В царство духа


В царство духа

Все великие художники изучали один и тот же урок, проходили через одни и те же циклы творческого развития: после мастерского овладения формой и структурой, после изучения законов сочетания красок, законов композиционного построения они начинали выявлять внутренний характер изображаемого. И тогда появлялась определённая свобода, свобода от устоявшейся традиции, явно выраженное опущение деталей, недосказанность в передаче изображаемого, оставляющая значительное место нашему воображению. Иными словами, их искусство претерпевало развитие до тех пор, пока сама картина не становилась неизменно творческим объектом для каждого, кто смотрит на неё. Она как бы высвобождалась из оков физического ограничения и переходила за его пределы, в царство Духа, унося с собой в это царство каждого, кто, созерцая её, размышляет над ней.

С.Н.Рерих

Картины Н.К.Рериха, связанные с тверским краем

Николай Константинович написал несколько картин, непосредственно связанных с нашими тверскими местами.

К сожалению, о нахождении большинства из них ничего не известно, нет и их репродукций. О том, что такие картины в свое время были созданы, узнаем из подробного каталога работ Н.К.Рериха, составленного большим почитателем его творчества В.В.Соколовским. В 1904 году художником были написаны картины: «Калязин. Вход в монастырь» (масло, размер 21х25 см), «Калязин. Башня» (масло, размер 21х25 см), «Тверь. Барки на Волге» (масло, размер 21х25 см), «Озеро Пирос (Озеро на Валдае)» (бумага, карандаш, размер 27х30 см); в 1905 г. – «Дом в Березке» (масло, размер 21х25 см); в 1908 г. – «Озеро Пирос. Камни» (картон, темпера, размер 47х54 см).

Маришкина гора (место на речке Таложенке в Кувшиновском районе Тверской области). 1995Картина «Калязин. Башня» находится в частной коллекции. Местонахождение же остальных картин, написанных Рерихом в городах Калязин и Тверь, неизвестно. Они были созданы Николаем Константиновичем во время его экспедиции-путешествия по древним городам России «от Казани и до границы литовской» [1]. Экспедицию эту он осуществил в 1903–1904 годах вместе со своей женой Еленой Ивановной. Их целью было ознакомиться с различными школами древнего зодчества. Во время этого путешествия художник зарисовывал памятники старины. Так была создана Рерихом его архитектурная серия картин. Елена Ивановна, серьезно занимавшаяся фотографией, делала снимки творений мастеров предшествующих поколений. Кроме художественной ценности проделанная ими работа значима с точки зрения сохранения памяти о красоте и величии архитектурных памятников, позже подвергшихся значительному разрушению и даже оказавшихся полностью разрушенными.

Карандашный рисунок «Озеро Пирос (озеро на Валдае)» хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств. Сделан он был во время проводимых Рерихом на озере Пирос археологических раскопок.

Этот рисунок стал своеобразным художественным эпиграфом к работе Н.К.Рериха «Каменный век на озере Пирос».

Картина «Озеро Пирос. Камни» находится в частной коллекции.

Работа эта висела в спальне Елены Ивановны в петербургской квартире Рерихов и была одной из самых ее любимых. Елена Ивановна не раз бывала на озере вместе с Николаем Константиновичем и сыновьями, и, наверное, много светлых воспоминаний было связано у нее с этим озером. Картина привлекает внимание сочетанием белых легких облаков, по очертаниям похожих на башни далекого города, и таких же светлых, но тяжелых огромных валунов, разбросанных по берегу озера. В наше время место, изображенное на картине, уже не найти. Уровень воды в озере поднялся, меняется мало, и каменистый берег скрылся под водой. К тому же со временем на наносной почве буйно разрослась трава и скрыла мелкие камни. И лишь большие камни-валуны, лежащие тут и там в районе деревни Заостровье, да узкий каменистый перешеек, уходящий под воду и ведущий к островку в 300–400 метрах от берега, говорят о том, что когда-то берег был таким, каким видим его на картине.

Озеро Пирос у деревни Заостровье. 2005 г.

Кроме выше перечисленных картин, создание которых бесспорно связано с Тверским краем, есть веские основания считать, что замысел картины «Идолы» возник у художника после знакомства с историческим местом в окрестностях Бологого. Несколько эскизов и два варианта картины были написаны Н.К.Рерихом в 1901 году.

Летом 1900 года он несколько раз приезжал в Бологое к своей невесте Елене Шапошниковой, по обыкновению гостившей в летние месяцы у своей тетушки княгини Е.В.Путятиной. Они вместе много ходили, ездили по окрестностям и, конечно, знали о языческом святилище, находящемся недалеко от станции Валдайка (ныне Лыкошино). Располагалось оно на крутом берегу речки Валдайки, на высоте 7 м над ней. С юга и востока его окружали два полурва и земляной вал. С севера и запада городище защищали крутые берега реки. Внутри городища шел ров шириной 3–4 метра, в который можно было зайти со стороны реки. Надо рвом на высоте около пяти метров находилась ровная площадка, имевшая небольшой уклон к востоку. Еще выше, на вершине святилища стояли деревянные идолы – языческие боги. На вершину и площадку вход был разрешен только жрецам. Во время совершения ритуальной службы люди стояли за земляным валом вокруг святилища.

По валу шел бревенчатый частокол с заостренными концами. На частокол этот вешали конские головы, которые привозили по реке к святилищу после жертвоприношения.

В письме от 25 августа 1900 года Николай Рерих сообщает Елене Шапошниковой сюжет задуманной им картины: «Сегодня написал эскизы, вроде как при тебе рисовал; тоже идолы, река – все в самых ярких тонах. Думаю написать эту штуку: она должна мне удасться…» [2].

Жители г.Бологое не сомневаются, что на картине «Идолы» Николай Константинович изобразил лыкошинское языческое святилище. Картина была написана в Париже во время учебы Н.К.Рериха в мастерской Кормона. Новые заграничные впечатления несомненно обогатили молодого художника, но не заставили изменить выбранной теме древних славян. В ноябре 1900 года он писал из Парижа А.В.Половцову [3], что уехал заграницу «чтобы не жить все старыми соками, а собрать в мою житницу что-либо из вековой культуры Запада, на фоне которой еще рельефнее выступает наша оригинальная самобытность и хочется разрабатывать именно ее» [4].

Хочется сказать еще об одной картине Н.К.Рериха – о его выпускной работе в Академии художеств «Гонец. Восстал род на род». Написана она была в 1897 году и сразу привлекла внимание ценителей живописи. Ее приобрел прямо на конкурсной выставке Павел Михайлович Третьяков.

Перед нами ночная река, освещенная лунным светом. По ней плывет челн. В нем два человека. Один гребет, другой погружен в невеселые думы. Он не молод. Весть ли везет страшную гонец? За помощью ли плывет? Или спешит словом остановить вспыхнувшую вражду? В любом случае нужны мудрые, убеждающие слова. Поэтому послан гонцом убеленный сединами старец.

На крутом, высоком берегу реки еле различимы в тусклом свете месяца древние постройки. Тревогой, напряжением веет от картины.

Река, весь пейзаж на картине созданы, скорей всего, воображением художника. Придуманы им и лодка, и избы славянские. В письме В.В.Стасову от 14 мая 1897 года Николай Рерих писал: «Недавно увидел одну избу, которая при сближении с юртой, кажется, подойдет к славянской постройке. Для картины сочинил я следующую избу», – и далее приводится рисунок избы, а сбоку дается пояснение: «крыша из жердей, дым через трубу». Ниже дается рисунок лодки без пояснений.

А вот в наших краях бытует мнение, что на своей знаменитой картине художник изобразил место на речке Таложенке в Кувшиновском районе Тверской области. Поводом для возникновения такого мнения послужила статья В.Исакова «Маришкина гора», напечатанная в газете «Советская Россия» от 31 декабря 1978 года. В ней приводится рассказ старого художника и охотника Ивана Михайловича Митрофанова из деревни Баранья гора на речке Таложенке. Он был абсолютно уверен, что крутой берег реки, с расположенным на нем древним славянским поселением, списан с Маришкиной горы.

Так в народе называют возвышенность, неожиданно круто поднимающуюся над равнинной местностью и над текущей у ее подножья небольшой речкой. Уверенность Митрофанова основывалась на похожести места и на том, что слышал он от своего деда рассказ о художнике Рерихе, который бывал в здешних местах и обследовал курганы по тверским речкам Осуге, Поведи, Таложенке и Тверце. Эту же версию Исаков повторяет в своей книге «Макушка Валдая» (Издательство Московский рабочий. 1984 г. Стр.192–194).

Справедливости ради надо сказать, что археологические исследования в наших краях Николай Константинович проводил через несколько лет после написания картины. Может быть, тогда он побывал и на Маришкиной горе, услышал связанную с ней легенду.

Жила в этих местах девушка Маришка неземной красоты. Женихов к ней не допускали, чтобы не было распрей меж ними. Тогда поселилась она на горе вдали от людей. Разговаривала с птицами, собирала травы и лечила ими всякие хвори. По преданию, состарившись, она не умерла, а превратилась в камень. Но камень этот найти никто не может, исчез он бесследно. Растут на Маришкиной горе редкие цветы и травы, которые в других местах в округе не встречаются. Цветы эти в руки людям не даются: стоит их сорвать, как тут же вянут. <…>

Н.К.Рерих за свою жизнь написал около 7 тысяч картин. Его работы находятся не только в крупных художественных музеях мира, но и в местных музеях многих провинциальных городов. Две картины художника – «Фантастический пейзаж» и «Древнее городище» – входят в коллекцию Тверской картинной галереи.

Картина «Фантастический пейзаж» (темпера) поступила в областную галерею в 1929 году из Государственного Русского Музея в обмен на картину одного из ярких художников 18 века, нашего земляка Г.В.Сороки. На картине Н.К.Рериха изображена плывущая по реке огромная рыба, похожая на кита. Скорей всего, картина была названа Николаем Константиновичем по-другому, и в названии заключался ключ к пониманию ее сюжета.

Вторая картина – «Древнее городище» (пастель) – была приобретена музеем в 80-х годах прошлого века в антикварном магазине. Возможно, сюжет картины возник у художника-археолога в результате обследования городищ на Тверской земле.

Как видим, связь семьи Рерихов с Тверским краем продолжается и сегодня через художественное наследие Николая Константиновича.

М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007


  1. Николай Рерих. Листы дневника. Т. 1. М. 1995. Стр. 227.
  2. ОР ГТГ, ф. 44, № 162.
  3. Половцов Анатолий Викторович (1841–1905) – историк, писатель, журналист, был начальником архивов Министерства Императорского Двора. Относился к молодому Н.К.Рериху с большой симпатией, поддерживал его во всех начинаниях.
  4. Петербургский рериховский сборник. I. С-П. 1998. Стр. 143.