Николай Константинович Рерих

Н.К.Рерих (9.10.1874–13.12.1947) – человек интереснейшей судьбы, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, мыслитель, ученый, путешественник, общественный деятель.

Художественное наследие Рериха огромно: более 7 тысяч полотен, и каждое из них притягивает своеобразием темы и сюжета, поэтичностью и глубоким символизмом. Его картины, эскизы, декорации к операм и балетам хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. Многогранно его наследие как мыслителя и писателя – это очерки, рассказы, сказки, стихотворения, путевые заметки, размышления, дневниковые записи.

Н.К.Рерих возглавлял целый ряд художественно-просветительских учреждений, некоторые из которых были основаны непосредственно им, являлся действительным членом Академий Художеств и Академий Наук нескольких стран, председателем, президентом и почетным членом более тридцати научных обществ и организаций.

Жизнь Николая Константиновича была замечательным примером самоотверженности и подвига на ниве культуры. В 1903–1904 годах он вместе со своей женой Е.И.Рерих предпринял экспедицию по сорока древним городам России, богатым памятниками старины. Несказанная красота древних памятников с одной стороны и боль от разрушения, которому их подвергло время и равнодушие людское, с другой побудили Н.К.Рериха заговорить о необходимости «особого охранения святынь народных» [1].

Неисчислимые бедствия и разрушения, которые принесла Первая мировая война 1914 года, укрепляют Николая Константиновича в мысли о неотложности действий в защиту творений человеческого гения в различных уголках нашей планеты, о необходимости защиты Культуры в самом широком смысле этого слова. Под культурой он понимал не только все виды искусства, но и знания, представленные наукой, и нравственность, которую утверждают все религии мира.

Культуре, Красоте, которую она несет, Н.К.Рерих отводил исключительную роль, считал ее движущей силой на пути совершенствования человеческого общества. В культуре – носительнице всех общечеловеческих ценностей – он видел основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Это он принес человеческому сообществу идею «Мир через Культуру».

Николай Рерих был не только мыслителем-пропагандистом, он был, прежде всего, делателем. В его личности особенно привлекает то, что все свои идеи и замыслы он доводил до конкретной реализации, закладывал под них твердые основы для будущего. Двадцать лет упорной работы развернутого Рерихом всемирного движения в защиту культуры завершились подписанием в 1935 году 21 государством «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», названного Пактом Рериха. В 1954 году Пакт лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Документ этот подписали 37 государств.

По аналогии со знаменем Красного Креста, призванного охранять человечество от физических страданий, Н.К.Рерих предложил охранное знамя для защиты творений мысли и духа человеческих. В Знамени он видел не только охранный, но и объединяющий символ. «Знамя не есть пустой звук, но зовущий благовест к совместному бодрому сотрудничеству», [2] – писал мыслитель. Весь Пакт Рериха пронизан идеей мира, поэтому Знамя художник предложил назвать Знаменем Мира. Для него он выбрал символ, встречающийся в сокровенном искусстве всех народов от каменного века до наших дней и выражающий идею священного триединства, – на белом поле в круге три амарантовые сферы. В приложении к Пакту знак этот трактуют как прошлое, настоящее, будущее в кольце Вечности или как наука, искусство, религия в круге Культуры.

Устремления Н.К.Рериха находили горячую поддержку в семье. Жена Елена Ивановна и сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич были первыми помощниками во всех его общественных начинаниях. Много ими было сделано по продвижению идей Пакта Рериха в жизнь.

М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007


  1. Николай Рерих. Листы дневника. Т 1. М. 1995. Стр.228.
  2. Николай Рерих. Листы дневника. Т 3. М. 1996. Стр.532.