем молодой Святослав Николаевич нарабатывал очень непростой опыт ответственности за культурное строительство, начатое его отцом. Этот жизненный экзамен он выдержал с честью, «и до того, как сделать «заявку» на место в искусстве, Святослав Рерих сделал убедительную заявку на место в жизни» [6].
Беспокойство за судьбу всех тех обширных общественно-культурных начинаний, успешное развитие которых во многом зависело от его организаторских способностей, усугублялось беспокойством за судьбу отца, матери, брата: долгое время экспедиция, в которой они находились, считалась бесследно пропавшей. Маршрут экспедиции проходил по самому высокогорному массиву мира, Гималаям, часто в таких местах, где до этого не ступала нога европейца. Естественные трудности на пути усугублялись бесконечными препонами, чинимыми английскими властями. Дружеские связи Рерихов со сторонниками освободительного движения Индии, прогрессивные взгляды, высказываемые в книгах Н.К.Рериха, наконец, гуманная идея Пакта Рериха об охране культурных ценностей – все это меньше всего отвечало интересам колониальных режимов. К тому же Рерихи продолжали считать себя русскими подданными, иностранного гражданства не принимали, и поэтому колониальные власти с подозрением относились к целям и задачам экспедиции, организованной Николаем Константиновичем, видели в нем разведчика враждебного государства. Экспедиция была задержана на пять долгих зимних месяцев на высокогорном плато Чантанг. В летних палатках, без запасов продовольствия, без связи с внешним миром она практически была обречена на гибель. И только выдержка участников экспедиции и, прежде всего, ее руководителя, позволила преодолеть нечеловеческие условия, сломать планы английских властей и вырваться из тибетского плена. Надо подчеркнуть, что исследовательская работа продолжалась и в эти трагические месяцы.
В мае 1928 года экспедиция завершилась, и Святослав Николаевич встретился с родными в Индии.
Как и все Рерихи, Святослав Николаевич принимал активное участие в работе института гималайских исследований «Урусвати». Он принял на себя руководство несколькими секторами отдела естественных наук (ботаника, орнитология, фармакопея, кристаллография, тибетская медицина) и, конечно, активно занимался исследованиями по истории культуры и искусств народов Азии и, в первую очередь, Индии.
Индию Святослав Николаевич считал своей второй Родиной. Дорога и близка она ему стала практически сразу. В одном из своих выступлений-воспоминаний он скажет: «Я возвращался в Индию после продолжительного отсутствия. И когда сошел с корабля, почувствовал, как будто вернулся к чему-то особенно знакомому и близкому, как будто вернулся на землю, которую хорошо знал…».
Незримыми нитями с Индией связала Святослава Рериха женитьба на «первой леди индийского экрана» Девике Рани.
В Индии Святослав Николаевич прожил большую часть своей жизни. Именно Индия с ее многовековой культурой, ее философией, красотой, утонченностью была для него постоянным источником художественного вдохновения. Ей и ее народу посвящено все творчество русского художника Святослава Рериха. Русским он ощущал себя всегда. Его внутренняя связь с Родиной никогда не прерывалась, хотя по воле судьбы пришлось покинуть Россию еще подростком. И похоронить себя Святослав Николаевич завещал в городе своего детства – в Петербурге – с совершением православного обряда во Владимирском соборе. Воля его не была исполнена.
Начиная с 60-го года прошлого столетия и вплоть до своей кончины 30 января 1993 года, он неоднократно бывал в нашей стране с выставками своих работ и своего отца. Конференции, выступления, встречи с деятелями науки и культуры, многочисленные интервью, прием посетителей в гостинице, разговоры со зрителями на выставках заполняли все дни Святослава Николаевича во время его приезда в нашу страну.
В мае 1987 года в Москве проходила традиционная выставка произведений членов Академии художеств СССР. Впервые в истории академии участвовать в выставке были приглашены и Почетные члены АХ СССР. Получил приглашение и С.Н.Рерих, избранный Почетным членом АХ в 1978 году. Он приехал в Москву вместе со своей женой Девикой Рани.
12 мая 1987 года в лекционном зале Государственного музея Востока состоялась встреча Святослава Николаевича с художниками, учеными, поэтами, искусствоведами, музейными работниками. На встрече присутствовала и небольшая делегация Бологовского совхоза-техникума в составе преподавателей В.Ф.Сервие, Н.Б.Блинова, автора этих строк М.А.Иванова, работавшего тогда заместителем директора по учебной работе, и учащейся техникума Индиры Ганди, названной так родителями в честь удивительной женщины, премьер-министра Индии Индиры Ганди. В.Ф.Сервие записал выступление С.Н.Рериха на пленку, Н.Б.Блинов сделал памятные фотоснимки.
У меня осталось от этой встречи неизгладимое впечатление. Прежде всего, поражала масштабность и обаяние личности С.Н.Рериха, его простота в общении, спокойствие, открытость и сила воздействия его слов. Говорил он на чистом русском языке без малейшего акцента; выступал без заготовленного текста, повторов и исправлений, очень уверенно, эмоционально и увлекательно. Его речь лилась просто и свободно.
В тесном зале стояла тишина и высокая приподнятость духа. Было ощущение, что слушаешь высокую проповедь. И смысл понятен, и слова знакомые, и истины всем известные, но на человека действуют внушительно.
С.Н.Рерих говорил о необходимости самосовершенствования для улучшения качества жизни: «Через добро и конкретные дела, через улучшение взаимоотношений нужно идти вперед. …Каждый день будем делать что-то лучше, чем мы делали вчера…, и скоро накопится очень много хорошего, которое поможет нам достичь каких-то новых вершин».
«При желании, быть счастливым – просто, – считал Святослав Николаевич, – Это ведь похоже на «возлюби ближнего своего, как самого себя…».
Он привел пример поведения животных, достойный для подражания людьми. Его усадьбу в Индии нередко посещают слоны. На территории усадьбы есть старый заросший колодец. Однажды пришли десять слонов и с ними маленький слоненок. Он поскользнулся и упал в этот колодец. Взрослые слоны сейчас же окружили этот колодец и стали своими мощными ногами сбрасывать землю в него, чтобы уменьшить глубину колодца до уровня, с которого слоненок смог бы выбраться. Люди вызвали на помощь животным специальную команду. Как только спасатели подошли к колодцу, слоны сразу отошли в сторону, а слоненок спокойно дал обвязать себя веревками. Его стали поднимать. Как только ноги слоненка коснулись земли, он одним движением порвал и сбросил с себя веревки. Слоненок присоединился к ждавшим в сторонке взрослым слонам, и стадо ушло.
Говорил Святослав Николаевич и о безответственном отношении людей к природе. В подтверждение своих слов рассказал, что в последние годы на зимовку в Гималаи прилетают маленькие стайки птиц, а раньше прилетали огромные колонии уток, гусей, журавлей, лебедей.
Был задан вопрос: «Помнит ли Святослав Николаевич то время, когда его отец вел археологические раскопки на Валдае?» «Да, конечно, – ответил он, – Я помню все эти места и всю работу, проводимую там отцом». Сказал, что любил эти места вокруг озер Пирос, Шлино, там, где на пляжи озер выбрасывало осколки разных предметов и кремневых орудий труда. «Их было так много, что казалось, что кто-то высыпал их из мешка… Очевидно, что когда-то озера были каким-то центром оседлой жизни и там были поселения», – делился со слушателями своими воспоминаниями Святослав Николаевич.
Босоногим мальчуганом на песчаном берегу озера Пирос собирал после прибоя Святослав Николаевич вместе с братом Юрием кремневые гребешки. И помнит об этом всю жизнь. Помнил он и Бологое. Когда родители вели раскопки на Кафтинском озере, в бассейне реки Мсты и по берегам Бологовских озер, то останавливались в Бологое в доме князя Павла Арсеньевича Путятина, известного археолога, и в усадьбе «Высокое» у Михаила Павловича Путятина, старшего сына князя.
Мне и всей нашей бологовской делегации было очень приятно, что Святослав Николаевич по прошествии стольких лет помнит наш край.
На вопрос о взаимоотношениях в их семье между детьми и родителями, он ответил, что у него были идеальные родители. Они сумели без наказаний и назойливых нравоучений воспитать послушных детей, развить их таланты.
Одет С.Н.Рерих был во френч серого цвета, строго застегнутый на все пуговицы. У него было энергичное, живое лицо, пронзительные, глубоко посаженные карие глаза. Когда он улыбался, его глаза поблескивали веселыми добродушными искорками с небольшой хитринкой. Но его взгляд мог обрести и жесткое металлическое выражение. Для своих 82-х лет он был бодр и подвижен.
Очень хочется, чтобы как можно больше людей прониклись словами Святослава Николаевича Рериха, чтобы стали слова эти руководством к действию: «Только осознанием красоты, только добром, стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек!».
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- По инициативе Тверской Рериховской организации и при поддержке Международного Совета рериховских организаций 16 августа 2002 г – в столетний юбилей Ю.Н.Рериха – в Окуловке на старинном здании бывшего купеческого собрания была установлена мемориальная доска, посвященная Юрию Николаевичу Рериху.
- Государственный архив Тверской области. Записи о рождении по Бологовской Покровской церкви за 1902 год. Стр. 61.
- Малая рериховская библиотека. Ю.Н.Рерих: материалы юбилейной конференции. М. 1994. Стр. 7.
- ОР ГТГ, ф. 44, № 192.
- П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М. 2004. Стр. 24. (ОР ГТГ, ф. 44, № 1229).
- П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М. 2004. Стр. 79.