Н.К.Рерих (9.10.1874–13.12.1947) – человек интереснейшей судьбы, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, мыслитель, ученый, путешественник, общественный деятель.
Художественное наследие Рериха огромно: более 7 тысяч полотен, и каждое из них притягивает своеобразием темы и сюжета, поэтичностью и глубоким символизмом. Его картины, эскизы, декорации к операм и балетам хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. Многогранно его наследие как мыслителя и писателя – это очерки, рассказы, сказки, стихотворения, путевые заметки, размышления, дневниковые записи.
Н.К.Рерих возглавлял целый ряд художественно-просветительских учреждений, некоторые из которых были основаны непосредственно им, являлся действительным членом Академий Художеств и Академий Наук нескольких стран, председателем, президентом и почетным членом более тридцати научных обществ и организаций.
Жизнь Николая Константиновича была замечательным примером самоотверженности и подвига на ниве культуры. В 1903–1904 годах он вместе со своей женой Е.И.Рерих предпринял экспедицию по сорока древним городам России, богатым памятниками старины. Несказанная красота древних памятников с одной стороны и боль от разрушения, которому их подвергло время и равнодушие людское, с другой побудили Н.К.Рериха заговорить о необходимости «особого охранения святынь народных» [1].
Неисчислимые бедствия и разрушения, которые принесла Первая мировая война 1914 года, укрепляют Николая Константиновича в мысли о неотложности действий в защиту творений человеческого гения в различных уголках нашей планеты, о необходимости защиты Культуры в самом широком смысле этого слова. Под культурой он понимал не только все виды искусства, но и знания, представленные наукой, и нравственность, которую утверждают все религии мира.
Культуре, Красоте, которую она несет, Н.К.Рерих отводил исключительную роль, считал ее движущей силой на пути совершенствования человеческого общества. В культуре – носительнице всех общечеловеческих ценностей – он видел основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Это он принес человеческому сообществу идею «Мир через Культуру».
Николай Рерих был не только мыслителем-пропагандистом, он был, прежде всего, делателем. В его личности особенно привлекает то, что все свои идеи и замыслы он доводил до конкретной реализации, закладывал под них твердые основы для будущего. Двадцать лет упорной работы развернутого Рерихом всемирного движения в защиту культуры завершились подписанием в 1935 году 21 государством «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», названного Пактом Рериха. В 1954 году Пакт лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Документ этот подписали 37 государств.
По аналогии со знаменем Красного Креста, призванного охранять человечество от физических страданий, Н.К.Рерих предложил охранное знамя для защиты творений мысли и духа человеческих. В Знамени он видел не только охранный, но и объединяющий символ. «Знамя не есть пустой звук, но зовущий благовест к совместному бодрому сотрудничеству», [2] – писал мыслитель. Весь Пакт Рериха пронизан идеей мира, поэтому Знамя художник предложил назвать Знаменем Мира. Для него он выбрал символ, встречающийся в сокровенном искусстве всех народов от каменного века до наших дней и выражающий идею священного триединства, – на белом поле в круге три амарантовые сферы. В приложении к Пакту знак этот трактуют как прошлое, настоящее, будущее в кольце Вечности или как наука, искусство, религия в круге Культуры.
Устремления Н.К.Рериха находили горячую поддержку в семье. Жена Елена Ивановна и сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич были первыми помощниками во всех его общественных начинаниях. Много ими было сделано по продвижению идей Пакта Рериха в жизнь.
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- Николай Рерих. Листы дневника. Т 1. М. 1995. Стр.228.
- Николай Рерих. Листы дневника. Т 3. М. 1996. Стр.532.
Елена Ивановна Рерих
Е.И.Рерих (12.02.1879–05.10.1955), глубокий мыслитель, писательница, переводчица, была добрым гением семьи. Ей посвящал свои произведения Николай Константинович, считал ее своей вдохновительницей, ведущей. Сыновья с благодарностью говорили о мудром ее руководстве в детстве и юности. Так Святослав Николаевич, выступая в 1975 году в ленинградском Доме ученых, сказал: «Моя матушка, которая <…> была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, за нашими порывами и чувствами, которые открывали ей направление наших интересов. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то убедить нас в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогали, вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые помогли бы его как-то направить. <…>
У меня тоже рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна собирала мне все книги, которые могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала с нами коллекции насекомых. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она помогала собирать уральские и другие камни» [1].
Е.И.Рерих хорошо разбиралась в живописи, музыке, сама была блестящей пианисткой. Вместе с мужем она с увлечением занималась археологическими исследованиями.
Под псевдонимами Н.Рокотова, Ж.Сент-Илер, Н.Яровская были опубликованы ее книги «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».
Ею переведены на русский язык два первых тома эпохального труда Елены Петровны Блаватской «Тайная доктрина» и избранные письма из переписки 1880–1885 гг. двух англичан А.П.Синетта и А.О.Хьюма [2] с мудрецами Востока. Перевод этих писем известен как книга «Чаша Востока. Письма Махатм».
Главным трудом жизни Елены Ивановны является учение «Живая Этика», написанное в сотрудничестве с философами и мудрецами Востока. Философией космической реальности называет Живую Этику Л.В.Шапошникова, генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве, индолог, писатель, академик РАЕН, РАКЦ, РАЭ [3], заслуженный деятель искусств РФ.
В ряде своих работ Л.В.Шапошникова убедительно доказывает, что в конце XIX начале ХХ века в России началась Духовная революция. В ее пространстве формировалось новое мышление космического мироощущения, и одной из определяющих тенденций стало сближение научного и вненаучного способов познания. Особенно ярко синтез философской, религиозной и научной мысли проявился в трудах философов Серебряного века – Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, В.С.Соловьева, И.А.Ильина. «Они, эти мыслители, переходили, по выражению Н.А.Бердяева, в «иное измерение», прозревая энергетическую целостность Мироздания и его неразрывную связь с человеческим бытием» [4]. Это же утверждалось в трудах великих ученых начала ХХ века – В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского, П.Тейяр де Шардена, Н.Бора, А.Эйнштейна, опиравшихся в своих исканиях как на эмпирическую науку так и на интуитивные нахождения за рамками науки.
Живая Этика стала завершающим этапом в формировании нового космического мировоззрения. Она «есть универсальная открытая система философии, в которой синтетически слились способы познания, научные и вненаучные, в единую новую систему познания. В ней в равной степени использованы нахождения эмпирической, умозрительной, художественной и религиозной мысли, интуитивных прозрений, которые подтверждены научными открытиями, такими как теория относительности, квантовая теория и другие» [5].
Идеи Живой Этики, утверждающие новое космическое мировоззрение, вошли в мир не только благодаря Е.И.Рерих. Ими пронизано все философское и литературное наследие Н.К.Рериха. Они запечатлены в художественных образах его картин, особенно тех, что написаны были во время Центрально-Азиатской экспедиции.
Организовал и возглавил Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рерих. Выйдя в 1924 году из Индии, экспедиция прошла через Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет и в 1928 году через княжество Сикким возвратилась в Индию. Долгих пять лет продолжалось это грандиозное путешествие, полное драматических событий и ценнейших находок.
Участницей экспедиции была и Елена Ивановна. В тяжелейшие моменты, возникавшие на маршруте, она подавала пример выдержки и стойкости.
Одной из задач задуманного Н.К.Рерихом проекта было проследить пути великого переселения народов и неизбежно связанное с ним взаимопроникновение культур разных народов. Вопрос этот всегда интересовал Николая Константиновича. Во взаимопроникновении, взаимообогащении культур он видел данную человечеству возможность утвердить мир через культуру, нацеленность самой жизни на единение народов.
По окончании экспедиции Рерихами в Индии был основан Институт гималайских исследований. Одной из задач института стала обработка и систематизация огромного материала, собранного на маршруте. Елена Ивановна стала Почетным президентом института, а возглавил его старший сын Рерихов. Он тоже был участником Центрально-Азиатской экспедиции.
М.А.Иванов. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007
- П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М. 2004.Стр.22.
- А.П.Синнет – в конце ХIХ века главный редактор самой влиятельной англоязычной газеты Индии «Пионер»; А.О. Хьюм – высокопоставленный чиновник англо-индийской администрации, известный орнитолог, основатель Индийского национального конгресса.
- РАЕН – Российская академия естественных наук, РАКЦ – Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского, РАЭ – Российская академия экологии.
- Л.В.Шапошникова. Философия космической реальности – вступительная статья к книге «Листы сада Мории». М. 2003. Стр.12.
- Л.В.Шапошникова. Философия космической реальности – вступительная статья к книге «Листы сада Мории». М. 2003. Стр.157.